В Музее Рерихов - в филиале Государственного музея Востока - работает экспозиция
«Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов». Еще недавно она выставлялась в залах музея на Никитском бульваре, 12. Существенно дополненная и переработанная, экспозиция представляет одну из самых крупных художественных коллекций Рерихов - выдающегося художника-мыслителя Н.К. Рериха и его сына, художника и общественного деятеля С.Н. Рериха. Здесь представлены практически все этапы творчества Николая Константиновича Рериха, от его ранних работ «русской архитектурной серии» до философских картин последних лет жизни.
Н.К. Рерих. Свет небесный. 1931. Холст, темпера.
Во второй половине XIX века в России отмечается большой интерес к истории культуре Древней Руси. Темой «Начала Руси» глубоко интересовался и Н.К. Рерих. По словам Н.К. Рериха, «Для того , чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху… надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».
Н.К. Рерих. Строят ладьи.1903.
Н.К. Рерих сам увлекался археологией, хорошо знал археологические находки, связанные не только с историей славян, но и окружающих народов. В не меньшей степени источником для написания исторических картин служили и знания по истории искусства. Так, знаменитый гобелен из Байе, на котором выткан рассказ о норманнском завоевании Англии, послужил художнику основой для изображения древних кораблей викингов и славян в целом ряде картин, в том числе «Строят ладьи».
Н.К. Рерих. Печоры. Монастырские стены и башни. 1903. Фанера, масло.
В результате путешествия по ряду городов по заданию Общества поощрения художеств Н.К. Рерих написал серию этюдов, с изображением архитектурных памятников.
Н.К. Рерих. Чинтамани. 1935-1936. Холст, темпера
Серьезные испытания, выпавшие на долю художника, так же как и сотен тысяч граждан Российской империи после 1917 года, привели его к духовному поиску и взаимосвязи мировых религий. В своих картинах Рерих обращался к образам Христа и Будды, Лао-Цзы и Зороастра, Кришны и Мухаммеда.
Н.К. Рерих. Книга Голубиная. 1922. Холст на фанере; темпера, масло.
На одной из своих картин Рерих обратился к русскому стиху XVII века, сюжет которого рассказывает о таинственной гигантской книге («Книга голубиная»), содержащей ответы на все вопросы Бытия. Не случайно название этой книги «Голубиная» не имеет никакого отношения к птицам, а восходит к слову «глубина».
Н.К. Рерих. Цветы Тимура. 1931. Холст, темпера.
Н.К. Рерих. Армагеддон. 1936. Холст, темпера.
В одном из залов музея расположены пейзажи гор Николая и Святослава Рерихов. Здесь особенно чувствуется, что одним из учителей Николая Рериха был Архип Куинджи. Никакая фотография не передаст цвета этих гор. Поэтому чтобы насладится этими работами вам придется прийти в музей.
С.Н. Рерих. Канченджанга. 1952. Оргалит, масло.
Главным образом «гималаики» Святослава Рериха стала Канченджанга - одна из высочайших и красивейших горных вершин мира. В переводе с тибетского название горы означает «Сокровищница пяти великих снегов». «Великими снегами» местные жители называют пять крупных ледников, расположенных по склонам пяти вершин Канченджанги. Для индусов эта вершина одна из главных священных гор. Согласно мифологии народа лепча, обитающего в этих местах, ледники стали материалом для сотворения первых мужчин и женщин.
Н.К. Рерих. Брахмапутра. 1945. Холст, темпера.
Н.К. Рерих. Гималаи. 1933. Холст, темпера.
Н.К. Рерих. Молния. 1936. Холст, темпера.
Н.К. Рерих. Серебряное царство. 1938. Холст, темпера.
В результате долгой работы, проводившейся на международном уровне, 15 апреля 1935 года Договор по охране художественных и научных учреждений был подписан в Вашингтоне представителями Панамериканского союза. Договор получил название «Пакт Рериха». В качестве эмблемы разработанного договора художник предложил использовать широко встречающийся во многих культурах мира символ - три круга, соединенные в виде треугольника. Художник нарисовал их красным цветом и поместил в красное кольцо на белом фоне. Белый флаг с этим знаком он стал называть Знаменем Мира.
Н.К. Рерих. Ангел последний. 1942. Холст, темпера.
С.Н. Рерих. Канченджанга. Тайный час. Вид из Турпиндара. 1952. Холст, темпера.
Несмотря на то, что Святослав Рерих не имел специального художественного образования, он рано выбрал стезю художника. Прожив более десяти лет в семейном имении Наггра в долине Кулу на Севере Индии, Святослав Рерих написал большое количество работ, посвященных Гималаям. За свою жизнь художник написал многожёнство портретов среди которых его родные и близкие.
С.Н. Рерих. Кэтрин Кэмпбелл. 1925.
С.Н. Рерих. Пандит Джавахарлал Неру. 1942. Холст, темпера, масло.
В годы войны художник оказывал не только моральную, но и материальную помощь далекой родине. В 1949 году Рерих с супругой переехал из Наггара в Бангалор. Здесь Святослав Рерих прожил до конца своей жизни. Здесь появились характерные образы людей и насыщенные красками пейзажи юга Индии.
С.Н. Рерих. Молчание. 1964. Холст, темпера.
С.Н. Рерих. Мы тоже ищем. 1963. Холст, темпера.
Вот так крупными мазками мы пробежались с вами по большой экспозиции, которая знакомить нас с творчеством Николая и Святослава Рерихов. Не упустите возможность насладится завораживающими видами Гималаев и работами рассказывающими о великих пророках человечества. А любители архитектуры смогут увидеть отреставрированные палаты Лопухиных, где жили пленные шведские генералы и праздновались победы русского оружия.
Приходите в музей. Ведь в новом году экспозиция претерпит изменение. И она будет заслуживать еще одного похода в палаты Лопухиных.
Адрес: Малый Знаменский пер., д. 3/5. Проезд до ст. метро Кропоткинская.
Время работы: Вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00.
Среда, четверг с 12:00 до 21:00.
Понедельник - выходной день.
Цена билета: 200 руб.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.