Мы возвращаемся к нашему рассказу о выставке, проходящей в Государственном Историческом музее под названием
«Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века». Выставка впервые в отечественной музейной практике демонстрирует революционный фаянс как особое явление в прикладном искусстве Франции. В экспозиции показано сорок семь керамических изделий из собрания Государственного исторического музея, Государственного центрального музея современной истории России и коллекции Т.А. Удрас - крупнейшего в нашей стране собрания фаянса эпохи Французской революции.
Шанфлёри Ж. История патриотических фаянсов революции.
Третье издание. Париж, издательство Э. Дентю, 1875.
Первым коллекционером и исследователем революционного фаянса стал хранитель музея в Севре, писатель и искусствовед Жюль Франсуа Феликс Юссон, известный как Шанфлёри (1821-1889). Проанализировав колоссальное собрание изделий данного периода, он подготовил и издал «Историю патриотических фаянсов Революции» (1866) - первый труд, посвященный этому типу произведений керамического искусства. Именно Шанфлёри ввел в научный оборот термин «патриотический фаянс», который используется историками и искусствоведами до настоящего времени.
Тарелка с геральдическими лилиями под короной.
Франция. Невер, 1789-1791. Майолика, роспись.
В первые годы Революции (1789-1791) общественные ожидания были связаны с утверждением прав и свобод всех сословий, их равенства и единения под покровительством короля Людовика XVI. Надежда на конституционную монархию как идеальную форму управления государством подтолкнула многие писателей и художников к созданию многочисленных произведений искусства.
Тарелка с геральдической лилий.
Франция. Невер. 1789-1791. Майолика, роспись.
Тарелка с военными атрибутами и геральдическими лилиями.
Франция. Невер. 1789-1791. Майолика, роспись.
Яркий тому пример - многочисленные изделия неверских мануфактур этого периода. Революционные идеи были неотделимы от персоны короля, о чем свидетельствует лозунг «Нация. Закон. Король» на одной из тарелок. В декоре предметов преобладают изображения fleur-de-lis, герба французского королевского дома и королевской короны.
Тарелка с изображением Святого Людовика.
Франция. Невер. 1780-е. Майолика, роспись.
Тарелка с военными атрибутами и девизом «Нация. Закон. Король».
Франция. Невер. 1789-1791. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти и девизом «Союз. Поддержка. Сила».
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти и девизом «Воссоединение».
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Фаянсовое производство в Невере было основано в конце XVI - в начале XVII века и к 1760 году здесь действовало уже двенадцать мануфактур. На изделия этого керамического центра значительное влияние оказала итальянская майолика. Тарелки, блюда и кувшины изготавливались из цветной глины, покрывались белой непрозрачной эмалью и расписывались красками.
Тарелка с изображением собаки.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением мужчины выпускающего птицу.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением льва.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
В распоряжении мастеров было всего четыре цвета: коричневый, синий, зеленый и желтый. После росписи изделия подвергались обжигу. Сама технология росписи по сырой необожженной эмали предполагала свободную, немного грубоватую манеру живописи, характерную для произведений народного искусства.
Тарелка с изображением пылающего сердца с ключом и девизом «Оно открывается лишь для вас».
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением пылающего сердца, пронзенного двумя стрелами.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением замка.
Франция. Невер. XIX век. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением замка.
Франция. Невер. XIX век. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и девизом «Да здравствует нация, да здравствует закон, да здравствует король». Франция. Невер. 1990-е. Майолика, роспись.
Невер в течение целого столетия буквально наводнял Францию дешевым фаянсом. В начале XVIII века к четырем уже существовавшим фабрикам прибавились восемь, вследствие сего в 1743 г. вышел королевский указ, запрещавший основание еще новых заводов. Имена владельцев этих фабрик известны, но произведения их, не снабженные марками, тонут в общей массе неверского фаянса.
Тарелка с девизом «Да здравствует республика».
Франция. Невер. 1990-е. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Блюдо для бритья с изображением грозди винограда и орудий крестьянского труда.
Франция. Невер. 1790-е. Роспись, майолика.
Производство этого дешевого фаянса приняло, однако, столь значительные размеры, что один неверский поэт, написавший длиннейшую поэму о фаянсе (1735 г.), некий Пьер де-Фрэне, разразился в припадке местного патриотизма следующими изумительными стихами:
Что вижу? Каждый день у берегов счастливых
Из дальних стран купцы, волн не страшась бурливых,
Спешат на корабли грузить фаянс Невера,
Чтоб вся об нас могла узнать земная сфера;
И кто-б поверить мог? Нас данью чтут исправной
Изысканный Париж и Лондон своенравный*.
* (Перевод Е. Г. Лисенкова.)
Тарелка с изображением корзины с цветами.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением птицы на орудиях крестьянского труда.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением корзины с цветами и синего банта.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Отличительная черта революционного фаянса - разработанная символика, понятная почти каждому гражданину. Одна из наиболее распространенных эмблем, встречающихся на тарелках, - объединенный символ трех сословий. Епископский посох или распятие символизирует духовенство, шпага и доспехи - дворянство, орудия сельскохозяйственного труда и сноп пшеницы - третье сословие. Пылающее сердце олицетворяют единство трех сословий в создании нового государства.
Тарелка с изображением дворянина и епископа и девизом «Несчастье нас объединяет».
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением птицы.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и девизом «Да здравствует нация». Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Блюда и тарелки с революционной тематикой в основном приобретали представители третьего сословия - крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Ими украшали жилые помещения, развешивая на стенах или расставляя на полках. Как правило, этими изделиями не пользовались в быту, что подтверждается их хорошей сохранностью, без видимых царапин от ножей и вилок.
Тарелка с девизом «Сокровище нации».
Франция. Невер. 1791. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением весов и девизом «Справедливость».
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением дерева свободы.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Один из ярких символов революции - Дерево свободы - дуб украшенный, фригийским колпаком и триколором. В 1790-х годах посадка этих деревьев производилась с огромным размахом, почти в каждом городе и деревне страны было свое Дерево свободы.
Тарелка с изображением гробницы Мирабо.
Франция. Невер. 1791-1792. Майолика, роспись.
Тарелка с символом единения трех сословий и девизом «Да здравствует общественная польза».
Франция. Невер. 1792. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением петуха на пушке.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Тарелка с изображением сидящего путти и девизом «Да будет мир». Франция. Невер. 1790-е.
Майолика, роспись.
Тарелка с изображением сидящего путти на мосту. Франция. Невер. 1790-е.
Майолика, роспись.
Тарелка с изображением путти со стрелой и венком. Франция. Невер. 1790-е.
Майолика, роспись.
Тарелка с изображением трубящего ангела и девизом «Мир». Франция. Невер. 1790-е.
Майолика, роспись.
Тарелка с изображением трубящего ангела и девизом «Мир». Франция. Невер. 1790-е.
Майолика, роспись.
Тарелка с изображением проповедника и девизом «Я возвещаю о счастье Франции».
Франция. Невер. 1791. Майолика, роспись.
Тарелка со сценой ареста короля Людовика XVI в Варенне 22 июня 1791 года.
Франция. Невер. 1791. Майолика, роспись.
Фрагмент. Тарелка со сценой ареста короля Людовика XVI в Варенне 22 июня 1791 года.
Франция. Невер. 1791. Майолика, роспись.
Тарелка с геральдическими лилиями и девизом «Закон и мир». Франция. Невер. 1789-1791.
Майолика, роспись.
Блюдо для бритья с девизом «Да здравствует королева»
Франция. Невер. 1789-1791. Майолика, роспись.
Полеты воздушных шаров оказали огромное влияние на моду конца XVIII века. Формы и изображения в стиле au ballon очень широко использовались от керамики до головных уборов. Первый публичный опыт Монгольфье произвели 5 июня 1783 года с шаром из холста, оклеенным обоями с принадлежащей их семье фабрики. Шар имел 39 футов в поперечнике, за 10 минут взлетел с грузом около 200 кг на значительную высоту и опустился в 4200 футах от места подъёма.
Тарелка с изображением воздушного шара.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Монгольфье (фр. Montgolfier) - братья Жозеф-Мишель (1740-1810) и Жак-Этьенн (1745-1799), изобретатели воздушного шара. Братьям принадлежит первый успех в воздухоплавании - они подняли в воздух изготовленный из бумаги шар с отверстием внизу, наполняя шар горячими газами легче воздуха, пока их температура была ещё достаточно высока.
Тарелка с изображением воздушного шара.
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
Жак Шарль решился наполнить шар водородом и этим значительно продвинул вперёд дело воздухоплавания. Шары, наполняемые тёплым воздухом, получили название монгольфьеров, а водородом - шарльеров. Первый шарльер поднялся с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Через три четверти часа после поднятия шар опустился в 20 верстах от Парижа. Все эти опыты были произведены с шарами, не имевшими никаких живых пассажиров.
Тарелка с изображением полета на воздушном шаре.
Франция. Невер. 1790-е Майолика, роспись.
19 сентября того же года братья Монгольфье запустили в Версале шар, в корзине которого находились баран, петух и утка. На значительной высоте шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные не пострадали.
Тарелка с изображением птиц и девизом «Они едины».
Франция. Невер. 1790-е. Майолика, роспись.
21 ноября 1783 года маркиз Франсуа Лоран д’Арланд и Жан Франсуа Пилатр де Розье совершили первый в истории управляемый полет на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 метров и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км. 7 января 1785 года Жан Пьер Франсуа Бланшар совместно с американцем Джоном Джефрисом совершили перелет чрез Ла-Манш, который продолжался 2 с половиной часа.
Тарелка с изображением полета на воздушном шаре.
Франция. Невер.1791. Майолика, роспись.
Дорогие друзья приходите в музей, чтобы увидеть редкий патриотический фаянс и узнать больше о Французской революции. Музей ждет своих гостей.
Выставка продлится до 11 мая 2020 года.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.