Выставка «NapoleON. NapoleOFF?» - отчёт

Aug 18, 2021 20:00

В Музее-панораме «Бородинская битва» подходит к завершению выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX-XX веков». Выставка из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» и коллекции Александра Вихрова приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены.



Наполеон на борту корабля «Беллерофон». Дж. Ч. Армитаж по рисунку В.К. Оргадсона.
1840-е. Бумага, литография. Собрание А.Н. Вихрова.
15 июля 1815 года между 6 и 7 часами утра Наполеон поднялся на борт 74-пушечного корабля Его Величества «Беллерофон». Морские пехотинцы отдали ему честь, и Наполеон подошёл к шканцам, снял шляпу, и на французском языке объявил капитану Мейтленду: «Я пришёл, чтобы перейти под защиту вашего короля и ваших законов». Мейтленд поклонился в ответ. С заключением бывшего императора под стражу на борту британского военного корабля, наполеоновские войны, наконец, закончились. утром 23 июля, когда Наполеон появился на палубе на рассвете, в то время как «Беллерофон» проходил возле острова Уэссана, последней части французской земли. Он поднялся на ют, на котором присутствовали мичманы, и провёл утро, наблюдая как береговая линия медленно отступает из поля зрения. К нему присоединились члены его свиты, хотя он и не разговаривал ни с кем из них.



Фрагмент. Статуэтка короля Франции Людовика XVIII «с сюрпризом».
Первая треть XIX века. Камень, металл, литье, чеканка. Собрание А.Н. Вихрова.



Фрагмент. Статуэтка короля Франции Людовика XVIII «с сюрпризом».
Первая треть XIX века. Камень, металл, литье, чеканка. Собрание А.Н. Вихрова.
Так кончилась эпоха Наполеона, и начал создавать миф о Наполеоне. Его слава, победы и государственные достижения не прошли даром. И многие люди захотели иметь память об этом человеке-легенде. Что сразу привело к покупательскому спросу на сувениры, связанные с его именем.


Печать для сургуча. Россия. 1824 год. Металл, литье, гравировка. Собрание А.Н. Вихрова.



Оттиск сургучной печати.


Чернильный прибор «с секретом». Первая треть XIX века.
Латунь, литье чеканка. Собрание А.Н. Вихрова.
15 октября 1815 года после длительного плавания Наполеон в качестве пленника ступи на остров Святой Елены, где ему предстояло закончить свои дни и самому сформировать свою легенду, которая будет жить в веках.


Фрагмент. Остров Святой Елены, место ссылки генерала Наполеона Бонапарта.
Неизвестный французский мастер в печатне Женевьевы Шеро, или вдовы Шеро. Париж. Первая четверть XIX века. Создана по гравюре из издания 1782 года «Новая полная и универсальная система географии Миллара». Бумага, офорт, раскраска. Музей-панорама «Бородинская битва».



Наполеон на острове Святой Елены. Ф. Рандел. 1840-е. Бумага, гравюра резцом.
Наполеона сопровождала в изгнание очень небольшая свита, так как английское правительство отказало большинству домогавшихся следовать за императором на остров Св. Елены. С ним были маршал Бертран с женой, генерал граф Монтолон с женой, генерал Гурго и Лас-Каз со своим сыном. Был также его слуга Маршан и кое-кто еще из прислуги (корсиканец Сантини и пр.). Сначала Наполеону предоставили помещение не очень удобное, потом более поместительный дом в части острова, называемой Лонгвудом.


Наполеон на острове Святой Елены. По рисунку О. Верне. 1825 год.
Бумага, литография. Собрание А.Н. Вихрова.



Фрагмент. И.К. (?) Арнольди. Наполеон на острове святой Елены. Не ранее 1830 года.
С оригинала «Наполеон, диктующий свои мемуары генералу Гурго». К.К. фон Штейбена 1830 года.
Холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва».
В 1818 году Наполеон впал в депрессию, всё чаще болел, жаловался на боль в правом боку. Он подозревал, что это рак - болезнь, от которой умер его отец. В сентябре 1819 года на остров приехал врач Антоммарки, присланный матерью Наполеона и кардиналом Фешем, но он уже не мог помочь больному. В марте 1821 года состояние Наполеона ухудшилось настолько, что он уже не сомневался в близкой смерти. 15 апреля 1821 года он продиктовал своё завещание. Наполеон умер в субботу, 5 мая 1821 года, в 17 часов 49 минут.


Смерть Наполеона. А. Жакемо по оригиналу барона К.А. Штейбена. 1836 год.
Холст, масло. Собрание А.Н. Вихрова.
«Ночь с 4 на 5 мая была очень тревожной, почти непрекращающаяся горячка, неразборчивые слова: «Франция… Армия» были последними, что мы смогли разобрать. Император более не говорил. В четыре часа утра на смену возбуждению пришло спокойствие. Это было спокойствие мужества и смирения; взгляд императора остовался устремленным в одну точку, рот напряженным. Несколько капель подсдащенно воды, влитых графом де Монтолоном в его рот, немного усилили его пульс; из благородной груди императора вырвался вздох, в нас пробудилась надежда. В 8 часов французские слуги вошли в комнату, они сдерживали свое горе, с леденящим от тишины смерти сердцем они встали вокруг кровати, которую мы уже окружили. Наши взгляды были устремлены на величественную голову Императора, которые отводили лишь для того, чтобы попытаться разгадать во взгляде доктора Антомарки, осталась ли какая-нибудь надежда. Все напрасно. Неумолимая смерть пришла. В 5 ½ вечера послышался пушечный выстрел, служивший сигналом отбоя. Солнце, исчезавшее в отблесках света, перестало светить в момент, когда блистательное светило, правившее миром завернулось в саван своей бессмертной славы. Беспокойство доктора усиливается. Эта рука, которая вела к победе, по которой он измеряет пульс, леденеет: доктор Арнольд измеряет время между вздохами, пятнадцать секунд, тридцать, прошла минута… Императора больше нет. Губы императора стали бесцветными, рот слегка сжался, веки застыли, глаза закатились, лицо спокойное и выглядит счастливым. Мгновение и наши рыдания, столь долго сдерживаемые, раздались с тем большей силой. Дети мадам Бетртран вошли в комнату в 10 часов, их позвала мать, она хотела чтобы они поцеловали эту холодную руку, которая в течении шести лет расточала им столько ласки. Представленная перед ними сцена горя не позволила им долго справляться со столь сильными эмоциями, старший сын упал в обморок, пришлось вывести их из этого места скорби.
В этот промежуток времени в комнату зашел капитан Крокет в сопровождении Арнольда, чтобы зафиксировать время смерти Императора, его походка свидетельствовала о душевном смятении. Он с почтением вышел из комнаты и, казалось, извинялся, что пришел потревожить наше горе, вскоре его сменили два английских врача, чтобы проверить сердце жертвы и вернуться, чтобы хладнокровно подтвердить показания офицера.
Так скончался Император в окружении нескольких преданных людей, но не естественных в таких случаях объектах привязанности, к которым тянется человек в поседение мгновения жизни, мать, жена и сын.»

Из воспоминания Л.Ж Маршана, главного камердинера Императора.


Фрагмент. Смерть Наполеона. А. Жакемо по оригиналу барона К.А. Штейбена. 1836 год.
Холст, масло. Собрание А.Н. Вихрова.



Фрагмент. Смерть Наполеона. А. Жакемо по оригиналу барона К.А. Штейбена. 1836 год.
Холст, масло. Собрание А.Н. Вихрова.


Экспликация к картине К. фон Штейбена «Смерть Наполеона».
Неизвестный французский мастер. Франция. 1830-1850-е годы. Бумага, акватинта.
Музей-панорама «Бородинская битва»1. Император
2. Генерал-лейтенант граф Бертран
3. Генерал граф Монтолон
4. Мадам графиня Бертран
5. Маршан, главный камердинер
6. Доктор Антомарки
7. Аббат Виньяти
8. Наполеон Бертран
9. Мадмуазель Бертран
10. Анри Бертран
11. Артур Бертран, родившийся на Святой Елене, Император называл его «мой маленький тиран»
Слуги Императора:
12. Сен Дени
13. Аршамбо
14. Пьеррон
15. Курсо
16. Наварез
17. Шанделье
18. Английский доктор Арнольд
19. Капитан Крокет
20. Мадам Сен-Дени
21. Мадам Нававрез



Фрагмент. Экспликация к картине К. фон Штейбена «Смерть Наполеона». Неизвестный французский мастер. Франция. 1830-1850-е годы. Бумага, акватинта. Музей-панорама «Бородинская битва».


Фрагмент. Экспликация к картине К. фон Штейбена «Смерть Наполеона». Неизвестный французский мастер. Франция. 1830-1850-е годы. Бумага, акватинта. Музей-панорама «Бородинская битва».



Фрагмент полога смертного ложа Наполеона. 1821 год.
Ткань, жемчуг, опал. Собрание А.Н. Вихрова.
Исходная посмертная маска Наполеона была создана 7 мая 1821 года, через полтора дня после того, как бывший император умер на острове Святой Елены в возрасте 51 года. В последние минуты с ним находились врачи из Франции и Великобритании. Некоторые источники утверждают, что доктор Франсуа Карло Антоммарки (один из нескольких врачей, бывших рядом с Наполеоном) сделал оригинальный «родительский оттиск», который позже был использован для создания бронзовых и гипсовых копий. Другие записи, однако, показывают, что доктор Фрэнсис Бертон, хирург 66-го полка британской армии, находящегося на острове Святой Елены, руководил вскрытием императора, и во время этой процедуры сделал оригинальный оттиск. Антоммарки получил от своих британских коллег вторичную гипсовую форму с оригинального оттиска Бертона. Сообщается, что с помощью этого слепка второго поколения Антоммарки во Франции изготовил копии посмертной маски в гипсе и бронзе.


Посмертная маска Наполеона. Россия. 1912 год. Гипс. Музей-панорама «Бородинская битва».
Ещё одно утверждение относительно происхождения посмертной маски и её копий заключается в том, что мадам Бертран, служанка Наполеона на острове Св. Елены, якобы украла часть оригинального гипсового оттиска, оставив Бертону только уши и затылок. Впоследствии британский врач подал в суд на Бертран с требованием вернуть оттиск, но не смог добиться этого в суде. Год спустя мадам Бертран подарила Антоммарки копию маски, с которой он сделал несколько копий.


Слепок кисти руки Наполеона. Конец XX века. С оригинала из собрания Лувра. Гипс.
Собрание А.Н. Вихрова.



Фрагмент. Похоронная процессия Наполеона. По рисунку Ф. Марриета. 1821 год.
Бумага, офорт, акватинта. Собрание А.Н. Вихрова.
В соответствии с завещанием Наполеона, если его тело не будет доставлено во Францию, он был похоронен 9 мая 1821 года на острове Святой Елены в долине Герани, рядом с источником, водой которого утолял жажду во время конных прогулок. Могила была обнесена деревянным забором, надгробный камень так и остался без надписи. Французы хотели выгравировать Наполеон I, но генерал Хадсон Лоу настаивал на надписи «Бонапарт». В 1828 году в память о победах Наполеона леди Даллас, жена бригадного генерала Чарльза Далласа, губернатора острова Святой Елены, посадила 12 кипарисов. Так же все время пока тело Наполеона находилось в этой могиле ее охранял английский караул из 12 солдат.


Могила Наполеона на острове Святой Елены. Неизвестный гравер. Вторая четверть XIX века.
Бумага, литография. Собрание А.Н. Вихрова.
В 1858 году во время дружественных отношений между Францией и Великобританией дом Лонгвуда и «Долина Герани» была выкуплена Францией за 7000 фунтов стерлингов. В настоящее время эта земля находится в ведении Министерства иностранных дел Франции.


Футляр с изображением могилы Наполеона. Западная Европа. XIX век. Кость, резьба.
Музей-панорама «Бородинская битва».



Чернильница в виде гробницы Наполеона. Россия. Вторая половина XIX века.
Сплав черного металла, штамповка, литье, пайка. Музей-панорама «Бородинская битва».
7 июля 1840 года в семь часов вечера фрегат «Бель Пуль» в сопровождении корвета «Ля Фаворит» отправились в путешествие на остров Святой Елена, чтобы возвратить останки Императора во Францию. Во главе экспедиции стоял Франсуа д’Орлеан принц де Жуанвиль, третий сын короля Франции Луи-Филиппа. Путешествие заняло 93 дня.

На фрегате было устроено помещение, для установки гроба с телом Императора, задрапированное черным бархатом, расшитым серебряными пчелами. В центре стоял катафалк, охраняемый четырьмя орлами из позолоченного дерева.

14 октября, ночью, при свете факелов, по настоянию английской стороны, началась эксгумация тела Наполеона. Были убраны три плиты, закрывающие могилу. Аббат Кокеро окропил гроб водой из источника, который так любил Наполеон и прочитал De profundis. Гроб подняли и перевезли в шатер, установленный накануне. Потом был открыт гроб. Первый гроб из красного дерева пришлось распилить с обоих концов, чтобы извлечь второй свинцовый гроб. По прибытии генерала Миддлмора и лейтенанта Тушара, дежурного принца, свинцовый гроб был распаян. Следующий гроб из красного дерева прекрасно сохранился. После настало очередь последнего оловянного гроба.


Вскрытие гроба Наполеона на острове Святой Елены в долине Гробниц.
Фото из Википедии. Предмет на выставке не экспонируется.
Когда крышку сняли, появилась белая атласная набивка крышки, которая отсоединилась и накрыла тело как саван. Когда саван был убран, открылось тело Наполеона, которое прекрасно сохранилось.


Медаль в честь переноса останков императора Наполеона с острова Св. Елены в Париж 15 декабря 1840 года Реверс. Ж.Ф.А. Бови. Франция, 1840. Бронза, чеканка. Музей-панорама «Бородинская битва».



Медаль в честь переноса останков императора Наполеона с острова Св. Елены в Париж 15 декабря 1840 года Аверс, реверс. Ж.Ф.А. Бови. Франция, 1840. Бронза, чеканка. Фото взято с сайта Numismatics Paris.
После осмотра гроб Наполеона был закрыт и положен в специальный гроб из черного дерева привезенный из Франции. Гроб из черного дерева был изготовлен в Париже. Его форма напоминала древние саркофаги. Он был 2,56 метра в длину, 70 сантиметров в высоту и 1,05 метра в ширину. На крышке золотыми буквами было написано «Наполеон». Каждая его грань была украшена буквой «Т» из позолоченной бронзы. Шесть бронзовых колец использовались для его перемещения. Так же на гробу была надпись «Император Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 г.»


Перенос останков Наполеона на борт «Бель Пуль» 15 октября 1840 года. Эжен Изабей.
Фото взято из Википедии. Предмет на выставке не экспонируется.
Для защиты от непогоды во время морского путешествия, гроб из черного дерева был помещен в шестой гроб из дуба. Это массу достигавшую 1200 кг 43 артиллериста переместили на погребальную колесницу, которую еле тянули 4 лошади в черных попонах. Гроб был накрыт специальным покровом из бархата, усеянного золотыми пчелами, орлами, увенчанными коронами по углам и большим серебряным крестом.

Перенос останков Наполеона с «Бель Пуль» на пароход «Нормандия» на рейде Шербура 8 декабря 1840 года.
Леон Морель-Фатио, 1841. Фото взято из Википедии. Предмет на выставке не экспонируется.
30 ноября «Бель Пуль» вошла в гавань Шербура, откуда останки Наполеона на пароходе «Нормандия», который доставил их в деревню близ Руана. Там останки Императора были перенесены на пароход «Дорада», который доставил их в Париж.
30 ноября 1840 года -«Бель Пуль» встает на рейде Шербурга
2 декабря 1840 года - «Бель Пуль» входит в военную гавань Шербурга
8 декабря 1840 - останки Наполеона переносят на пароход «Нормандия», далее в порту Гавра их переносят на пароход «Дорада», который начинает свое движение вверх по Сене.
14 декабря 1840 года «Дорада» подходит к мосту Нейли в Курвебуа, где установлена 45 колонна увенчанная императорским орлом и глобусом.
15 декабря 1840 года Саркофа императора переносят на катафалк длиной 13 метров, высотой 10 и шириной 5, украшенный 14 статуями, представляющие наиболее важные победы Наполеона, запряженный 16 лошадьми покрытых попонами с гербами Империи. Кортеж прошествовал под Триумфальной Аркой на площади Звезды, Елисейским Полям, пересек площадь Согласия и остановился у Дома Инвалидов.



Медаль в честь транспортировки через Руан останков Наполеона I. 1840. Франция. Из коллекции А.Н. Вихрова.



Медаль в честь транспортировки через Руан останков Наполеона I.
Аверс, реверс. 1840. Бронза, чеканка. Фото взято с сайта Numismatics Paris.
Аверс: Святая Елена 5 мая 1821 год. Я хочу, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди французского народа, который я так любил».
Реверс: Е.К.В. (Его Королевское Высочество) принц де Жуанвиль, начальник экспедиции/ прохождение через Руан/останков/императора Наполеона/ 10 декабря 1840.


Гроб Наполеона на палубе фрегата «Бель Пуль»,
нарисованный с натуры во время религиозной церемонии 15 октября 1840 года.
Париж, 1840. В. Адам. По собственному рисунку в печатне Б. Люморье.
Лист из альбома «Возвращение во Францию останков Наполеона». Бумага, литография, раскраска.
Музей-панорама «Бородинская битва».
В Париже состоялась пышная церемония переноса останков Императора в часовню Дома Инвалидов в присутствии первых лиц государства: короля и принцев крови. Глава Дома Инвалидов маршал Монси, тяжело больной, умолял врача продлить ему жизнь, чтобы он смог встретить прах Императора. После этой церемониальной встречи он произнес: «А теперь вернемся умирать».


Прибытие «Дорады» в Курбевуа 14 декабря 1840 года. Феликс Филипото. 1867.
Фото взято из Википедии. Предмет на выставке не экспонируется.
После переноса праха началось строительство часовни для упокоения бывшего Императора. Камень для саркофага сумели найти только в России, откуда он и был доставлен, не без помощи Николая I. А сама часовня с гробнице была открыта только в 1861 году уже при императоре Наполеоне I. За это время ушел не только режим Июльской монархии со главе с герцогом Орлеанским, но и Вторая Республика приказала долго жить.


Катафалк и гробница Наполеона в Церкви Дома Инвалидов в Париже. 15 декабря 1840.
Париж, 1840. В. Адам. По собственному рисунку в печатне Б. Люморье.
Лист из альбома «Возвращение во Францию останков Наполеона». Бумаг, литография, раскраска.
Музей-панорама «Бородинская битва».
Слухи, что саркофаг Наполеона пуст и англичане украли тело Императора ходили уже в то время, не унимаются они и сейчас. Знаменитый французский историк Ретиф де ля Бретон кстати придерживался версии, что англичане украли тело Наполеона в 1824 или 1825 году.


Жетон в память открытия гробницы Наполеона Бонапарта 5 мая 1853 года. Франция. 1853.
Бронза, чеканка, золочение. Музей-панорама «Бородинская битва».



Жетон в память открытия гробницы Наполеона Бонапарта 5 мая 1853 года. Франция. 1853.
Бронза, чеканка, золочение. Аверс, реверс. 1840. Фото взято с сайта Numismatics Paris.
История легенды Наполеона продолжала жить своей жизнью и вот уже великий Виктор Гюго называет Наполеона «Орлом», а его сына «Орленком» в своих «Сумеречных песнях». И вскоре уже никто не вспомнит как звали сына Императора, но прозвище «Орленок» осталось в веках.


Медаль на смерть сына Наполеона герцога Рейхштадского. Бошери. Франция. 1832 год.
Бронза, чеканка. Собрание А.Н. Вихрова.



Медаль на смерть сына Наполеона герцога Рейхштадского. Бошери. Аверс, реверс. Франция. 1832 год.
Бронза, чеканка. Фото взято с сайта Numismatics Paris.
Опять же, чтобы использовать миф Наполеона в своих целях во время режима Виши, Адольф Гитлер повелел перезахоронить тело Наполеона II короля Римского, после отречения его отца известного как Франца , герцога Рейхштадского.


Фото перезахоронения останков Наполеона II 15 октября 1940 года. Фото с просторов Интернета.
Церемония состоялась ночью 15 октября 1940 года, через 100 лет после возвращения останков Императора на берега Сены. Это событие вызвало неоднозначную реакцию французов, тогда парижане говорили: «У нас забрали уголь, а вернули прах».


Медаль Св. Елены. По эскизу А.Д. Барр. Париж, 1857 год. Бронза, литье, чеканка.
Музей-панорама «Бородинская битва».
а аверсе помещено изображение императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.), надпись «NAPOLEON I EMPEREUR» ( «НАПОЛЕОН I ИМПЕРАТОР»), под портретом маркировка мастера - медальера Альберта Барра (1818-1878 гг.). На реверсе на французском языке помещена надпись «A SES COMPAGNONS DE GLOIRE SA DERNIЕRE PENSЕE S.TE HЕLЕNE 5 MAI 1821» ( «ЕГО ПОСЛЕДНЯЯ МЫСЛЬ - О ТОВАРИЩАХ ПО СЛАВЕ. ОСТРОВ СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ 5 МАЯ 1821 года»), «CAMPAGNES DE 1792 A 1815» ( «КАМПАНИЯ 1792-1815 гг.»).
Медаль в память военных компаний Франции 1792-1815 гг. Учреждена 12 августа 1857 года императором Франции Наполеоном III (1852-1870 гг.). Награждались ветераны французской армии (а также ее союзники) участвовавшие в боевых действиях в период 1792-1815 гг. (на 1857 год 390.000 оставшихся в живых ветеранов).

А легенда продолжает жить и уже мы являемся ее носителями, изучаем, коллекционируем, снимаем новые фильмы и выдвигаем новые теории. Блистательная эпоха Наполеона все так же притягивает к себе людей. И небольшая, но очень интересная выставка в музее-панораме «Бородинская битва» приближает нас к той эпохе и раскрывает ее тайны. Успейте посетить экспозицию в музее ведь осталось совсем немного времени пока она будет доступна посетителям.
Выставка продлится до 22 августа 2021 года.

Адрес: Кутузовский проспект, д. 38 стр.1. Проезд до ст.м. «Парк Победы». Подробнее тут.
Время работы: с 10.00 до 18.00, четверг - с 10.00 до 21.00.
Выходной день - пятница.
Санитарный день - каждый последний четверг месяца.
Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.
Цена билета: Взрослый - 300 руб; льготный - 100 руб. Подробнее тут.
Третий понедельник каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

выставки, МП "Бородинская битва", отчёт

Previous post Next post
Up