Выставка "Сокровища Пражского Града" - отчёт. Часть 2.

Jan 09, 2018 18:50

Сегодня мы продолжим рассказ о выставки «Сокровища Пражского Града» в Государственном Историческом музее, которая посвящена истории Пражского Града. Во время правления Рудольфа II (1552-1612) Прага во второй стала резиденцией императора и центром Священной Римской империи. Сюда съехались мастера со всей Европы. Императорская коллекция произведений искусства, оружия, минералов и даже конюшни славились по всему миру.В то же время в конце северной части Града поселились крепостные стрельцы - их скромные домики придали Золотой улочке живописный вид.


Гобелен с сюжетным изображением битвы под стенами Александрии из цикла «Антоний и Клеопатра». Около 1700 г.
Шерсть, шелк, золотные и серебряные нити. 411,0х540,0. Фотография взята с сайта музея.
Цикл гобеленов на сюжеты из жизни влиятельного сторонника Юлия Цезаря римского полководца и политика Марка Антония и царицы Египта из династии Птолемеев Клеопатры состоит из восьми полотен. Семь из них хранится в фондах Пражского Града, один - в венском Музее истории искусства.



Фрагмент. Гобелен с сюжетным изображением битвы под стенами Александрии из цикла «Антоний и Клеопатра».
Около 1700 г. Шерсть, шелк, золотные и серебряные нити
Гобелены этого цикла выполнены в Брюсселе, о чем свидетельствуют буквы «ВВ» (Bruxellis Brabantiae) на бордюрах гобеленов (знак цеза ткачей), а так же чередующиеся подписи Яна ван Лефдаля и Герарта ван дер Стрека, работавших соответственно в 1644-1680 и 1647-1680 гг. Точное количество гобеленов, входивших в серию, неизвестно, однако можно предположить, что цикл из собрания Пражского Града является полным.


Фрагмент. Гобелен с сюжетным изображением битвы под стенами Александрии из цикла «Антоний и Клеопатра».
Около 1700 г. Шерсть, шелк, золотные и серебряные нити.
Источником сюжетов всех восьми гобеленов послужила биография Марка Антония из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. На переднем плане римская кавалерия настигает Марка Антония и Клеопатру, бегущих с поля проигранной битвы, сам бой еще незакончен. На заднем плане - юноша с веткой в руке, символизирующий надежду на мир и семейную жизнь, который погибает под копытами лошадей.


Фрагмент. Гобелен с сюжетным изображением битвы под стенами Александрии из цикла «Антоний и Клеопатра».
Около 1700 г. Шерсть, шелк, золотные и серебряные нити.
Источником для второго гобелена с сюжетным изображением встречи Марка Антония и Клеопатры послужил текст Плутарха, в котором говорится, что Клеопатра «поплыла вверх по Кидну на ладье с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар.


Гобелен с сюжетным изображением битвы под стенами Александрии из цикла «Антоний и Клеопатра».
Около 1700 г. Шерсть, шелк, золотные и серебряные нити. 420,0х495,0.
Царица покоилась под расшитою золотой сенью в уборе Афродиты, какою изображает ее живописцы, а по обе стороны ложи стояли мальчики с опахалами - будто эроты на картинках. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты переидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов». (В переводе С.П. Маркиша). Антоний нетерпеливо ожидает ее прибытия на берегу, амур, сидящий на парусах, посылает стрелу любви. Клеоптара, изображенная в облике Афродиты, выходящей из волшебных волн, немедленно покоряет сердце Антония.


Фрагмент. Гобелен с сюжетным изображением битвы под стенами Александрии из цикла «Антоний и Клеопатра».
Около 1700 г. Шерсть, шелк, золотные и серебряные нити.
При Габсбургах императорской резиденцией была Вена, и во время Тридцатилетней войны Пражский Град утратил свое значение. Значительное изменение в архитектурном облике Града произошли во времена Марии-Терезии. Перестройкой в стиле позднего барокко занимался придворный архитектор из Вены Николо Пакасси. Несмотря на грандиозное обновление Град пустел. Император Иосиф II (1741-1790), сын Марии-Терезии, распродал и то немногое, что осталось от императорских коллекций. В 1784 году отсюда в город переехали последние учреждения. Град даже предложили использовать для нужд армии. Летний дворец превратили в артиллерийскую лабораторию.


Франц фон Фареншон. Портрет императрицы Марии Терезии с семейством. 1772 г. (?)
Холст, масло. 193,0х206,0 Фотография взята с сайта музея.
На парадном портрет, выполненном Францем фон Фареншоном (1726-1796), представлены (слева направо): Франц Стефан Лотарингский, Мария Амалия, Мария Анна, Мария Йозефа, Мария Антония, Мария Каролина, Мария Елизавета, Иосиф, Мария Кристина, Максимилиан Франц, Мария Терезия, Фердиннад и Леопольд.


Франц фон Фареншон. Фрагмент. Портрет императрицы Марии Терезии с семейством. 1772 г. (?) Холст, масло.
У Марии Терезии и ее супруга Франца I Стефана было 16 детей - 11 девочек и 5 мальчиков. Трое - Карл Йозеф, Мария Иоганна Габриэла и Мария Йозефа - умерли от оспы. Во время свадьбы Леопольда и инфанты Марии Луизы Испанской в Инсбруке в 1765 г скончался всеми любимый отец семейства.


Франц фон Фареншон. Фрагмент. Портрет императрицы Марии Терезии с семейством. 1772 г. (?) Холст, масло.
Мария Елизавета и Мария Каролина умерли в детском возрасте, Каролина - при рождении. Жизнь всеобщей любимицы Мария Антонии (Марии Антуанетты) оборвалась на гильотине в Париже. Еще одна их дочь - Мария Каролина - вышла замуж за Фердинанда I и родила 18 детей, из которых выжили лишь семеро. Иосиф II - император Священной Римской империи с 1763 г., Леопольд II - с 1790 г.


Франц фон Фареншон. Фрагмент. Портрет императрицы Марии Терезии с семейством. 1772 г. (?) Холст, масло.
Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина - эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству). Супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745 году. Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов. Царствование Марии Терезии - время Просвещения и активных реформ. Она входит в число представителей династии, пользовавшихся наибольшей популярностью. К XVIII веку политико-династический союз между Габсбургами и Лотарингским домом стал настолько тесен, что император Карл VI, не имея сыновей, издал Прагматическую санкцию и выбрал в мужья своей наследницы Марии-Терезии лотарингского герцога Франца. В 1745 году он был избран императором под именем Франца I.


Франц фон Фареншон. Фрагмент. Портрет императрицы Марии Терезии с семейством. 1772 г. (?) Холст, масло.



Франц фон Фареншон. Фрагмент. Портрет императрицы Марии Терезии с семейством. 1772 г. (?) Холст, масло.
На выставке гости смогут увидеть позолоченный рельеф «Диспут о Пресуществлении» изготовленный в одной из папских мастерских в Риме. Композиция заимствована из центральной части фрески периода ренессанса, написанной Рафаэлем Санти в 1509 г для Папы Юлия II делла Ровере (1443-1513) в «Зале подписей» Ватикана - рабочем кабинете и личной библиотеке папы.


Фрагмент. Рельеф «Диспут о Пресуществлении». До 1831 г. Медь, латунь, дерево; позолота.
Действие, изображённое на композиции, происходит одновременно на земле и небесах. В верхней половине восседают Христос с Пресвятой девой Марией и Иоанном Крестителем. На земле таинство Евхаристии обсуждают первые римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, сидящие слева от алтаря, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, сидящие справа.


Фрагмент. Рельеф «Диспут о Пресуществлении». До 1831 г. Медь, латунь, дерево; позолота.
Рельеф принадлежал представителям императорской габсбургско-лотарингской династии. Во времена Первой республики и Второй мировой войны он хранился в депозитарии Старого королевского дворца, в 1990-х г. - в так называемом Доме Младоты №37. После передачи Дома католической церкви рельеф вернулся в королевский дворец.


Фрагмент. Рельеф «Диспут о Пресуществлении». До 1831 г. Медь, латунь, дерево; позолота.
В экспозиции можно увидеть парные портреты императора Фердинанда V Доброго и его жены императрицы Марии Анны.


Антон Эйнсли. Портрет императора Фердинанда V Доброго. 1842 г. Холст, масло. 195,0х150,0.
Фердинанд V Добрый - сын австрийского императора, короля Венгрии и Чехии Франца I(1768-1835), последний император из Династии Габсбургов и последний из коронованных чешских королей. Отличался слабым здоровьем, но обладал музыкальными способностями, увлеченно занимался ботаникой, знал несколько языков.


Антон Эйнсли. Фрагмент. Портрет императора Фердинанда V Доброго. 1842 г. Холст, масло. 195,0х150,0.
Его правление закончилось в результате революционных событий 1848 года и падения кабинета министров Клеменса Меттерниха. Отрекя от престола 2 декабря 1848 года в пользу своего племянника Франца Иосифа I. Вместе с супругой Марией Анной Каролиной Пией Савойской (1803-1884) переехал в Пражский Град, где и оставался до конца своей жизни.


Антон Эйнсли. Фрагмент. Портрет императора Фердинанда V Доброго. 1842 г. Холст, масло. 195,0х150,0.
Император представлен в мундире фельдмаршала с орденами Марии Терезии, Леопольда II, Железной короны, Св. Стефана, Золотого Руна и лентой ордена Марии Терезии. В правой руке он держит письмо. Слева на табурете - головной убор с перьями и перчатки. В левой части картины на постаменте в виде колонный помещен бюст отца императора - Франца I, выполненный в псевдоантичном стиле.


Антон Эйнсли. Портрет императрицы Марии Анны. 1842 г. Холст, масло. 195,0х150,0.
Парные портреты австрийского императора Фердинанда V Доброго и его супруги Марии Анны выполнены в Вене придворным художником Антоном Эйнсли. Полотна оправлены в подлинные резные позолоченные рамы. Императрица изображена в светлом платье в стиле бидермейер с накидкой розового цвета. Ее шею украшает жемчужное ожерелье, на правой руке браслет с миниатюрным портретом супруга, императора Фердинанда V.


Антон Эйнсли. Фрагмент. Портрет императрицы Марии Анны. 1842 г. Холст, масло. 195,0х150,0.



Антон Эйнсли. Фрагмент. Портрет императрицы Марии Анны. 1842 г. Холст, масло. 195,0х150,0.
Дамский набор письменных принадлежностей обязательно привлечет ваш взгляд. Он состоит из чернильницы с двумя стеклянными емкостями, однорожкового настольного подсвечника, настольного звонка и песочницы, в которой сохранился золотой песок. Изготовлен в одной из мастерских Парижа.


Фрагмент. Набор для письма. Принадлежал императрице Марии Анне. Ок. 1860 г. Латунь, стекло, перламутр; позолота.



Фрагмент. Набор для письма. Принадлежал императрице Марии Анне. Ок. 1860 г. Латунь, стекло, перламутр; позолота.



Фрагмент. Набор для письма. Принадлежал императрице Марии Анне. Ок. 1860 г. Латунь, стекло, перламутр; позолота.



Фрагмент. Набор для письма. Принадлежал императрице Марии Анне. Ок. 1860 г. Латунь, стекло, перламутр; позолота.
В начале XIX века Град переживал период глубоко упадка. И только во время краткого пребывания короля Франции Карла X (1757-1836) в 1832-1836 гг интерьеры покоев были обновлены. Однако миг своей наибольшей славы Град пережил в 1836 году во время чешкой коронации австрийского императора Фердинанда V Доброго (1793-1875), который после своего отречения в 1848 году вернулся в Пражский Град, где тихо и набожно провел остаток своей жизни.


Выпуск водосточного желоба (гаргулья). 1664 г. Медь.
Выпуск водосточного желоба периода раннего барокко был установлен на черепичной крыше Лобковицкого дворца. Клейма на водостоке отсутсвуют, однако гаргулья, вероятно, была выполнена жестянщиком Михаилом Федерерой, который в 1667 г. принимал участие в его реконструкции. Современные водостоки на крыше дворца это копии, установленные во время реставрации 1973-1986 гг.

Первая мировая война привела к распаду Австро-Венгерской империи и положила конец правлению Габсбургско-Лотарингской династии. Град стал символом Чехословацкой республики и резиденцией первого президента Чехословакии. На этом мы заканчиваем наш рассказ об этой интересной выставке, которая прродолжает знакомить нас с прекрасной Прагой.

Выставка продлится до 25 февраля 2018 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Новый выставочный зал. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

отчёт, актуальные выставки, ГИМ

Previous post Next post
Up