В Государственном Историческом музее проходит выставка «Произведения Императорского стеклянного завода XIX - начала XX века из собрания Исторического музея». Экспозиция представляет почти две сотни лучших произведений Императорского Стеклянного завода, хранящихся в фондах отдела керамики и стекла и отдела металла Исторического музея. Это подлинные шедевры русского декоративно-прикладного искусства, созданные в период расцвета предприятия в XIX - начале XX века.
Фрагмент. Ваза с маскаронами. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1820-е годы.
Императорский стеклянный завод. Хрусталь аметистового цвета, бронза; алмазная грань; литье, чеканка, золочение.
В залах выставки представлены все художественные направления, в которых завод работал на протяжении XIX - начала XX веков: от ампира до модерна. Недостатка в творческих идеях для разработки проектов новых изделий он никогда не испытывал. В начале XIX века здесь была учреждена должность инвентора (художественного руководителя). Ее занимали крупнейшие архитекторы и художники страны: Ж. Тома де Томон, К.И. Росси, И.А. Иванов. Для императорского стекла эскизы делали Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин, А.П. Брюлов, И.А. Монигетти, И.П. Ропет. На заводе работали лучшие химики и технологи: Л.П. и Ю.П. Бонафеде, Брианшон, Марсо, Д.А. Кравцев, П.И. Михайлов. С.П. Петухов. Искусные мастера - выдувальщики, гранильщики, граверы, живописцы - зачастую составляли целые династии (Карамышевы, Левашовы, Красовские).
Ваза с маскаронами. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1820-е годы.
Императорский стеклянный завод. Хрусталь аметистового цвета, бронза; алмазная грань; литье, чеканка, золочение.
Ваза с маскаронами. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1820-е годы.
Императорский стеклянный завод. Хрусталь аметистового цвета, бронза; алмазная грань; литье, чеканка, золочение.
Изделие, предназначенное, для украшения дворцового интерьера, выполнено из хрустальной массы аметистового цвета, украшено гранью нескольких рисунков, в том числе т.н. «гранями в виде … листьев бамбука», расположенных наискось. Вариантом подобной грани был украшен знаменитый Пригородный Гранный» сервиз, исполненный для Большого Петергофского дворца в 1823 году по проекту инвентора завода И.А. Иванова.
Фрагмент. Ваза с маскаронами. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1820-е годы.
Императорский стеклянный завод. Хрусталь аметистового цвета, бронза; алмазная грань; литье, чеканка, золочение.
Фрагмент. Ваза с маскаронами. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1820-е годы.
Императорский стеклянный завод. Хрусталь аметистового цвета, бронза; алмазная грань; литье, чеканка, золочение.
На выставке демонстрируются почти все выдающиеся технологические достижения завода в области создания цветовой палитры хрустальных и стеклянных масс, а также обработки и декорирования стекла, включая гравировку, гранение, травление, протравное окрашивание, роспись силикатными красками, прозрачными и непрозрачными эмалями.
В 1810-х годах в ассортименте И.С.З. появились памятные предметы из бесцветного хрусталя с молочными медальонами, украшенными тончайшей миниатюрной росписью. Подобной техники в это время не знал ни один европейский центр стеклоделия.
Фрагмент. Бокал с портретом А.В. Суворова. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1810-е годы.
Императорский стеклянный завод. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись, золочение.
На предметах помещались портреты герое Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, составившие целую галерею, а также различные символические и аллегорические изображения.
Фрагмент. Кружка с портретом Императора Александра I и с надписью «Освободитель Европы».
Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1810-е годы. Императорский стеклянный завод.
Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись, золочение.
Бокалы с вензелем императора Александра I и с надписями:
«Ликуй, Москва въ Париже Россъ взятъ 19 марта 1814», «В память взятiя Парижа 19 марта 1814».
Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1810-е годы. Императорский стеклянный завод.
Бесцветный хрусталь, молочное стекло; золочение, цировка.
Цировка - это нанесение рисунка матовым золотом на лощеную позолоченную поверхность.
Фрагмент. Бокал с вензелем императора Александра I и с надписью:
«Ликуй, Москва въ Париже Россъ взятъ 19 марта 1814».
Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1810-е годы.
Императорский стеклянный завод. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; золочение, цировка.
Фрагмент. Бокал с крышкой с изображением амура, пишущего на дереве дату взятия Парижа.
Российская империя, г. Санкт-Петербург. Первая четверть XIX века. Императорский стеклянный завод.
Бесцветный хрусталь, молочное стекло; алмазная грань, роспись, золочение.
На бокале из Исторического музея изображен Амур, который привязал свою собаку, отложил лук и стрелой чертит на стволе дерева дату взятия Парижа «14 марта 1814 года».
Продукция Императорского Стеклянного завода отличалась невероятным разнообразием. Здесь изготовляли предметы для украшения парадных и камерных дворцовых интерьеров, дипломатические подарки, уникальные изделия для представления на различных выставках. Значительную долю ассортимента составляли предметы для сервировки стола, которые выполняли по заказам Гофмаршальской части Дворцового управления, отвечавшей за комплектность Сервизных кладовых.
Шкатулка с откидной крышкой и ключом. Российская империя, г. Санкт-Петербург. Конец 1830-х годов.
Императорский стеклянный завод. Бесцветный хрусталь, бронза, металл; гранение; литье, золочение.
Известно, что в конце XIX столетия «для восполнения текущей убыли» дворцовых сервизов ежегодно делали почти 20 тысяч предметов. Хрустальные и стеклянные сервизы также составляли важную часть свадебного приданного великих княжон. В годы Первой мировой войны в ассортименте завода появились лабораторная посуда и оптическое стекло.
Фрагмент. Чернильный прибор с фигуркой амура. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1820 - 1830 гг.
Императорский стеклянный завод. Бесцветный хрусталь, бронза, металл; гранение; литье, золочение.
Российские самодержцы и члены императорской семьи уделяли особое внимание деятельности предприятия. В конце года новые художественные изделия после самого внимательного и жесткого отбора представлялись на «Высочайшее благословение».
Фрагмент. Вазы парные. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1830-е годы.
Императорский стеклянный завод.
Стекло двухслойное бесцветное и «золотой рубин», бронза; гранение; литье, золочение.
Десятилетиями этот порядок оставался неизменным. По воспоминаниям профессора Н.Н. Качалова, «раз в год вся накопленная за год продукция… фарфоровые и стеклянные изделия декоративного назначения… «сдавались» царю… Директору в кабинет вносили и расставляли на огромном столе предназначенные к подношению вещи, и здесь происходил их окончательные отбор. Многие изделия для гарантии качества исполнялись в двух экземплярах, и здесь же, на последнем испытании, худший из двух экземпляров разбивался собственноручно директором при помощи обыкновенного молотка, которым забивают гвозди. Все, что предназначалось для дворца, должно было быть уникальным. Дубликаты не допускались».
Кубок со сценой коронации императрицы Екатерины I. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1830-е годы. Императорский стеклянный завод. Иоаганн Францевич Губе (?) (автор гравировки).
Бесцветный хрусталь; гранение, шлифовка, гравировка.
Фрагмент. Кубок со сценой коронации императрицы Екатерины I. Российская империя, г. Санкт-Петербург.
1830-е годы. Императорский стеклянный завод. Иоаганн Францевич Губе (?) (автор гравировки).
Бесцветный хрусталь; гранение, шлифовка, гравировка.
Со второй половины XVII в. стеклоделие в России находилось под пристальным вниманием и покровительством царствующих особ. Один из первых и самых успешных стекольных заводов появился при царе Алексее Михайловиче, проявлявшем неподдельный интерес ко всему новому, в том числе и к промышленным производствам. Измайловский завод, работавший в родовой подмосковной вотчине Романовых «про обиход великого государя», по праву называют родоначальником российского стекла.
Предметы из «Готического» сервиза. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1832-1848 гг. середина XIX века. Императорский стеклянный завод. По проекту И.А. Иванова.
Бесцветное, синее (кобальтовое), зеленое стекло, стекло «золотой рубин»; гранение, шлифовка.
«Готический» сервиз был впервые изготовлен для Зимнего дворца в 1832 г. Видимо, в силу неординарности художественного решения, он редко возобновлялся (к примеру, в списке повторявшихся в 1841 -1847 гг. сервизов, он отсутствует).
Предметы из «Готического» сервиза. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1832-1848 гг. середина XIX века. Императорский стеклянный завод. По проекту И.А. Иванова.
Бесцветное, синее (кобальтовое), зеленое стекло, стекло «золотой рубин»; гранение, шлифовка.
Активная и контрастная полихромия цветных накладов, напоминающая о цветной гамме средневековых витражей - алого («золотого рубина»), зеленого (хромового) и синего (кобальтового), своеобразная пластика посудных форм, лишенная привычной классической плавности очертаний, придают «Готическому» сервизу особую декоративность.
Предметы из «Готического» сервиза. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1832-1848 гг. середина XIX века. Императорский стеклянный завод. По проекту И.А. Иванова.
Бесцветное, синее (кобальтовое), зеленое стекло, стекло «золотой рубин»; гранение, шлифовка.
Красноречивой «отсылкой» к средневековой художественной традиции стали бокалы для рейнвейна, стилизованные под готический ремер. Автором художественного проекта «Готического» сервиза, по-видимому, был инвентор И.С.З. А.И. Иванов.
Предметы из «Готического» сервиза. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1832-1848 гг. середина XIX века. Императорский стеклянный завод. По проекту И.А. Иванова.
Бесцветное, синее (кобальтовое), зеленое стекло, стекло «золотой рубин»; гранение, шлифовка.
Рёмер (нем. Römer) - бокал для вина из цветного (как правило, зелёного или коричневого) стекла. По всей видимости, слово «рёмер» происходит от лат. vitrum Romarium - «римское стекло». Изначально так назывались осколки древнеримских стеклянных изделий, которые немецкие стеклодувы использовали для переплавки и последующего изготовления бокалов. Бокалы-рёмеры известны с XVI века. Они были распространены на всей территории Северной Европы; из них было принято пить белое вино.
Кубок с крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1880-е годы.
Императорский стеклянный завод. Бесцветное стекло; серебряная протрава, роспись прозрачными эмалями, золочение.
Фрагмент. Кубок с крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1880-е годы.
Императорский стеклянный завод. Бесцветное стекло; серебряная протрава, роспись прозрачными эмалями, золочение.
Фрагмент. Кубок с крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1880-е годы.
Императорский стеклянный завод. Бесцветное стекло; серебряная протрава, роспись прозрачными эмалями, золочение.
Фрагмент. Кубок с крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1880-е годы.
Императорский стеклянный завод. Бесцветное стекло; серебряная протрава, роспись прозрачными эмалями, золочение.
Фрагмент. Кубок с крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1880-е годы.
Императорский стеклянный завод. Бесцветное стекло; серебряная протрава, роспись прозрачными эмалями, золочение.
Иванов Иван Алексеевич (1779-1848), архитектор. 1789-1798 гг. обучался в Императорской Академии Художеств. В 1798 г. За архитектурную композицию получил малую серебряную медаль, аттестат I степени и звание художника. В 1806-1815 гг. служил в Кабинете Его Императорского Величества при художнике Фр. Гаттенбергере «для рисования разных изображений и скопирования рисунков». С 1806 г. Проектировал произведения декоративно-прикладного искусства. 1815-1848 гг. - инвентор на И.С.З. С 1830 г. - академик.
Бокал. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1880-е годы. Императорский стеклянный завод.
Бесцветное стекло; серебряная протрава, роспись прозрачными эмалями, золочение.
В первой четверти XVII столетия «место действия» закономерно переместилось в Санкт-Петербург и его окрестности. История Императорского Стеклянного завода начинается с 1735 года, когда на Фонтанке появился Петербургский казенный завод. По разным причинам предприятие несколько раз меняло местонахождение, владельцев и даже название. В 1774 году «из-за опасности пожаров» завод переехал в село Назья на южный берег Ладожского озера. В 1777 году императрица Екатерина II подарила завод «в вечное потомственное владение» князю Г.А. Потемкину. Новый владелец перевёл мануфактуру поближе к столице заново устроил ее в селе Озерки, на землях, предоставленных ему в аренду Александро-Невской лаврой. После смерти князя в 1791 году Потёмкинский завод перешел в казну. С 1792 года за ним закрепилось название - Императорский Стеклянный завод, сохранившееся до 1917 года. Деятельность предприятия регламентировалась особым «Положение об Императорском Стеклянном заводе». Согласно этому документу завод должен был изготавливать «художественные изделия для представления их к Высочайшему Двору и для пожалования различным лицам и учреждениям от Высочайшего имени из Кабинета Его Величества»
Тарелка «Сражение при Бриенне 1814». Российская империя, г. Санкт-Петербург. Конец 1830-х годов.
Императорский стеклянный завод. Иоганн Францевич Губе (автор гравировки).
Бесцветное стекло; гранение, серебряная протрава, гравировка.
В 1830-х годах на Императорском Стеклянном заводе получила развитие гравировка в технике инталия, дающей глубокое рельефное изображение. В этой технике выполнена серия тарелок и гравированными по зеркалу воспроизведениями медальонов серии Ф.П. Толстого, посвященной Отечественной войне 1812 года. В коллекции Исторического музея представлены тарелки с сюжетами «Народное ополчение 1812», «Сражение при Бриенне 1814», «Покорение Парижа 1814», «Мир в Европе 1815». В 1829 году оригиналы медальонов были награвированы на Петербургском монетном дворе известными медальерами А. Клепиковым и А. Лялиным. Гравировка тарелок была исполнена на Императорском Стеклянном заводе «художником резного искусства на стекле» Иоганном Губе, прусским подданным, который работал по контракту с 1836 по 1851 год. И. Губе работал в манере, чрезвычайно близкой известнейшему богемскому граверу Д. Биманну.
Фрагмент. Тарелка «Сражение при Бриенне 1814». Российская империя, г. Санкт-Петербург. Конец 1830-х годов. Императорский стеклянный завод. Иоганн Францевич Губе (автор гравировки).
Бесцветное стекло; гранение, серебряная протрава, гравировка.
Особую выразительность тарелкам придает цветной фон, на котором она сделана. Во второй четверти XIX в. появился новый, яркий и эффектный тип декорирования стеклянных изделий - протравное окрашивание стекла серебром, дающее красивую желтую окраску различных оттенков (способ изобретен в 1820 г. В Богемии Ф. Эгерманном).
Фрагмент. Тарелка «Мир в Европе 1815». Российская империя, г. Санкт-Петербург. Конец 1830-х годов.
Императорский стеклянный завод. Иоганн Францевич Губе (автор гравировки).
Бесцветное стекло; гранение, серебряная протрава, гравировка.
На протяжении двух столетий И.С.З. традиционно оставался «законодателем мод» в российском стеклоделии. Здесь работали художники и мастера высочайшего класса, осваивались новые технологии и развивались художественные стили. На протяжении XVIII в. завод выпускал в основном изделия из бесцветного стекла с орнаментальными и сюжетными гравировками, стилистике барокко и рококо. С середины -второй половины столетия в ассортименте предприятия появляются многочисленные предметы из цветного стекла, рецепты которого были разработаны великим русским ученым М.В. Ломоносовым. «Цветная материя» органично вошла в эстетику нового стиля - классицизма.
Предметы из сервиза с вензелем «МА» (?) под императорской короной. Российская империя, г. Санкт-Петербург.
Конец 1840-е годы. Императорский стеклянный завод. Бесцветный хрусталь, стекло «золотой рубин»; гранение шлифовка, гравирование.
Предметы из сервиза с вензелем «МА» (?) под императорской короной. Российская империя, г. Санкт-Петербург.
Конец 1840-е годы. Императорский стеклянный завод. Бесцветный хрусталь, стекло «золотой рубин»; гранение шлифовка, гравирование.
Фрагмент. Предмет из сервиза с вензелем «МА» (?) под императорской короной. Российская империя, г. Санкт-Петербург. Конец 1840-е годы. Императорский стеклянный завод. Бесцветный хрусталь, стекло «золотой рубин»; гранение шлифовка, гравирование.
В первой трети XIX века в И.С.З. вступает в пору обновления, что было связано как с объективными экономическими причинами, так и с художественными переменами, расцветом большого стиля - ампира. Это время крупных изделий, знаменитых имен, блеска, монументальности и торжественности, проявляющейся даже в малых формах. На И.С.З. изготавливается множество разномасштабных предметов для меняющих облик дворцовых интерьеров. К сотрудничеству с заводом привлекают ведущих художников и архитекторов того времени: К.И. Росси, А.Н. Воронихина, Ж.Тома де Томона, А.П. Брюллова. Учреждается должность инвентора, художественного руководителя, отвечающего за облик продукции предприятия в целом (в 1815 -1848 гг. ее занимал А.И. Иванов). Реорганизация коснулась и административного, и производственного устройства завода. В ассортименте появился хрусталь - совершенно новая масса, ставшая своеобразным «символом» ампира, обладающая яркими декоративными особенностями и требующая совершенно новых приемов обработки.
Предмет из свадебного сервиза великой княжны Ольги Николаевны. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1846 г. Императорский стеклянный завод. Мастерская К.И. Тегельстена (серебряная оправа).
Бесцветный хрусталь, стекло «золотой рубин»; серебро; гранение, литье.
Предметы входили в состав парадного сервиза, подаренного великой княжне Ольге Николаевне по случаю ее бракосочетания августейшими родителями - императором Николаем I и императрицей Александрой Федоровной. Парадный сервиз, вошедший в приданое великой княжны, был изготовлен на Императорском стеклянном заводе. Серебряная оправа предметов выполнена на фабрике Карла Ивановича Тегельстена в Санкт-Петербурге, одном из лучших русских производств по изготовлению художественного литья и бронзы второй четверти XIX века. Фабрика К.И. Тегельстена исполняла государственные и придворные заказы. Одна из самых известных работ фирмы - отделка иконостаса для Исаакиевского собора (1844-1845).
Рюмки сервизные с вензелем великого князя Константина Николаевича. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1848 (?). Императорский стеклянный завод. Зеленое стекло; гранение, шлифовка, гравировка.
Фрагмент. Рюмка сервизная с вензелем великого князя Константина Николаевича.
Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1848 (?).
Императорский стеклянный завод. Зеленое стекло; гранение, шлифовка, гравировка.
Со второй четверти XIX века в декоративно-прикладном искусстве России начинается длительный период разнообразных исторических стилей - неоготики и «второго рококо», неоклассики, восточных стилей», «неоренессанса». Отдельную тему составляют произведения «в русском вкусе», выполненные в русле художественных исканий И.А. Монигетти, тяготевшего к «византийскому» направлению, а также в стиле «крестьянского» искусства, связанного с творчеством В.А. Гартмана. На И.С.З. историзм вызвал к жизни и новые технические и технологические эксперименты, в основном, касавшиеся окрашивания стеклянных масс и развития линии росписи по стеклу.
Кувшин в форме аска с откидной крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1830-е годы.
Императорский стеклянный завод. Экквист К.Г. (автор серебряной оправы).
Зеленое стекло, серебро; выдувание в форму, матирование; литье, вальцовка, штамп, позолота.
Кувшин выполнен в форме аска - известной античной формы керамических сосудов, имевших широкое распространение в V -VI вв. до н.э. В античной Греции аски были значительно меньших размеров, и употреблялись для благовоний. Форма аска вошла в моду на И.С.З. в 1830-х гг., скорее всего, как один из откликов на «этрусское» направление в декоративно-прикладном искусстве, и, по-видимому, не сохранила своей популярности в более позднее время. Серебряная оправа предмета выполнена в Петербурге мастером К.Г. Экквистом. Карл Густав Экквист (1800-1868) с 1819 гола учился в Петербурге, в 1823 г. Подмастерье, с 1830 г. по 1868 г. серебряных дел мастер.
Фрагмент. Кувшин в форме аска с откидной крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1830-е годы. Императорский стеклянный завод. Экквист К.Г. (автор серебряной оправы).
Зеленое стекло, серебро; выдувание в форму, матирование; литье, вальцовка, штамп, позолота.
Фрагмент. Кувшин в форме аска с откидной крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1830-е годы. Императорский стеклянный завод. Экквист К.Г. (автор серебряной оправы).
Зеленое стекло, серебро; выдувание в форму, матирование; литье, вальцовка, штамп, позолота.
Фрагмент. Кувшин в форме аска с откидной крышкой. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1830-е годы. Императорский стеклянный завод. Экквист К.Г. (автор серебряной оправы).
Зеленое стекло, серебро; выдувание в форму, матирование; литье, вальцовка, штамп, позолота.
В 1890 году И.С.З. был объединён с Императорским фарфоровым заводом и переехал на его территорию. Новое предприятие получило название «Императорский фарфоровый и Стеклянный заводы» и производило «посуду для Высочайшего двора, пасхальные яйца для Их Императорских Величеств и художественные вещи, которые в конце года представляются Государю Императору и Государыням Императрицам».
Кувшин. Российская империя, г. Санкт-Петербург. Вторая четверть XIX в. Императорский стеклянный завод.
Двухслойное стекло (бесцветное и «золотой рубин»), бронза; гранение, роспись золотом и серебром по пасте, чеканка(?)
Фрагмент. Кувшин. Российская империя, г. Санкт-Петербург. Вторая четверть XIX в. Императорский стеклянный завод. Двухслойное стекло (бесцветное и «золотой рубин»), бронза; гранение, роспись золотом и серебром по пасте, чеканка(?)
Фрагмент. Кувшин. Российская империя, г. Санкт-Петербург. Вторая четверть XIX в. Императорский стеклянный завод. Двухслойное стекло (бесцветное и «золотой рубин»), бронза; гранение, роспись золотом и серебром по пасте, чеканка(?)
На рубеже XIX - XX века появляется и получает развитие новый большой стиль - модерн. Это стиль органически изящных и сложно стилизованных форм, утонченности и богатейшей нюансировки колорита. На И.С.З. осваивают технику глубокого травления накладных стекол, которая стала «визитной карточкой» произведений модерна. Одновременно разрабатываются новые декоры в технике резьбы для цветного и бесцветного хрусталя, среди которых особое место занимают орнаментальные и цветочные изображения «в русском вкусе».
Фрагмент. Крест напрестольный. Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1908 г.
Императорские Фарфоровый и Стеклянный заводы. По эскизу П.И. Красовского. Резчик М. Омроков.
Бесцветный хрусталь; гранение, резьба, гравировка, полировка.
Константин Николаевич Красовский, художник (1834-?), обучался в школе при Императорском фарфоровом заводе. С 1850 г. - ученик на заводе, с 1853 г. - живописец-задельщик (получавший зарплату с выработки), с 1855 г. - штатный живописец завода. Красовский был лучшим учеником приглашенного на И.Ф.З. французского художника Петра Буде (1800-1853), виртуозного мастера живописи фруктов, цветов, насекомых и орнаментов. В 1864 г. Императорская Академия художеств присвоила Красовскому звание «свободного художника». С 1901 года постепенно отошел от проектирования рисунков для ваз и других изделий и начал обучать своему мастерству учеников. Награжден орденом Св. Анны II степени и Св. Станислава III степени. В 1892 году пожалован золотыми часами с цепочкой с изображением государственного герба из Кабинета Его Императорского Величества.
Фрагмент. Ваза «Одуванчики». Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1901 г.
Императорские Фарфоровый и Стеклянный заводы. По эскизу П.И. Красовского.
Стекло двухслойное (желтое и зеленое); травление, резьба.
Изображение вазы с аналогичным декором под названием «Одуванчик» представлена в подборке фотографий изделий И.С.З., выполненных в 1900 г. В отчете И.С.З. за 1900 г. Значится ваза «Одуванчик», а в отчете за 1901 г. Ваза «Одуванчики» из многослойного стекла, автором которых является К.Н. Красовский.
После октябрьских событий 1917 года заводу не суждено было сохранить свое лидерство в производстве художественных произведений, и в 1918 году он прекратил свое существование.
Набор для водки. Штоф с надписью: «Недорого пито, да дорого быто».
Стопки с надписями: «Где винцо, тут и праздничек», «Пей до дна, наживай ума», «Умно пьешь, шутя живешь», «Без поливки и капуста сдохнет», Неси в ворота, где ус да борода», «Его же и монаси приемлют».
Российская империя, г. Санкт-Петербург. 1880-е годы. Императорский стеклянный завод.
Бесцветное стекло, роспись эмалями, золочение.
Приходите в музей, чтобы увидеть историю русского стекла и одного из ведущих производств дореволюционной России. И конечно сквозь эти прекрасные провидения искусства ближе познакомиться не только с художественными стилями, но и с историей нашей страны. Музей ждет вас.
Выставка продлится до 10 ноября 2021 года.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.