В Государственном Историческом музее открылась выставка, посвящённая явлению рожденному Великой Французской революции - патриотическому или революционному фаянсу "Французский революционный фаянс конца XVIII века.". Символы равенства и единения трех сословий создавались и распространялись на милых тарелочках, чтобы навеки запечатлеть стремление к свободе, равенству, братству. Это уникальное явление просуществовало недолго, ведь уже скоро король взойдет на эшафот, да и сами сыны Революции познакомятся со своим детищем - гильотиной.
Неизвестный скульптор по оригиналу Феликса Леконта.
Портрет королевы Марии Антуанетты. Вторая половина XIX века. Бисквит.
Мраморный бюст королевы был выполнен известным французским скульптором Феликсом Леконтом в 1783 году и пользовался большим успехом у современников. В настоящее время оригинал находится в Версале. На протяжении всего XIX века скульптурный портрет королевы Марии Антуанетты тиражировался в разных материалах.
Жак Луи Копиа по оригиналу Александра Эвариста Фрагонара. Конституция 3 сентября 1791 года.
Декларация прав человека и гражданина. 1798. Бумага, резец.
Экспозиция Исторического музея не только знакомит нас с революционным фаянсом, но и рассказывает о событиях начала Революции, взятия Бастилии, первых жертвах. И сегодня мы познакомимся с эпохой глазами музея, которая дала нам не только французский революционный фаянс, но и стала прообразом нашего революционного фарфора.
Исидор Станислас Эльман по оригиналу Шарля Монне. Взятие Бастилии 14 июля 1789 года.
1795-1796. Бумага, офорт, резец.
11 июля 1789 года Людовик XVI отправил в отставку популярного генерального директора финансов Ж. Неккера. Это было воспринято как начало контрреформ и послужило поводом к народным волнениям. С ограды Пале-Рояля адвокат Демулен обратился к народу: «К оружию, граждане!». (В скором времени Демулен будет голосовать за казнь короля, а в 1794 сам познакомится с гильотиной.) В ратуше создается Национальная гвардия. 14 июля 1789 года толпа завладела крупнейшим арсеналом оружия в Дом Инвалидов и направилась к Бастилии. В ней находилось 7 узником и 11 человек охраны. После захвата подъемного моста гарнизон сдался. Комендант маркиз Б.Р.Ж. де Лоне и семеро солдат были растерзаны толпой. После взятия Бастилии Людовик XVI отказался от планов усмирения Национального собрания, отозвал войска и вернул Ж. Неккера.
Письмо бывшего Генерального директора Финансов Жака Неккера другу и дальнему родственнику швейцарскому ученому Орасу Бенедикту де Соссюру с пожеланием успеха его альпийской экспедиции. Швейцария. Кантон Вол. Замок Коппе. 5 августа 1792 года. Бумага, чернила.
Жак Неккер - французский государственный деятель женевского происхождения, протестант, министр финансов. Отец писательницы Жермен де Сталь.
Исидор Станислас Эльман по оригиналу Шарля Монне.
Открытие Генеральных штатов. 1790. Бумага, офорт, резец.
Гравюра была представлена И.С. Эльманом на заседании Учредительного собрания 4 мая 1790 года. В условиях острого политического и экономического кризиса король Людовик XVI объявил о созыве Генеральных штатов - высшего сословно-представительского учреждении средневековой Франции, не собиравшегося с 1614 года. Король поддержал идею удвоения количества представителей третьего сословия. Первое заседание состоялось 5 мая 1789 года в зал «Малые забавы» в Версале.
Письмо Оноре Габриеля Рикетти, графа де Мирабо неустановленному герцогу с просьбой содействовать возвращению его вещей, изъятых при въезде в пределы Франции. Франция, Париж, 23 мая 1785. Бумага, чернила.
Оноре Габриэль Рикетти, граф де Мирабо- деятель Великой Французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции. Был избран в Генеральные Штаты от Марселя. 8 июля Мирабо предлагает составить адрес королю с требованием удалить иностранные войска, угрожавшие Парижу и Версалю, и создать Национальную гвардию. 8 июля Мирабо предлагает составить адрес королю с требованием удалить иностранные войска, угрожавшие Парижу и Версалю, и создать Национальную гвардию.
Пьер Мишель Аликс по оригиналу неизвестного художника.
Портрет Оноре Габриэля Рикетти графа де Мирабо. 1792. Бумага, цветная акватинта.
Декларация прав человека и гражданина была сочинена Мирабо, но он протестовал против немедленного её обсуждения. Когда поднят был вопрос о вето короля, Мирабо выступил защитником абсолютного вето, находя, что королевская власть и без того достаточно ослаблена. «Я считаю вето короля настолько необходимым, что согласился бы жить скорее в Константинополе, чем во Франции, если бы оно не существовало. Да, я заявляю открыто, что не знаю ничего ужаснее владычества 600 лиц, которые завтра могли бы объявить себя несменяемыми, послезавтра - наследственными и кончили бы присвоением себе неограниченной власти, наподобие аристократии всех других стран»
Журдан по оригиналу Г. Тексье. Штурм дворца Тюильри 10 августа 1792 года. Бумага; офорт, акварель, гуашь.
В начале 1792 года отношения Людовика XVI и Законодательного собрания обострились: король отказался подписывать декреты и отправил жирондистское правительство в отставку. Жирондисты, стараясь опереться на народное движения, 20 июня 1792 года организовали антимонархические волнения. 10 августа 1792 толпа ворвалась во дворец Тюильри, где находился король с приближенными. Защиту дворца осуществляли 900 швейцарских гвардейцев и 300 дворян, посл сдачи многие из них были убиты. Законодательное собрание объявило о низложении короля и помещении его под домашний арест . Собрание хотело заключить его в Люксембургский дворец, но Парижская коммуна потребовала доставить его в Тампль.
Письмо бывшего короля Людовика XVI адвокату Кретьну Гийому де Ламуаньону де Мальзербу(?) с просьбой отправиться к адвокату Франсуа Дени Тронше для совещания по вопросам его защиты пред судом национального конвента. Франция, Париж. 22 декабря 1792. Бумага, чернила.
Король был обвинён в составлении заговора против свободы нации и в ряде покушений на безопасность государства. Вечером 16 января 1793 года началось голосование депутатов, вызываемых поимённо. Через 24 часа Людовик был приговорён к смертной казни большинством голосов: 387 против 334, при этом 26 голосов за смертную казнь были с оговоркой об отсрочке её исполнения. 18 января новым голосованием Конвента в отсрочке было отказано.
Письмо королевы Марии Антуанетты неустановленному герцогу благодарностью за участие, которое он принял в торжествах по случаю рождения дофина Людовика Жозефа Ксавье Франсуа. Франция, Версаль. 15 апреля 1782 г. Бумага, чернила.
Людовик с большим спокойствием выслушал приговор и 21 января 1793 года взошёл на эшафот. Его последними словами на эшафоте были: «Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти».
Исидор Стансилас Эльман по оригиналу Шарля Монне.
Казнь короля Людовика XVI на площади Революции 21 января 1793 года.
Казнь короля произвела страшное впечатление во всей Европе. Против революции образовалась коалиция, поставившая своей целью восстановить во Франции монархию.
Пьер Мишель Аликс по оригиналу Жана Франсуа Гарнере.
Портрет Жана Поля Марата. 1794. Бумага, цветная акватинта.
Жан-Поль Марат - политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789 года. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже. Избранный в конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров и стал главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты настояли наконец на предании его суду за опубликованное им в качестве президента якобинцев воззвание, в котором он заявлял, что конвент заключает контрреволюцию в недрах своих. В 1793 году он уже тяжело болел - начал прогрессировать себорейный дерматит. Чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, он постоянно сидел в ванне, писал там и даже принимал посетителей. Именно там 13 июля 1793 года Жан-Поль Марат и был заколот ярой поклонницей жирондистов, дворянкой Шарлоттой Корде.
Жан Луи Ланвиль. Портрет Мари Жана Антуана Николя де Карита, маркиза Дкондорсе. 1789-1793. Холст, масло.
Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе был одним из последних французских философов-просветителей. Кондорсе впервые применил математические методы к общественным наукам. В его работах был впервые изложен принцип Кондорсе - алгоритм голосования с учётом всех предпочтений, устраняющий ошибки коллективного выбора, в том случае если коллективный выбор в принципе возможен. Работа Кондорсе положила начало целому направлению математических исследований в области социологии, психологии, политики и экономики.
Фрагмент. Тесак сапёрный периода первой Республики. Франция, 1792-1804. Сталь, бронза, кожа, ковка, чеканка, лить, гравировка, золочение, лакирование. Подарок Председателя Национального собрания Франции Ж. Шабан-Дльмаса генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу во время официального визита в СССР 21-23 января 1980 года.
В годы революции де Кондорсе был политическим деятелем и сторонником республики. В 1791 году был избран депутатом Законодательного собрания. Разработал реформу образования. Став депутатом Национального Конвента в 1792 году сблизился с жирондистами, выступал против казни короля. После критики принятой Конституции, летом 1793 года был издан указ об его аресте, скрывался. 27 марта 1794 года был арестован, а через два дня найден мертвым в камере.
Фрагмент. Тесак сапёрный периода первой Республики. Франция, 1792-1804.
Сталь, бронза, кожа, ковка, чеканка, лить, гравировка, золочение, лакирование.
Известно, что ученик знаменитого Ж.Л. Давида художник Ж.Л. Ланевиль, портретировавший многих деятелей французской революции, написал портрет Н. де Кондорсе вскоре после его смерти (местонахождение неизвестно). Существует целый ряд копий, позволяющий судить об оригинале. Однако, на всех портретах прославленный деятель предстает в сюртуке, и только на работ из Исторического музея он изображён в мундире Национальной гвардии. Известно, что вместо со своим другом Ж. Лафайетом Н. де Кондорсе был одним из создателей Национальной гвардии. Мундир свидетельствует в пользу прижизненного портрета, выполненного вероятно, вскоре после учреждении Национальной гвардии 13 июля 1789 года. Старая надпись на обороте, схожая по почерку с подлинными автографами художника, также указывает на авторство Ж.Л. Ланевиля. Стилистически особенности живописи позволили отечественным специалистам и французской исследовательнице творчества художника В. Лаврен-Дюре подтвердить авторство портрета из Государственного исторического музея.
Фрагмент. Тесак сапёрный периода первой Республики. Франция, 1792-1804.
Сталь, бронза, кожа, ковка, чеканка, лить, гравировка, золочение, лакирование.
Письмо Максимилиана Франсуа Мари Исидора де Робеспьера издателю газеты «Курьер 83 департаментов» Антуану Жозефу Горса с разбором анонимной статьи, обличающей его политику, и с требованием напечатать опровержение. Черновик.
Франция, Париж, 30 марта 1792 года. Бумага, чернила.
Максимилиан Робеспьер - французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции. Поддержал падение монархии и провозглашение республики. Член повстанческой Парижской Коммуны, был избран в Национальное Собрание (Конвент). Выступал за политику дехристианизации. Весной 1794 провозгласил культ «Верховного Существа» и поддержал принятие закона от 22 прериаля (10 июня 1794 года), ознаменовавшего собою начало периода «Большого террора». 9 термидора II года (27 июля 1794 года) после бурного заседания в Конвенте он был арестован вместе со своим братом Огюстеном и сторонниками. После восстания Парижской Коммуны того же дня в поддержку арестованных, объявлен Конвентом вне закона и казнён без суда и следствия на следующий день, 10 термидора (28 июля 1794 года) с двадцатью одним из его сторонников.
В экспозиции кроме автографов людей той бурной эпохи присутствуют и документы Национального конвента, комитета общественного спасания, Парижской коммуны, а также памятны медали созданные роялистами в Европе.
Отношение членов Комитта общствнного спасния Национального Конвнта лазаря Николя Маргерита Карно и Клода Антуана Приёра-Дювернуа министру внутренних дел Жюлю Франсуа Паре с уведомленим, что письмо муниципальных чиновников коммун Бффруа и Авне является ответом на их послание и адресовано ему по ошибке. Франция., Париж, 11 января 1794 (22 нивоза II год Республики)
Пьер Симон Дювивь. Огюстн Дюпре. Медаль в память основания мэрии Парижа и избрания Жана Сильвена Байи первым мэром 15 июля 1789 года. Парижский монетный двор. 1789. Медь.
Пьер Симон Бенжамен Дювивье. Медаль в память прибытия короля Людовика XVI в Париж 6 октября 1789 года.
Парижский монетный двор. 1789. Медь.
Жан Бертран Андриё. Медаль в память прибытия короля Людовика XVI в Париж 6 октября 1789 года.
Парижский монетный двор. 1789-1790. Медь, свинец.
Фрагмент. Жан Бертран Андриё. Медаль в память прибытия короля Людовика XVI в Париж 6 октября 1789 года.
Парижский монетный двор. 1789-1790. Медь, свинец.
Жан Бетран Андриё. Медаль в память взятия Бастилии жителями Парижа 14 июля 1789 года.
Парижский монетный двор. 1789-1790. Медь, свинец.
Фрагмент. Жан Бетран Андриё. Медаль в память взятия Бастилии жителями Парижа 14 июля 1789 года.
Парижский монетный двор. 1789-1790. Медь, свинец.
Неизвестный медальер по оригиналу Петер Бальденбах. Медаль в память казни короля Людовика XVI 21 января 1793 года.
1793. Позолоченная латунь.
Конрад Генрих Кюхлер. Медаль в память казни королевы Марии Антуанетты 16 октября 1793 года.
Великобритания. Бирмингем. Монетный двор Сохо. 1794. Медь (аверс), посеребрённая медь (реверс).
Предметы и документы рассказывающие о событиях Французской революции соседствуют с видами Парижа, которые помогают представить себе сцену истории, где разыгрались драматически события падения L'Ancien Régime.
Жан Франсуа Жанин по оригиналу Жана Николя Луи Дюрана. Вид Лувра от церкви Сен-Жермен-Л’Осеруа в Париже.
1787. Бумага, акватинта, акварель.
Начиная с XVIII века растёт количество предложений превратить здание Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией. После революции работы в Лувре продолжил Наполеон I.
Жан Франсуа Жанин по оригиналу Жана Николя Луи Дюрана. Вид Дома Инвалидов в Париже.
1787. Бумага, акватинта, акварель.
Дворец инвалидов в Париже - архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых инвалидных домов в Европе.В 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, а в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, - его населяли около 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров.
Жан Франсуа Жанин по оригиналу Жана Николя Луи Дюрана. Вид коллежа Мазарини в Париже.
1787. Бумага, акватинта, акварель.
Коллеж Четырёх Наций - французский коллеж, часть исторического Парижского университета. В своём завещании, от 6 марта 1661 года, кардинал и министр Мазарини передал значительные средства молодому королю Людовику XIV на сооружение коллежа для шестидесяти представителей дворянских родов из провинций, объединённых королевской властью в результате Вестфальского (1648) и Пиренейского (1659) мирных соглашений (откуда произошло имя - «Коллеж Четырёх Наций», которыми были Артуа, Эльзас, Пиньероль и Руссильон).Во время Великой французской революции с 1796 года в здании располагалась одна из трёх высших парижских центральных школ - «Центральная школа Четырёх Наций».
Вовлеченность широких слов общества в политические процессы способствовала расцвету как керамики, так и тиражной график. Раскрашенные лист запечатлели животрепещущие и остросоциальные темы - освобождение третьего сословия, портреты выборных депутатов. Многие изображения направлены против дворян и церкви. Народные картинки изображают политический «театр» глазами революционных горожан. Большей частью анонимны, они изготавливались, продавались и вывешивались на всеобщее обозрение на улице Сен-Жак в Париже.
Неизвестный гравер. В прошлом наиболее полезные были затоптаны ногами. 1789. Бумага, офорт, акварель.
Гравюра иллюстрирует важнейшие проблемы Франции накануне революции - средневековое сословное деление общества и неравенство трех сословий.
Неизвестный автор. Памятный день в Версале 5 октября 1789 года. 1789. Бумага, офорт, акварель.
Поход парижан на Версаль 5 октября 1789 года начали женщины. Вечером у стен дворца собралась вооруженная толпа, прибыла Национальная гвардия. Монарха охраняли королевские гвардейцы и Фландрский полк. В результат нескольких стычек двое гвардейцев были обезглавлены. Большой крови удалось избежать, благодаря действием генерала Ж. Лафайта. По требованию народа король покинул Версаль и переехал в Париж.
В выставочном зал гости музея так же смогут увидеть небольшое видео боле подробно рассказывающее о гравюрах и событиях изображённых на них. Обязательно посмотрите его и события революционной Франции вы сможете увидеть глазами парижан.
Вы спросите, а где же фаянс и его связь с Революцией. А вот о зале с фаянсом, который и дал название выставке, мы расскажем в следующий раз.
Выставка продлится до 11 мая 2020 года.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.