В конце 2019 года свой юбилей отметил Музей керамики. Основанный на национализированных коллекциях знаменитого московского собирателя Алексея Викуловича Морозова как Музей-Выставка русской художественной старины. Именно к этой дате и приурочена проходящая выставка «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики. 1919-2019».
14 декабря 1919 года состоялось открытие Музея-выставки русской художественной старины. Основой его послужило национализированное в 1918 году собрание А.В. Морозова. Оно состояло из нескольких прекрасно подобранных коллекций: графики, икон, русского фарфора, керамики, стекла, серебра, миниатюр.
На протяжении первого полугодия 1919 года комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР проводила прием произведений морозовского особняка (Введенский переулок, 21). В заключительном акте комиссией было отмечено что «по своей художественной значимости, сохранности и состоянию помещений, в которых хранится собрание русского фарфора (2600 предметов), оно вполне может быть развернуто в самостоятельную выставку».
Декоративные формы в форме лимона и граната, XVIII век. Венецианское стекло. Из собрания Зубалова.В тот же день (14 декабря 1919 года) официально открыли и «коллекцию русского фарфора». Заведующим был назначен скульптор Сергей Захарович Мограчёв, а Морозов остался работать в музее рядом со своими коллекциями.
Кружка с крышкой и блюдцем с видом Покровского собора.
Завод Попова. Конец 1840-х гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.
Чашка с видом Колокольни Иван Великий. Завод Попова.
Конец 1840-х гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.
В марте 1921 года музей переименовывают в Музей фарфора. Ему определяют роль возрождения художественной промышленности России и рассматривают как будущий Центральный музей декоративных наук.
Кофейник с крышкой с видом Сухаревой башни в Москве.
Завод Новых. 1820-е гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.
Чайник с крышкой с видом Петровского (Большого) театра в Москве.
Завод Сафронова. Вторая половина 1820-х гг.
В 1924 году Музей фарфора становится отделением Объединенного музе декоративного искусства наряду с Оружейной палатой, соборами Кремля, Домом боярина XVII века, Музеем мебели и Музеем игрушки.
Чашка с блюдцем с портретом императрицы Елизаветы Алексеевны.
Императорский фарфоровый завод. Середина 1810-х гг. Фарфор, надглазурное крытьё, бисквит, лепка, золочение.
На протяжении 1920-х годов Музей керамики активно пополнялся как отдельными произведениями, так и целыми коллекциями известных собирателей. Две из них следует выделить особенно.
Сахарница с крышкой «Виноград».
Завод Сафронова. Середина XIX в. Фарфор, надглазурная роспись.В собрании зарубежного фарфора, керамики и стекла наиболее значительной является коллекция Льва Константиновича Зубалова. Он происходил из известного в Грузии рода Зубаловых (Зубалошвили), в середине XIX века получивших российское дворянство. Богатство семьи было связано с нефтяными промыслами под Баку. Согласно воле Льва Константиновича, его наследники - жена и сыновья - в 1917 году передали коллекцию Румянцевскому музею, где в 1924 году ее распределили в Музей фарфора и Музей изящных искусств.
Тарелка с надписью «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала» на немецком языке, 1922 г.
Фрезе В.П. Фарфор, надглазурная роспись.
Тарелка «Кубистическая красная», 1919.
Чехонин С.В. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
В 1927 году в музей поступили произведения керамики и фарфора из собрания Дмитрия Ивановича Щукина. Он был одним из семьи сыновей И.В. Щукина, потомственного купца, крупнейшего представителя торгово-промышленной Москвы. Нарду с живописью Д.И. Щукин, бывая постоянно в разных европейских странах, собирал и предметы декоративно-прикладного искусства.
Кроме трёх значительных коллекций Морозова, Зубалова и Щукина, Музей керамики обладает произведениями из собраний С.А. Бахрушина, В.О. Гиршмана, И.С. Остроухова, Г.А. Брокара, Н.П. Рябушинского и многих других знаменитых меценатов, предпринимателей конца XIX - начала XX века.
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. -А.А. - автор формы, Протопопова Л.В. - автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. -А.А. - автор формы, Протопопова Л.В. - автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. -А.А. - автор формы, Протопопова Л.В. - автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. -А.А. - автор формы, Протопопова Л.В. - автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
Музей фарфора просуществовал в морозовском особняке до 1929 года. Бывшие владения Морозова были переданы Коммунистической академии - одному из высших учебных заведений РСФСР, а музей перевели в здание Первого музея Нового западного искусства (Большой Знаменский переулок, 8), в бывший особняк С.И. Щукина.
Скульптура «Старый спец», 1929-1930 гг. Майолика.
В 1928 году в музее начала работать Художественно-керамическая лаборатория. Создание музе нового типа - «производственного» с государственной поддержкой и с широкими полномочиями было смелым новаторским решением молодой страны Советов. Главной задачей музе стало «осуществление реальной связи науки, искусства, промышленности и торговли», воспитание нового поколения художников - строителей нового быта. Деятельность лаборатории становится приоритетной в работе музея.
Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Рабата палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.
Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Рабата палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.
Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Работа палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.
Одна из сторон деятельности Лаборатории - первый в истории опыт привлечения к работе с керамикой мастеров палехского народного промысла. Под руководством сотрудников планировалось наладить в Палехе роспись керамических и фарфоровых изделий. В начале 1930-х годов художественные лаборатории и профессиональные училища стали создаваться при заводах, и практика показала эффективность именно этого пути развития. «Производственный» музей не оправдал возлагавшихся на него надежд.
Скульптура «Кошка на шаре», 1934-1935 гг. Ефимов.
Конаковская фаянсовая фабрика им М.И. Калинина. Майолика.
В 1929 году музей выходит из состава Объединенного музея декоративного искусства и получает название - Государственный музей керамики. В 1929 году Государственный музей керамики переехал в здание Первого музея Нового западного искусства, в бывший особняк С.И. Щукина, где просуществовал один год. В 1930 году здание музея было передано Институту К. Маркса и Ф. Энгельса, где был развернут музей института, а 28 апреля 1930 года Музей керамики был закрыт.
Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. -автор модели, Воробьевский А.В. -автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова
Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. -автор модели, Воробьевский А.В. -автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова
Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. -автор модели, Воробьевский А.В. -автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова
Было принято решение оставить музей в Москве и подыскать ему помещение. Фонды музея, упакованные в ящики, разместились в Государственном Историческом музее, Государственном музее изящных искусств, в Космодемьянской и Грузинской церквях. Результатом работы специальной комиссии было принято решение о перемещении Музея керамики в подмосковный музей-усадьбу Кусково, которое было исполнено к 1932 году. В результате многолетней подготовки 25 апреля 1937 года произошло объединение музеев.
Скульптура «Эпроновец», 1934 г. Чайков И.М.
Конаковская фаянсовая фабрика им. М.И. Калинина. Майолика.
Скульптура «1 мая» (маршал К.Е. Ворошилов), 1935 г. Ефимов И.С.
Конаковская фаянсовая фабрика им. М.И. Калинина. Фаянс, роспись надглазурная, позолота.
С первых дней Великой Отечественной войны по решению Совета Наркомпроса РСФСР начал осуществляться общий план эвакуации музеев. В июле 1941 года из фондов Государственного музе керамики, экспозиций кусковского Дворца и павильона Эрмитаж изымаются 2178 предметов фарфора, фаянса и стекла - экспонаты первой категории, подлежащие первоочередной эвакуации.
Сувенир «Пакет «молоко» надрезанный», 2017. Бисквит, деколь.
Упакованный в 76 ящиков ценный груз был доставлен в Горький, а оттуда водным путем в Соликамск. Хранилищем для эвакуированных ценностей стал неотапливаемый Троицкий собор XVIII века, принадлежавший местному краеведческому музею, где зимой температура опускалась до 20 градусов. В октябре 1944 года был получен приказ о реэвакуации ценностей и уже 24 октябре 1944 года состав с экспонатами прибыл на станцию Кусково.
Декоративная композиция «Реликты», 2009 г.
Стекло бесцветное, гутная техника, пескоструйная обработка.
В послевоенные годы и до сегодняшнего дня музей активно пополняет свою коллекцию. Одними из главных поступлений в музей стали произведения, отмеченные высокими наградами на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года - первой крупной послевоенной выставке.
Приходите на выставку, где перед вашими глазами развернется история жизни уникального музея.
Адрес: улица Юности, дом 2. Проезд до ст. м. Рязанский проспект, Выхино, Новогиреево. Подробнее
тут.
Время работы:Дворец с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Грот с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Большая каменная оранжерея. с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Архитектурно-парковый ансамбль (территория регулярного парка) с 10:00 до 20:00, касса до 19:30
Выходной день - понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день.
Цена билета: единый билет - 700 руб, единый льготный - 350 руб. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!