В Музее Архитектуры имени А.В. Щусева открылась экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря». Восемьдесят лет назад место, где в течение столетий находился Троицкий Макарьев монастырь в Калязине, скрыли воды реки Волги.
В начале 1930-х годов в связи с предстоящим строительством Угличской гидростанции древнейший монастырь Верхневолжья оказался приговоренным к затоплению вместе с частью города Калязина.
Троицкий Макарьев монастырь в Калязине. (XVI-XIX) Панорама монастыря с западной стороны. Реконструкция на XVII век.
Чертеж Л.А. Петрова. 1940. Бумага, тушь.
Макарьев монастырь являлся одним из крупнейших и наиболее известных монастырей России. Он основан в 1434 году боярским сыном Матвеем Кожей, в монашестве - Макарием. Расцвет монастырского хозяйства, а с ним и строительства в XVI - XVII веках во многом зависел от внимания царских особ, делавших значительные вклады и жаловавшие богатые угодья: в 1544 и 1553 годах монастырь посетил Иван IV, в 1599 году -Борис Годунов, в 1654 году Алексей Михайлович вместе со своей семьей скрывался здесь от чумы.
Древо Познания. Фрагмент композиции «Грехопадение. Фреска. 1654.
На работы в монастырь приглашались лучшие мастера, выполнявшие царские заказы. Троицкий собор был построен в 1521 -1523 годах, в середине XVII века восстановлен после пожара каменных дел мастером, крепостным монастыря Аверкием Мокеевым.
Фрагмент. Древо Познания. Фрагмент композиции «Грехопадение. Фреска. 1654.
Древо Познания. Фрагмент композиции «Грехопадение. Фреска. 1654.
Фрагмент. Древо Познания. Фрагмент композиции «Грехопадение. Фреска. 1654.
Росписи Троицкого собора датируются 1654 годом. Это подтверждает текст Грамоты (1654 г) тверского архиепископа Ионы, разрешающей «государеву дворнину» Леонтию Высоцкому (в монашестве - старцу Леониду) на его вклад осуществить роспись храма: «…и стены под письмо ощищати… и ту стенную известь указать нам, где есть сохраните им…».
Фрагмент летописи Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря в Калязине с датой создания росписи Фреска. 1654.
Дата росписей указана в летописи, помещавшейся по периметру храма: «…зачата бысть сия соборная церковь Живоночальныя Троицы… 7162года (1654) июня в 8 день при державе великого государя и великого князя Алексея Михайловича…». А в той ее части, которая расположена на северном стене у алтаря, перечислены имена живописцев, выполнявших заказ, - всего 16 человек: «… о Господе трудившихся сию соборную церковь Живоночальныя Троицы… письмом государевы кормовые иконописцы: Симеон Авраамов, Василий Ильин, Иван Феофилатов, из братом Михаилом, Семен Грузинец, Андрей и Василий Федоровы, МаркГущин, Петр ковлев, Симеон Стефанов, Иван Алексиев, Иван Самойлов, Григорий Данилов, Симеон павлов, Иван Стефанов, Яков Автономов. Работами руководил «знаменщик» Оружейной палаты Симеон Авраамов. Все они были царскими иконописцами, многие родом из Костромы и Ярославля; все все мастера известны по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.
Строительство Вавилонской башня. Фреска. 1654.
Фрагмент. Строительство Вавилонской башня. Фреска. 1654.
Фрагмент. Строительство Вавилонской башня. Фреска. 1654.
Стенопись собора середины XVII века может рассматриваться как образец московского письма, кроме того здесь существуют ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны (в группе праведников в одной из сцен Апокалипсиса). Дата их написания - 1654 год - соответствует моменту пребывания царской семьи в монастыре.
Царь Алексей Михайлович (?) среди молящихся праведников. Фреска. 1654.
Царица Мария Ильинична (?) среди молящихся святых жен. Фреска. 1654.
Будучи одним из самых богатых монастырей в России, на протяжении более четырех столетий монастырь строился и расширялся. До момента разборки ансамбль полностью сохранял все свои сооружения XVI-XIX веков.
Троицкий собор Троицкого Макарьева монастыря в Калязине. (1521-1523; Аверкий Мокеев 1654). Реконструкция на XVIII век.
Макет. Масштаб 1:50. И.И. Леонидов, М.Н. Чалый. 1940. Дерево, гипс, металл, окраска.
В конце 1930-х годов реставраторы пытались в экстремальных условиях провести экспресс-исследования на затоплявшихся территориях и по возможности спасти хотя бы фрагменты уничтожавшихся памятников. По заданию Академии архитектуры небольшая группа специалистов, организованна руководством Музея архитектуры, в состав который вошли архитекторы, художник-реставратор, белокаменщики, макетчики (при научной консультации всех работ академика архитектуры И.В. Рыльского и при поддержке ученых И.Э. Грабар, Д.П. Сухова) и др. - всего 21 человек, - выполнила в максимально короткий срок (ноябрь 1939 -сентябрь 1940) большой комплекс работ по научной фиксации всех древних построек монастыря, по исследованию, обмерам и демонтажу архитектурных фрагментов.
Участники экспедиции Музея архитектуры. Е.В. Ковешников, Л.К. Любимов, Ф.В. Ковешников, Д.В. Ковешников, В.Н. Иванов, И.Г. Шульман, П.И. Юкин, В.А. Каульбарс, А.М. Харламова, А.М. Баринов, неизвестный, И.А. Баринов. (слева направо) Фото. 1940.
Самой сложной работой оказалось снятие фресок со стен собора и монтаж их на новую основу. В результате этих работ в фонды музея поступили уникальные обмерные чертежи и проекты реконструкций, более 500 негативов натурной съемки, фотодокументы, макеты отдельных сооружений монастыря в реконструкции первоначального вида, выполненные из дерева в масштабе 1:50, архитектурные фрагменты - три наличника, портал Троицкого собора - и более 100 фрагментов настенной живописи середины XVII века.
Разрушение Вавилонской башни. Фреска. 1654.
Сложнейшие и уникальные по масштабам того времени работы по снятию стенописей проводились в течении лишь двух месяцев *январь - февраль 1940). В общей сложности было снято со стен и смонтировано на новую основу более 185 квадратных метров живописи. А к сентябрю закончены расчистка, укрепление и оформление всех фрагментов. Все работы проводились под руководством художника-реставратора П.И. Юкина.
Конь бледный и конь вороной. Фреска, 1654.
Фрагмент. Конь бледный и конь вороной. Фреска, 1654.
Фрагмент. Конь бледный и конь вороной. Фреска, 1654.
Техника снятия состояла в следующем. По периметру выбранной композиции пробивалась глубокая, до самой кладки стены борозда шириной 6-8 сантиметров. Лицевая поверхность живописи заклеивалась несколькими сломи марли (от 2 до 5 слоев; чем больше снимается площадь тем больше слоев) на растительных клеях и хорошо просушивалась. Затем узкими и тонкими ножами различной длины отделяли штукатурку от кладки, начина снизу и с боков и равномерно вгоняя их деревянными молотками. Когда фреска оставалась висеть на узкой верхней неотделенной от стены полосе штукатурки, снаружи на лицевую сторону накладывали щит такого же размера, отделяли последнюю полосу штукатурки от стены и щит с живописью укладывали на пол.
Ангелы, изливающие чаши гнева. Фреска. 1654.
Фрагмент. Ангелы, изливающие чаши гнева. Фреска. 1654.
Фрагмент. Ангелы, изливающие чаши гнева. Фреска. 1654.
Фрагмент. Ангелы, изливающие чаши гнева. Фреска. 1654.
В данном случае используя сильные морозу доходившие до -35 градусов, П.И. Юкин впервые применил метод замораживания. Когда стена хорошо промерзала, всю поверхность живописи и борозды вокруг нее разогревали жаровнями с углями и быстро заклеивали двойным слоем марли, используя мучной клей. В тот момент, когда марля примерзала, но мороз еще не успевал сковать штукатурный слой с кладкой, производили его отделение.
Сын человеческий производит суд, подобно жатве и обрезанию винограда. Фреска. 1654.
Снятая живопись с испода (тыльной стороны) укреплялась на паркетаж (деревянная решетка) несколькими сломи алебастра с растительным клеем. И только после этого основа приобретала достаточную жесткость, производилась расчистка лицевой поверхности.
Фрагмент. Ангелы семи церквей. Фреска. 1654.
Фрагмент. Ангелы семи церквей. Фреска. 1654.
Фрагмент. Ангелы семи церквей. Фреска. 1654.
Первая серьезна реставрация калязинской живописи была проведена в 1904-1905 годах. Организации этих работ во многом способствовал Н.К. Рерих, посетивший монастырь. Разглядев под поздними записями сохранившийся древний памятник.
Ангелы. Фрагмент композиции из цикла «Апокалипсис». Фреска. 1654.
С конца 1920 года на территории Калязинского монастыря был организован музей. Он взял на себя ответственность за сохранение всех художественных ценностей и исторических документов принадлежавших монастырю; ему же были переданы основные монастырские сооружения. В 1937 году было принято решение о сносе монастыря. По ходатайству Академии архитектуры СССР удалось сохранить знаменитый собор и трапезную до 1939 года.
Ангелы. Фрагмент композиции «Девять чинов ангельских» Фреска. 1654.
Выбор композиций для снятия со стен основан прежде всего на принципе «спасти лучшее». Но еще одна задача стола перед реставраторами тех лет - дать потомкам составить впечатление о росписи в целом, как в иконографической структуре, так и со всеми ее послойными разновременными переработками. Поэтому фрагменты снимались выборочно со всех плоскостей, кроме куполов и сводов, недоступных в той ситуации.
Жертвенный козел. Фрагмент композиции «Жертвоприношение Авраама». Фреска. 1654.
Рыбы. Фрагмент неизвестной композиции. Фреска. 1654.
В росписях собора присутствует большое количество изображений русских святителей, мучеников, преподобных, князей и воинов, размещавшихся на столбах, откосов окон, стенах, говорит о воплощении мастерами общегосударственной идеи избранности русского государства и московских правителей.
Михаил Тверской. Фреска, 1654.
Владимир Киевский, Креститель Руси. Фреска. 1654.
Музей ждет вас, чтобы показать свои сокровища, которые долгие годы могли изучать только специалисты, а сами древние строения давно разрушены и скрылись под волнами истории. Но благодаря подвигу хранителей нашей истории эти сверкающие крупицы дошли до нас. И теперь мы можем увидеть работу старых мастеров.
Временные правила посещения музея. Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25. Проезд до ст. метро «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад». Подробнее
тут.
Время работы: Вторник, четверг с 13:00 до 21:00.
Среда, пятница-воскресенье с 11:00 до 20:00.
Касса закрывается за 30 мин до окончания работы музея.
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 300 руб, льготный - 150 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Фото бесплатно. Нельзя фотографировать только постоянную экспозицию.
Подробнее
тут.
Музей принимает к оплате пластиковые карты.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.