Выставка «Как наши годы то летят…» в ГМП -отчёт.

Mar 31, 2021 18:17

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Как наши годы то летят…». Настоящий выставочный проект является откликом на последние события в мире, когда многие люди, перешагнувшие рубеж шестидесяти пяти лет, из-за пандемии оказались на долгий срок отрезаны от активной социальной жизни.


Неизвестный художник. Портрет мужчины в парике. 1720-е-1740-е гг. Холст, масло.
Этой выставкой музей хотел напомнить, что «шестьдесят пять +» - это не закат жизни. Это возраст, в котором человек еще полон сил и творческих устремлений. Свидетельство тому - деятельность выдающихся представителей русской и мировой культуры, живописные и графические портреты которых составили экспозицию.



Неизвестный художник. Портрет неизвестной дамы в парике из рода Головкиных. Вторая половина XVIII века. Холст, масло.
В состав выставки также вошли портреты неизвестных - «маститых старцев» и женщин, «в летах полной зрелости» еще сохранивших следы былой красоты, запечатленной художниками для будущих поколений.


К.К. де Местр. Портрет А.В. Суворова. Около 1799. Кость, акварель, гуашь.
«Вы готовите себе печальную старость - сказал князь Талейран кому-то кто хвасталс, что никогда не брал карты в руки . Если определение Талейрана справедливо, то нигде не может быть такой веселой старости, как у нас, в русской жизни карты одна из непреложных и неизбежных стихий»
П.А. Вяземский. Старая записная книжка.


Неизвестный художник. Портрет неизвестного кавалера ордена Святой Анны. 1770-е - 1880-е. Кость, акварель, гуашь.
На выставке представлены живописные и графические портреты XVIII-XIX веков, которые составляют ядро экспозиции. Одни из них выполнены признанными художниками того времени - П.Ф. Борелем, В.И. Гау, К.К. Гампельном, Б.-Ш. Митуаром; другие - неизвестными мастерами. Большинство людей, изображенных на портретах, - это выдающиеся ученые, художники, скульпторы, литераторы и государственные деятели, прожившие долгую и яркую жизнь.


Неизвестный художник. Портрет графа А.И. Ушакова. 1740-1744. Холст, масло.
Андрей Иванович Ушаков (1672-1744) - русский военный и государственный деятель, сподвижник Петра Великого, генерал-аншеф, начальник тайной розыскной канцелярии в 1731-1746 годах.


Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет графа А.И. Ушакова. 1740-1744. Холст, масло.



Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет графа А.И. Ушакова. 1740-1744. Холст, масло.
Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства позволяют почувствовать атмосферу эпохи, а редкие книжные издания и рукописные материалы того времени воссоздают исторический, нравственный и культурно-бытовой контекст, в котором жили и действовали герои выставки.


А.Л.Ф. Сержан-Марсо. Портрет М. де Бетюна. 1791. Бумага, лавис цветной, акварель.
В 1572 году 12-летним ребёнком пережил в Париже Варфоломеевскую ночь. С 1594 года, то есть со времени вступления Генриха IV в Париж, Рони занимал первое место в государстве, взяв на себя управление всеми отраслями государственных дел, кроме дипломатических, и получил от короля титул герцога де Сюлли. В 1597 году Сюлли был поставлен во главе финансов, а в 1599 году Генрих назначил его главным смотрителем над путями сообщения (фр. grand-voyer de France). В 1601 году Сюлли был назначен главным начальником артиллерии и инспектором всех крепостей; в 1606 году Генрих наградил его титулом герцога. Честный, бережливый, сурово-прямодушный, неутомимо деятельный, Сюлли удержался во главе управления до самой смерти Генриха IV, несмотря на придворные интриги.

Лавис (фр. lavis - размывка) - разновидность гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Считается одной из манер офорта. В технике лависа художник рисует непосредственно на металлической пластине кистью, смоченной в слабом растворе кислоты, который слегка разъедает поверхность металла. В зависимости от времени и силы травления на металле возникают углубления. При глубокой печати - втирании краски по принципу офорта и печатании на влажную бумагу на офортном станке (с цилиндрическим валом) - получается изображение с мягкими контурами и тональными переходами, напоминающее акварель. Изобретателем техники лависа в 1769 году был французский живописец, рисовальщик и гравёр Жан-Батист Лепренс.


Ф. Велин по оригиналу М.-Л. Нуартер. 1814. Портрет Г.Л. Блюхера. 1818-1824.
Бумага, гравюра цветным пунктиром резцом; акварель, гуашь, белила.
«Двоюродные братья князья Гагарины оба красавцы в свое время, встретились после двадцатилетней разлуки в постороннем доме. Они, разумеется постарели и дург друга не узнали. Хозяин должен был назвать их по имени. Тут они во взаимные объятия. «Грустно, князь Григорий, - сказал один из них, - но судя по впечатлению, которое ты на меня производишь, должен я казаться тебе очень гадок».
П.А. Вяземский. Старая записная книжка.


Неизвестный художник по оригиналу Д.Г. Левицкого. Портрет И.Г. Голенищева-Кутузова.
Вторая половина XIX века. Холст, масло.
Иван Логгинович Голенищев-Кутузов (1729-1802), русский военно-морской деятель, адмирал (1782), литератор. В 1797-1798 - президент Адмиралтейств-коллегии. По словам одного из офицеров, служивших под его началом «к обширнейшим познаниям сей почтенный муж присовокупил твердость Петра, доброту Елисаветы и вельможничество Екатерины».


П.Ф. Борель по гравюре-оригиналу А.А. Осипова. 1796. Портрет Е,Р. Дашковой. 1859.
Бумага, бумага китайская, литография.
Екатерина Романовна Дашкова (урожденная Воронцова; 1743-1810)сподвижница Екатерины Великой, сыгравшая значительную роль в дворцовом перевороте 1762 года, приведшем на престол Екатерину II. Первая женщина неимператорского происхождения, занявшая высокие государственные посты - директора Санкт-Петербургской Академии наук и председателя Российской академии; организатор и участник создания первого толкового Словаря русского языка; статс-дама русского императорского двора.


Неизвестный художник. Портрет барона Л.К. Боде. 1830-е. Картон, масло.
Лев Карлович Боде (1787-1859), участник Отечественной войны 1812 года; обер-гофмейстер, президент Московской дворцовой конторы. Осуществлял общее руководство возведением Большого кремлевского дворца (1849). В 1853 году избран на три года предводителем дворянства Подольского уезда Московской губернии.


Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет барона Л.К. Боде. 1830-е. Картон, масло.
«Старость обыкновенно ворчит на молодёжь; молодость смеётся над стариками <…>. Но при этом не должно бы забывать, что старость <…> имеет за себя опытность. Опытность также наука, добыта часто многими трудами и страданиями. Молодость дорожит наукой и сведениями: почему же пренебрегать ей наукой жизни?»
П.А. Вяземский. Старая записная книжка.


Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет барона Л.К. Боде. 1830-е. Картон, масло.
Большинство героев выставки не ощущали себя «стариками». Богатство внутреннего мира, осознание целостности, полноты и значимости своей жизни давало им на это право. До конца своих дней они сохраняли активную жизненную позицию, а их творческий потенциал продолжал раскрываться не менее ярко, чем в молодые годы. «Дай Бог, - писал на склоне лет П.А. Вяземский, - чтобы в остающиеся мне годы, я <…> мог совершить что-нибудь такое, что и после меня осталось бы добрым обо мне воспоминанием».


П.А. Оленин и А.А. Василевский по оригиналу А.Г. Варнека. Портрет А.Н. Оленина.
Вторая половина 1820-х. Бумага, акварель, пастель, белила.
Алексей Николаевич Оленин (1763-1843), российский государственный деятель, историк, археолог, художник, государственный секретарь 91814-1827), член Государственного совета (1827-1841). Действительный тайный советник. В 1817 - 1841 годах занимал должность президента Академии художеств; в 1811-1843 годах -директор Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.


Портрет графини Е.А. Строгоновой. Начало XIX века. Картон бристольский, акварель, гуашь, белила.
Елизавета Александровна Строгонова (1745-1813) сестра деда Н.Н. Пушкиной. Жена действительного тайного советника барона А.Н. Строгонова, масть графа Г.А. Строгонова. В молодости славилась красотой, блистала на придворных празднествах. По примеру Екатерины II стала одной из первых придворных дам позволившей привить себе оспу.

В XVIII столетии 14-15-летние девочки уже считались невестами. Впоследствии столь ранние замужества вышли из обычной практики и нормальным для брака возрастом стали считаться 17-19 лет. Юноша из дворянской семьи в 16-17 лет заканчивал обучение, чтобы поступить на службу. Два года он еще жил в родительском доме, не располагая собственными средствами, а затем переходил на положение полностью самостоятельного человека.


В.А. Голике по оригиналу Д.Доу. 1820. Портрет В.А. Всеволжского. После 1820. Холст, масло.
Всеволод Андреевич Всеволжский (1769-1836), отставной гвардии ротмистр, статский советник, камергер, отцом членов общества «Зеленая лампа» А.В. и Н.В. Всеволжских. Человек необычайно деятельный и энергичный, активно занимался предпринимательством. Будучи дворянином, записался купцом 1-й гильдии. В результате этого лишился права нести государственную или выборную службу, но получил возможность торговать. Став одним из самых богатых людей в России, получил прозвище «Петербургский Крез». В аристократическом кругу слыл настоящим русским барином, хлебосолом и театралом.
Серединой жизненного пути было принято считать тридцатилетие - «полдень жизни». Это была «точка равновесия» между еще не ушедшей молодостью и наступившей зрелостью. Однако этот возрастной рубеж имел разное значение для женщины и мужчины. Для первых он был началом увядания, для вторых - расцвета, обретения мудрости и жизненного опыта.


А.В. Васильев. Портрет А. В. Васильева. 1839. Холст, масло.



Неизвестный художник по оригиналу Л.С. Миропольского. 1789.
Портрет князя А.А. Вяземского. Конец XVIII века. Холст, масло.
Александр Алексеевич Вяземский (1727-1793), один из доверенных сановников Екатерины II, в качестве генерал-прокурора Сената следивший за расходованием казенных средств, имевший репутацию неподкупного. Пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течении 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Почти единолично руководил Тайной канцелярии, через его руки прошли почти все известные политические дела царствования Екатерины II Е. Пугачева, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и других.


Неизвестный художник по оригиналу Л.С. Миропольского. 1789.Фрагмент.
Портрет князя А.А. Вяземского. Конец XVIII века. Холст, масло.



Неизвестный художник. Портрет Е.М. Кишкиной, урождённой Скопиной. 1870-е. Холст, масло.
«В сущности, как мало меняется человек! Говорят, что старость есть возвращение к детству: нет, не к детству, а к юности…»
В.П. Боткин - А.А. Фету. 28 августа 1862 года.


П.Ф. Борель по фотографии. Портрет генерала А.П. Ермолова. 1965. Бумага китайская, литография.
Алексей Петрович Ермолов (177-1861), русский военачальник и государственный деятель; герой Отечественной войны 1812 года; главноуправляющий гражданской частью и пограничными делами в Грузии, Астраханской и кавказской губерниях. С началом Крымской войны в конце 1853 года 76-летний Ермолов был избран начальником государственного ополчения в семи губерниях, но принял эту должность только по Москве. В мае 1855 года из-за старости покинул этот пост. С 1857 года и до конца жизни занимал наивысшее положение среди всех полных генералов Российской империи по старшинству пожалования таким чином.


Неизвестный художник по оригиналу К.А. Зенфа. 1816. Портрет М.Б. Барклая де Толли. 1816-1820. Холст, масло.
«… я не имел понятия о необыкновенной красоте, которую может иметь старость. Ередо мною был <…> прославившийся в государстве Николай Семенович Мордвинов»
Ф.Ф. Вигель. Записки.


Неизвестный художник по оригиналу Д.Доу. Портрет Н.С. Мордвинова. После 1826. Холст, масло.
Николай Семенович Мордвинов 91755-1845), русский флотоводец и государственный деятель; автор значимых трудов по экономике и финансовой политике, сельскому хозяйству и банковскому делу. Имел репутацию самого либерального человека в царском правительстве. «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию», - писал А.С. Пушкин. Пользовался большим авторитетом среди декабристов. Единственный из членов Верховного уголовного суда в 1826 году не подписал смертный приговор участникам восстания.


И.Л. Шульц. Портрет К.Г. Риттера. 1834. Холст, масло.



И.Л. Шульц. Фрагмент. Портрет К.Г. Риттера. 1834. Холст, масло.
«Окруженный в свете общим уважением и любовью. Крылов дожил счастливо до маститой старости, сохраняя прежний бодрый вид, свою величественную осанку, весёлый, кроткий и приятный нрав, остроумный разговор и самый простой образ жизни…»
П.И. Каменский. Из очерка «Крылов».


Г.А. Гиппиус. Портрет И.А. Крылова. 1822(?). Бумага желтоватая, литография.
Иван Андреевич Крылов (1769-1844), русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников, которые расходились десятками тысяч экземпляров - неслыханными по тому времени тиражами.


Неизвестный художник. Портрет пожилой дамы. Начало 1820-х. Холст, масло.



Неизвестный художник. Портрет Е.М. Кологривовой. 1830-е. Картон бристольский, акварель, белила, лак.
Елизавета Михайловна Кологривова (1777-1845), сводная сестра Александра Николаевича Голицына (1773-1844), обер-прокурора синода, министра просвещения, знакомого А.С. Пушкина. Вследствие физического уродства (была горбата) не вышла замуж и жила вместе с братом. А.Н. Голицын завещал ей свое имение Гаспра в Крыму, где провел последние годы жизни.

Вот такой мы увидели эту замечательную выставку в Государственном музее А.С. Пушкина, где можно увидеть замечательные портреты и познакомиться с людьми из прошлого.

Выставка продлится до 10 мая 2021 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам - с 12.00 до 21.00 (касса - до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 250 руб., льготный - 100 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

ГМП, выставки, отчёт

Previous post Next post
Up