Выставка «Мир семейного счастья…» в ГМП - отчёт

Mar 30, 2021 18:00

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Мир семейного счастья…». В 2021 году исполняется 190 лет со дня свадьбы А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Выставочный проект, подготовленный Государственным музеем А. С. Пушкина (Москва) при участии Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) приурочен к этой знаменательной дате.


Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797-м году. Ч.5.
Выставка состоит из трех частей. Первый раздел экспозиции посвящен предкам А. С. Пушкина, ведь идея сохранения родовой памяти чрезвычайно занимала поэта на протяжении всей жизни.



Неизвестный художник. Портрет барона Ивана Ивановича Меллера-Закомельского(?)
(портрет Абрама Петровича Ганнибала). Воспроизведение.
Многочисленные пушкинские высказывания о значении для каждого человека памяти о предшествующих поколениях хорошо известны. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».


Неизвестный гравер. Портрет С.Л. Пушкина. Конец XIX века - началоXX века. Бумага, цинкография.
Сергей Львович Пушкин (1770-1848), отец А.С. Пушкина. Начав службу в лейб-гвардии Егерском полку, в 1796 году вышел в отставку в связи с женитьбой. Два года спустя переселился с семьей в Москву. Был человеком «нрава пылкого и до крайности раздражительного, <…> отчего дети больше боялись его, чем любили». В светском обществе отличался «неистощимой любезностью» и «тонким остроумием». Среди его друзей было немало известных стихотворцев - В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, И.И. Дмитриев. Встречи с ними, как и чтение книг из отцовской библиотеки, способствовали пробуждению интереса Пушкина к литературе. Несмотря на то, что в течение длительного времени отношения С.Л. Пушкина со старшим сыном были достаточно отчужденными, впоследствии он гордился его славой и высоко ценил поэтический талант.


Неизвестный гравер с оригинала Ксавье де Местра. Портрет Н.О. Пушкиной (урожденной Ганнибал).
Конец XIX - начало XX века. Бумага, цинкография.
Надежда Осиповна Пушкина (урожденная Ганнибал: 1775-1836), с 1796 года жена Л.С. Пушкина: мать А.С. Пушкина. Обладала «веселым и беззаботным характером», «прекрасной наружностью креолки» и любила светское общество. В детстве поэт оказывала предпочтение его сестре Ольге (в замужестве Павлищевой: 1797-1868) и брату Льву (1805-1852). Однако во время Михайловской ссылки хлопотала о разрешении Пушкину выехать в столицу. Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после ее смерти жаловался, что так недолго «пользовался нежностью материнскою». Поэт сам отвез ее тело для погребения в Святогорский монастырь и высказал желание быть похороненным рядом.


М. Циммер. Портрет Н.О. Пушкиной. 1800-е годы. Картон мелованный, карандаш.
На протяжении нескольких столетий представители его рода были неразрывно связаны с судьбой России, участвуя в ключевых для страны событиях и существенно влияя на ход отечественной истории. Именно поэтому гордившийся своим 600-летним дворянством поэт утверждал, что дорожить «историей своего дома» означает дорожить «историей отечества». Русская история проходила через частную жизнь Пушкиных и Ганнибалов, и потому понятие Дома, родового гнезда, имело для поэта особый смысл.


Ксаверий Ксаверьевич де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801-1803. Пластина металлическая, масло.



Г. Барсукова с оригинала Е.Н. Хвостовой. Портрет А.Н. Пушкина. 1950-1960. Кость, акварель, гуашь.
Андрей Никифорович Пушкин (1792-1831) - полковник артиллерии, дальний родственник А.С. Пушкина. Родился в 1792 году в семье действительного статского советника Никифора Изотовича Пушкина (1758-1831). Происходил из старшей ветви рода Пушкиных, ведущей свое начало с конца XIV века


Неизвестный художник. Портрет Н.И. Пушкина. Около 1800. Холст, масло. Воспроизведение.
Никифор Изотович Пушкин (1758-1831( принадлежал к той ветви рода Пушкиных, родоначальником который был старший сын Григория Пушки - Александр. Окончив Артиллерийский кадетский корпус, он затем входил в различные комиссии, связанные со строительством дорог и гражданских сооружений. Под его особым присмотром строились дворец в Царском Селе, Михайловский замок, Казанский собор. В 1806 году, имея уже чин статского советника, он заведовал Таврическим и Каменноостровскими дворцами. За время службы неоднократно удостаивался наград и монарших знаков внимания. Умер во время эпидемии холеры, открывшейся в Петербурге в 1831 году.


Неизвестны художник. Портрет Е.А. Пушкиной. Конец XVIII - начало XIX века. Холст, масло. Воспроизведение.
Евпраксия Аристарховна Пушкина (урожденная Кашкина; 1765-1826), жена Н.И. Пушкина. Ее отец А.П. Кашкин умер в начале 1790-х годов в чине генерал-майор в должности управителя Царского Села. Ее родная сестра Мария была замужем за А.М. Вындомским, владельцем имения Тригорское Псковской губернии, и таким образом, Евпраксия Аристарховна доводилась теткой П.А. Осиповой-Вульф, урожденной Вындомской.


И. Кадушин с оригинала В.Ф. Черновой 1844. Портрет О.С. Павлищевой. 1907. Бумага, хромолитография.
Ольга Сергеевна Павлищева (урожденная Пушкина; 1797-1868), старшая сестра поэта. Была особенно дружна с братом в детстве и ранней юности. В 1828 году без согласия родителей обвенчалась с Н.И. Павлищевым, однокашником Л.С. Пушкина и С.А. Соболевского по Царскосельскому благородному пансиону. И сын Лев и дочь Надежда были названы в честь брата и матери Ольги Сергеевны.. В 1836 году Пушкин вел безуспешные переговоры с Палищевыми о выкупе их доли имени Михайловское. Рассказы Ольги Сергеевны о детстве поэта были записаны ее сыном Л.Н. Павлищевым. В них содержатся важнейшие сведения о семье, родительском доме в Москве и детстве поэта. Пушкин посвятил ей несколько стихотворений, в частности «К сестре» (1814).


Неизвестный художник. Портрет А.Ю. Пушкина. Конец 1820-х. Холст, масло. Воспроизведение.
Александр Юрьевич Пушкин (1777-1854), двоюродный дядя А.С. Пушкина по линии матери, автор небольшой заметки «Для биографии Пушкина». Его отец Юрий Алексеевич Пушкин доводился родным братом бабушке поэта Марии Алексеевне Ганнибал. В 1806 -1809 годах А.Ю. Пушкин служил в Московском почтамте, затем в Экспедиции казенных винокуренных заводов. По воспоминаниям О.С. Павлищевой он писал «удачные стихи», которые ему случалось читать в московском доме родителей поэта. Впоследствии он занял должность судьи совестного суда в Костроме.
Совестный суд - губернский суд в Российской империи, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 году для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности.
Совестный суд учредила императрица Екатерина II, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. Решения совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции. Упразднён указом Сената от 25 ноября 1866 года.


Неизвестный художник. Портрет А.Ф. Пушкина. Конец XVIII века. Холст, масло. Воспроизведение.
Алексей Федорович Пушкин (1717-1777), прадед поэта, отец его бабки Марии Алексеевны Ганнибал. Из немногочисленных сохранившихся документов известно, что в 1730 году он был пажом при дворе царевны Прасковьи Ивановны, в 1732 году - кадетом Сухопутного шляхетского корпуса, в 1736 году - прапорщиком Тверского драгунского полка. Во время службы исполнял должность квартирмейстера, участвовал в турецких компаниях, в том числе во взятии Очакова (1737). В 1746 году вышел в отставку с чином капитана и в последние годы жил в своем имении Покровское Липецкого уезда Тамбовской губернии, где и похоронен.


Неизвестный художник. Портрет С.Ю. Пушкиной. Конец XVIII века. Холст, масло. Воспроизведение.
Сарра Юрьевна Пушкина (урожденная Ржевская; 1721 - не ранее1792), прабабка поэта, жена А.Ф. Пушкина. Происходила из старинного княжеского рода Ржевских. Вместе с потерей удела в Ржеве ее предки утратили княжеский титул. По воспоминанием О.С. Павлищевой, их бабушка М.А. Ганнибал очень дорожила близким родством с Ржевскими. Семейные предания нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», одним из главных героев которого стал Гавриил Афанасьевич Ржевский.


Неизвестный художник. Портрет И.А. Ганнибала. Холст, масло. Воспроизведение.
Иван Абрамович Ганнибал 91735-1801), двоюродный дед А.С. Пушкина. Старший сын А.П. Ганнибала, умноживший славу отца на военном поприще. По окончанию Петербургской артиллерийской школы и Морского шляхетного корпуса участвовал в Наваринском и Чесменском сражениях. В 1778 году им был основан город Херсон, где под его наблюдением началось строительство крепости, порта с гаванью и судостроительной верфи. Как и отец, И.А. Ганнибал вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Не имея собственной семьи, он много помогал братьям, выручая их из затруднительны положений, был опекуном матери поэта Надежды Осиповны и крестным отцом его сестры Ольги Сергеевны.


Неизвестный художник с оригинала 1780-х. Портрет И.А. Ганнибала.
Третья четверть XIX века. Картон, акварель, гуашь, лак.
Следующий раздел экспозиции посвящен свадьбе А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Настойчивое стремление обрести свой Дом и свою Семью не оставляло Пушкина на протяжении нескольких лет. Во второй половине 1820-х годов он неоднократно влюблялся, сватался, получал отказы, утешался и влюблялся вновь - в С. Ф. Пушкину, А. Н. Оленину, Е. Н. Ушакову… Желание жениться было продиктовано различными соображениями. Среди них и влюбленность, и усталость от холостой жизни, и тоска по упорядоченному семейному быту как основе углубленного и спокойного труда.


Б.И. Клабуновский с оригинала П.Ф. Соколова 1830-х. портрет А.С. Пушкина. 1961. Картон, акварель.
В 1828 году на одном из московских балов поэт встретил 16-летнюю Наталью Гончарову. «Когда я увидел ее в первый раз, - писал он впоследствии Н. И. Гончаровой, матери невесты, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределенности, на мгновение свел меня с ума…» Ответ, который получил Пушкин, полуотказ - полусогласие. Через два года он сделал предложение вновь, и на этот раз оно было принято.


Б.И. Клабуновский с оригинала А.П. Брюсова 1830-1831. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1986. Бумага, акварель.
18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Известие об этом многие встретили с удивлением, с недоверием говоря о «прозаической стороне брака». Поэт же спустя неделю сообщал своему другу П. А. Плетневу: «Я женат и счастлив». Счастье означало для Пушкина не только любовь, но и свой Дом, спокойное и достойное существование, окончание «кочевой жизни».


М.М. Зацепин. Портрет И.А. Нарышкина. 1820-1830-е. Кость, акварель, гуашь, лак.
Иван Александрович Нарышкин (1761-1841), сенатор, тайный советник, дядя Н.Н. Гончаровой; на свадьбе Пушкина был посаженным отцом со стороны невесты. По словам современницы, это был «…небольшого роста, худенький и миловидный человечек, очень учтивый в обращении и большой шакркун. Волосы у него были очень редки, он стриг их коротка и как-то особенным манером, что очень к нему шло; был большой охотник до перстней и носил крупные бриллианты». Утратив расположение Двора и промотав довольно крупное состояние, вынужден был переехать из Петербурга в Москву. В 1830-е годы Пушкин с женой бывали в его доме на Пречистенке.


Н.М. Алексеев. Портрет Д.Н. Гончарова. 1848. Бумага, акварель, белила, лак.
Дмитрий Николаевич Гончаров (1808-1860), старший брат Н.Н. Пушкиной. Воспитанник Московского университета, чиновник коллегии иностранных дел, камер=юнкер. С 1835 года в отставке. После смерти деда А.Н. Гончарова(1832) стал главой семьи, опекуном душевнобольного отца. Будучи распорядителем имения Гончаровых, выплачивал денежное содержание Н.Н. Пушкиной и ее сестрам.


Н.И. Гончарова по оригиналу Д. Босси. 1800-х автопортрет. После 1807. Бумага, акварель.



К.Н. Кольман. «Полотняный завод» - имение Гончаровых под Калугой. 1839. Бумага, акварель.
Полотняный завод - имение Гончаровых. Сюда дважды приезжал А.С. Пушкин. В конце мая 1830 года, сразу после помолвки, он был здесь с приветственным визитом. Предположительно, Пушкин провел в имении три дня и решал вопросы, связанные с приданым Натальи Николаевны. Второй раз поэт гостил в Полотняном заводе две недели в конце лета 1834 года. Его чрезвычайно заинтересовала богатейшая усадебная библиотека, из которой он отобрал для себя 69 книг и 23 рукописи. После смерти поэта именно Полотняный Завод на два года стал местом уединения для Натальи Николаевны и их четырех детей. Здесь ее посещали отец поэта С.Л. Пушкин, П.В. Нащокин, В.А. Жуковский, позднее бывал Н.В. Гоголь.


Неизвестный художник. Портрет А.Н. Гончаровой. 1820-е -1830-е. Бумага, акварель.
Александра Николаевна Гончарова (1811-1891), сестра Н.Н. Пушкиной. Жила с семьей Пушкина с осени 1834 года, была очень дружна с Натальей Николаевной, была ее верной помощницей в хозяйственных делах. По-родственному заботливо относилась к Пушкину, неоднократно выполняла его деловые поручения. После гибели Пушкина осталась жить с его вдовой, помогая ей воспитывать детей. В 1855 вышла замуж за чиновника австрийского посольства в Петербурге Густава Фогеля фон Фризенгофа и уехала в Австро-Венгрию

Неизвестный художник с оригинала П.Ф. Соколова. Портрет графа Г.А. Строгонова. Конец 1820-х - начало 1830-х. Бумага на картоне, акварель.

Григорий Александрович Строганов (1770-18570, русский дипломат, посол в Испании, Швеции и Оттоманской империи, двоюродный дядя Н.Н. Пушкиной. Знакомство с Пушкиным относится ко времени переезда поэта из Москвы в Царское Село и Петербург. В истории дуэли Пушкина был на стороне Дантеса и Геккерена. После смерти поэта взял на себя расходы по похоронам и возглавил Опеку над детьми и имуществом Пушкина..


Третий зал экспозиции посвящен потомкам поэта, размышление о которых было для него неотделимо от представлений о Доме и Семье. «…Как дворянин и отец семейства, - писал Пушкин, - я обязан оберегать свою честь и имя, которое должен оставить моим детям». Здесь демонстрируются изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам.


Дочь поэта Пушкина Мария Александровна (в замужестве Гартунг). Москва, 1890-е Фотоателье К. Фишера. Фотография.
Мария Александровна Пушкина (1832-1919), старшая дочь поэта. В 1852 году стала фрейлиной при Императорсокм дворе. В 1860 году вышла замуж за офицера лейб-гвардии Конного полка Л.Н. Гартунга. После смерти мужа, покончившего с собой во врем суда над ним, подолгу жила в семье брата Александра Александровича. Знакомство с М.А. Пушкиной оставило глубокое впечатление у Л.Н. Толстого, «передавшего» черты ее лица своей героине Анне Карениной. К столетию со дня рождения А.С. Пушкина Мария Александровна основала в Москве библиотеку имени А.С. Пушкина.

Не ставя своей целью назвать всех, кем продолжился род поэта и чья жизнь несет на себе отблеск его славы, тем не менее, мы стремились осветить эту тему как можно полнее. Вместе с традицией широко отмечать памятные пушкинские даты возникло обыкновение приглашать на подобные чествования - как самых дорогих гостей - потомков великого поэта.

Выставка продлится до 09 мая 2021 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам - с 12.00 до 21.00 (касса - до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 250 руб., льготный - 100 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

ГМП, выставки, отчёт

Previous post Next post
Up