Северный речной вокзал. Часть 1.

Sep 27, 2020 18:18

Не так давно мы отправились погулять и посмотреть на отреставрированный Северный речной вокзал.


Здание Северного речного вокзала строилось в 1933-1937 годах одновременно с каналом Москва - Волга (с 1947 года - Канал имени Москвы). Речной вокзал стал важнейшим объектом этой водной артерии. Автором проекта является архитектор Алексей Рухлядев. Он начал свой путь в мастерской №2 под руководством Алексея Щусева. Здание вокзала напоминает теплоход: открытые трехъярусные веранды - это палубы, шпиль со звездой - труба, гранитная лестница - трап. При проектировании автор не скрывал, что вдохновлялся Дворцом Дожей в Венеции. Ток что перед нами еще одно воспоминание об Италии в нашем городе.




Здание вокзала было закрыто в 2010 году из-за аварийного состояния. В 2017 году началась подготовка к реставрации. Проектная документация на вокзал большей частью сохранилась, хотя она пережила эвакуацию. Это стало большим подспорьем для реставраторов.


С вокзалом связано два мифа. Один уже не возможно не подтвердить не опровергнуть. Якобы здесь был установлен часовой механизм с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. Архивы не смогли прояснить судьбу часового механизма, а сам он был утрачен еще до начала реставрации. За годы эксплуатации циферблаты часов ток же стали отличаться от проектных. Поэтому реставраторам пришлось вернуть им их внешний вид.


Второй миф -это что на шпиле вокзала была установлена звезда с кремлевской Спасской башни. Вот здесь уже помогли архивы. Во первых в публикациях 1930-х годов, в том числе в статьях, написанных автором проекта Рухлядевым, упоминается, что на вершине шпиля Северного речного вокзала будет установлена звезда «по типу кремлёвских».


И были эти звезды выпущены разными заводами: звезду для Спасской башни изготавливали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду Речного - на заводе №81 имени Молотова.
Особого внимания заслуживает 27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако достоверно известно о трех поднтиях шпиля: дважды в советский период - на торжественном открытии канала и после окончания войны - и один раз в год празднования 850-летия Москвы.


Фонтан "Юг"
В южном дворе располагается фонтан «Юг» с девятью играющими со стеклянными шарами в струях воды металлическими дельфинами. Из девяти фигур дельфинов уцелели только три, обнаруженные реставраторами в подвале здания при первом его осмотре. Автором фонтанов является скульптор Иван Ефимов.


Фонтан "Юг"
На противоположной стороне располагался фонтан «Север» с фигурами мраморных белых медведей и птичьим базаром из металлических гагар и гусей скульптора Льва Кардашева. Фонтан очень сильно пострадал, и украшавшие его птицы не сохранились. Так что перед нами снова труд реставраторов.


Фонтан "Север"
Сейчас снова можно подняться на крышу-террасу и полюбоваться Химкинским водохранилищем с этой смотровой площадки. На нижнем ярусе башни были установлены бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Согласно первоначальному замыслу архитектора, их предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако это не было сделано. Сейчас для восстановленного вокзала были сделаны копии, а оригиналы предполагаются к демонстрации в новом музее канала.


Фигура колхозницы.



Фигура красноармейца.
На противоположной стороны водохранилища, кстати находится мужей ВМФ. И издалека его экспонаты неплохо смотрятся. Вблизи увы они выглядит не так впечатляюще. Дух запустения там еще присутствует.


Экраноплан "Орленок".





Круглые окна в центральном зале вокзала.
С террасу можно увидеть макет всего канала с его шлюзами. Но об этом чуть позже.


Макет канала.
Сейчас в здании вокзала кроме центрального зала работает ресторан и билетные кассы, где вы сможете купить билет на круиз по рекам. Так же можно прокатиться на речном трамвайчике по Химкинскому водохранилищу. Цена 600 рублей.

В центральном зале восстановили гербы Советских республик, а вот плафоны центральной люстры не подверглись реставрации. Запасные плафоны нашлись в подвале.


Центральный зал.



Герб Эстонской ССР



Герб СССР.
Один из залов вокзала превращен в музей летающей лодки Сикорского S-43. Оказывается с Сеерного речного вокзала отправлялись не только пароходы, но и самолеты-амфибии. Отсюда начинались экспедиции в Арктику, а так же спасательные экспедиции, в которых принимал участие S-43.


Стенд посвященный S-43.



Летающая лодка Сикорского S-43



Этот зал украшен наглядной агитацией из Конституции 1936 года.










Потолок.
В ресторан в это раз мы не пошли, поэтому фотографий с шлюзами канала, которыми украшен зал не будет. Но не вспомнить дикого прапора и его приключения мы не можем.

image Click to view



На набережной вы сможете увидеть копию канала с его шлюзами.


Шлюз номер 6. Икша.



Шлюз номер 6. Икша.



Шлюз номер 6. Икша.



Шлюз номер 6. Икша.



Шлюз номер 6. Икша.



Шлюз №7. Тушино.



Шлюз №7. Тушино.



Шлюз №7. Тушино.



Шлюз №2. Темпы.



Шлюз №2. Темпы.



Шлюз №3. Яхрома.



Шлюз №3. Яхрома.Так что пока еще тепло можно сходить и посмотреть на здание, которое вернулось к нам из многолетней разрухи.

При подготовке отчета использовались статьи:
1. Анна Гайнутдинова. Мифы и легенды Северного речного .вокзала.
2. Юли Морозова. Под счастливой звездой. Московское наследие №2(68) за 2020 г.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

прогулки по Москве, отчёт

Previous post Next post
Up