В Музее военной формы Российского военно-исторического общества проходит выставка «САМОКАТЧИКИ, ВПЕРЕД! Из истории военно-велосипедного дела». В залах старинной усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице представлены подлинные военные велосипеды из собрания частного Веломузея Андрея Мятиева.
После того, как велосипед занял прочное место в гражданской жизни, у военных организаций возникло стремление приспособить его для несения военной службы. На протяжении нескольких десятилетий, начина с конца XIX века, данный вид транспорта пользовался популярностью благодаря своей простоте и неприхотливости. Сменив на посту животных, в первую очередь лошадей, эпоха велосипеда в военном деле завершилась только в XXI веке.
Велосипед «Excelsior». 1886 год. Bayliss Thomas Co Ltd. Ковентри, Великобритания.
Первое упоминание о применении велосипеда в реальной боевой обстановке относится к 1871 году, ко времени франко-прусской войны: во Франции, в осажденном городе Бельфоре, самокатчиков на высококолесных велосипедах - «пауках» привлекли в качестве посыльных вместо недостающих конных ординарцев.
Строевой устав самокатных рот. Российская империя. 1915.
В 1890-х годах в число средств физической подготовки Русской императорской армии была введена велосипедная езда. 9 июня 1891 года был издан приказ № 1581 об обязательном приобретении самокатов (велосипедов) для войск и формировании особых самокатных команд. После 1890 года, в период военной реформы Николая II, в войсках Европейской России образованы команды штабных самокатчиков.
Погоны нижних чинов самокатных рот. Российская империя. 1910 г.
При сформировании самокатных частей Русская Армия сначала намечала сформировать 40 рот, но их сформирование приостановилось на 32-й, в марте 1917 года. Чуть позже, летом этого года эти роты были сведены в батальоны . На театре войны при перемещении на сухих, но плохих дорогах самокатчики, в зависимости от их подготовленности, двигались со скоростью 8 километров в час, а отдельные самокатчики и дозоры из них на коротких дистанциях развивали до 20. То есть при нормальном движении они могли пройти до 80 километров в сутки, а при форсированном марше - до 120 километров.
Велосипед «Дукс боевой». 1917. Акционерное общество «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко. Москва, Российская империя.
В 1913 году Отдел военных сообщений Главного Управления Генерального Штаба Русской армии предпринял попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами, так как предполагалось массовое развёртывание самокатных подразделений. На запросу ГУГШ о возможности крупномасштабного производства веломашин для нужд Русской амии положительно ответили лишь два российских предприятия - московская фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера и фабрика «Россия» А. Лейтнера в Риге. Их возможности позволяли в месяц производить до 500 велосипедов, но поскольку дело с испытаниями отечественных складных велосипедов двигалось медленно в первую мировую войну Росси вступила имея на вооружении самокатных подразделений велосипеды иностранных образцов.
Фрагмент. Велосипед «Дукс боевой». 1917. Акционерное общество «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко. Москва, Российская империя.
Лишь в начале 1916 года нова отечественная модель получившая название «Дукс боевой», была принята на вооружение. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство (патент) на конструкцию «Дукса Боевого». Велосипед имеет жесткую складную раму оригинальной системы, не имеющей аналогов в мире. До октября 1917 года на «Дуксе» и «России» было изготовлено 4282 экземпляра «Дукса Боевого».
Велосипед «Peugeot» 1889. Peugeot Frères. Валентиньи, Франция.
Французский велосипед «Peugeot» представляет из себя пример эволюции веломашины - переход от высококолесных велосипедов типа «паук» к классическим конструкциям типа Safety. Один из ранних велосипедов классической компоновки. Этот велосипед имеет крестообразную раму цепной привод и колеса с твердыми резиновыми шинами. Такой тип рамы стал популярным в конце 1880-х годов и был полностью вытеснен более совершенными рамами замкнутой формы уже к 1882 году. Подобные велосипеды стали транспортом первых команд самокатчиков в армиях европейских стран в начале 1890-х годов.
Велосипед МД-1. 1940 год. Московский велосипедный завод. Москва, СССР.
В РККА после окончания Гражданской войны и до начала 1930-х годов сохранялись самокатные роты, как самостоятельные боевые единицы, хот к тому времени концепция их использования себя уже исчерпала. Постепенно применение самокатов, как «ездящий пехоты» прекратилось, однако достоинства велосипеда, как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались.
Фрагмент. Велосипед МД-1. 1940 год. Московский велосипедный завод. Москва, СССР.
Веломашины использовались подразделениями различных родов войск, применительно к особенностям их службу. Так например, саперные части использовали велосипеды, оборудованные специальными сумками для транспортировки подрывных средств. Самой массовой моделью была МД-1 (мужская дорожная), которую производили на трёх заводах: Московском, Харьковском и Пензенском.
Велосипедный номерной знак Одесской городской управы на сезон 1916. Российская империя. 1916.
Первые номерные знаки для велосипедистов в России были учреждены в 1896 году в Петербурге, одновременно с опубликованием указа градоначальника о разрешении езды на велосипеде по улицам города. Выдавались они в городской управе, за что взимался специальный налог, и были действительны в течении одного года. Просуществовали велосипедные знаки до середины XX века, хотя в некоторых городах, например в Дубне были в ходу до 80-х годов.
Велосипед Militare Truppa Modello 1925. 1928 год. Fabrica Automobili E Velocipei Edoardo Bianchi. Милан, Италия.
Этим велосипедом вооружались элитные стрелковые части Италии - берсальеры. 15 марта 1898 года - день создания первых регулярных велосипедных частей в итальянской армии и ими были берсальеры. Армейские велосипедисты первыми появились в рядах берсальеров благодаря усилиям молодого офицера, лейтенанта Луиджи Камилло Натали. В 1911 году в частях берсальеров лейтенантом Натали и будущим велосипедным фабрикантом Эдоардо Бьянки был изобретен первый итальянский складной (армейский) велосипед.
Велосипед итальянских берсальеров имеет ряд интересных технических особенностей - складную раму, твердые резиновая шины и подвеску обеих колес, призванную компенсировать тряску, порождаемую сплошными резиновыми шинами. Свободного хода задняя втулка не имеет, а тормоз имеется только на переднее колесо. На заднем колесе с обеих сторон имеются звездочки с разным количеством зубьев и его можно перевернуть, тем самым изменив передаточное отношение.
Фрагмент. Велосипед Militare Truppa Modello 1925. 1928 год. Fabrica Automobili E Velocipei Edoardo Bianchi. Милан, Италия.
В сложенном виде велосипед переносился за плечами на ремнях, как солдатский ранец, что характерно для армейских велосипедов начала XX века. Велосипед довольно тяжел - его вес 18 кг, но при этом чрезвычайно надежен.
Велосипед Truppenfahrrad 1943. Hercules Werhe A.G. Нюрберг, Германия.
Германское командование к использованию велосипедов относилось очень серьезно и в состав Вермахта и Ваффен СС официально входили хорошо оснащенные и многочисленные подразделени самокатчиков.
Фрагмент. Велосипед Truppenfahrrad 1943. Hercules Werhe A.G. Нюрберг, Германия.
В 1936 году в Вермахте были утверждены наставления по использованию велосипедных формирований. Их предписывалось использовать в разведывательных батальонах стрелковых частей, а также в качестве связного транспорта и для снабжения войск. В разведывательном батальоне каждой пехотной дивизии нарду с кавалерийским эскадроном имелся и самокатный, вооруженный одиннадцатью пулемётами и терм 50-мм миномётами. Во время нападения на СССР эти велосипедисты часто шли на острие наступления.
Фрагмент. Велосипед Truppenfahrrad 1943. Hercules Werhe A.G. Нюрберг, Германия.
Велосипед был полностью окрашен черной эмалью и не имел хромированных частей. Так же он был оснащен специальным армейским оборудованием: быстросъемным рулем, широким багажником Pallas, ящиком для ручных гранат, объемистой сумкой для инструмента, кронштейном для транспортировки личного оружия - карабина Mauser G98K.
Велосипед Militarvelo MO-93. 1995 год. Condor-Werke A.G. Курфевр, Швейцария.
Эта модель сменила в швейцарской армии предыдущую военную модель МО-05, принятую на вооружение в далеком 1905 году. И производившуюся практически без изменений 85 лет. МО-93 разработан специально для военного использования и с большим запасом прочности. Этот велосипед довольно тяжелый, в среднем вес снаряжённой веломашины составлял 25 кг. При этом он имеет высококачественные комплектующие, присущие профессиональным горным велосипедам. На веломашине установлено электрооборудование: фара, задний фонарь, генератор. На двух интегрированных в раму и переднюю вилку-багажниках можно перевезти значительный груз.
Конечно мы рассказали не обо всех экспонатах размещенных на этой выставке. Здесь вы сможете подробнее узнать об истории велосипеда и его применении в войсках. Музей ждет вас.
Подробнее о велосипедах и коллекции Андре Митяева можно узнать на
сайте.
А о коллекционировании велосипедов никто вам лучше не расскажет как сам коллекционер.
Статья по ссылке.
Адрес:ул. Большая Никитская, дом 46/17, строение 1 Ст. метро Баррикадная.
Время работы: Вторник-Воскресенье с 10:00 до 19:00.
Цена билета: 400 руб, льготный 150 руб, бесплатный (для определенных категорий граждан)
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.