Иногда жизнь поворачивается лицом и преподносит действительно приятные сюрпризы. Не буду рассказывать предысторию и остановлюсь на главном - я был на МАКСе 2013! И это было здорово! Воскресный вылет в Москву, понедельник по уши в деловой программе Транспортного Конгресса, и наконец во вторник дружной колонной Ситроенов мы едем в Жуковский. Уже на подъезде видим в небе Ан-70, выполняющий летную программу. ОН уже близко! Подезжаем к аэродрому, КПП, еще немного и можно выходить. Оглядываюсь вокруг, в голове мелькает: "Я на МАКСе!"
Впереди ряды хвостов, стабилизаторов, винтов. Их так много, что разбегаются глаза. Вот отдельной группой стоят машины КБ Сухого, в противоположной стороне ряд вертолетов, прямо передо мной возвышается исполин A380, сзади с грохотом прокатывается по рулежке в сторону ВПП наш Ил-76-МД. Звуки, запахи - все авиационное, как и весь Жуковский. Утро немного зябкое, но это не важно, ведь вокруг ТАКОЕ! Уточняем программу на сегодня: на повестке дня пара конференций, экскурс на Ми-26 и A380 (!!!) и свободное время. Ну что, погнали?
Программа началась со свободного времени, и прежде чем организованно кинуться на экскурсии мы успели немного послоняться по территории и изучить обстановку. Порадовали цены: все фиксировано и все кратно 50 рублям )) На сувенирку, кстати, ценник не шибко бюджетный, ну да ладно, на то и МАКС.
Первым номером культурной программы значился Ми-26Т. Не буду описывать ТТХ. Скажу проще - здоровый сарай блин! Впечатлил! Надо сказать отдельное спасибо экипажу - много чего рассказали, показали и разрешили (в том числе посидеть на месте КВС и штурмана, а также вылезти в люк на крыше и сделать пару кадров). Среди всех, с кем пришлось общаться на этом салоне - самые гостеприимные, за что им респект и уважуха!
Тепло попрощавшись и пожав руки Роствертоловцам, мы двинулись в сторону следующего по программе экспоната - украинского Ан-70. Про него вкратце - самолет небольшой, но симпатичный. Особенно понравились сине-желтые лопасти винтовентиляторов. Что не понравилось, так это отношение экипажа. Тут в кабине пилотов побывать удалось единицам (мне в том числе), остальные довольствовались грузовым отсеком. Счастливчики при этом выслушивали по типу «чо вы тут забыли», «идите отсюда» и «понаехали тут»… Неприятно, конечно.
И вот, наконец, центральная фигура дня - Airbus A380, заводской MSN004. Открытого доступа на него на этом авиасалоне не было, попасть на борт могли только официальные делегации, и мы были в их числе. Нашу делегацию поделили на 3 группы, которые попадали на борт поочередно. Пока ждали - осматривали снаружи. Когда зашли внутрь… Что я вам скажу - повезло попасть на технический борт. На оба этажа всего 5-6 панелей обшивки и дюжина сидений. Все остальное - оголенные внутренности, оборудование и цистерны под балласт. Просто техническая эротика, иначе не назвать.
Верхняя палуба по ощущениям находится на уровне 3-4 этажа, на тот же Ан-70 смотрели оттуда сверху вниз! Несколько немецких друзей решили опробовать сиденья «бизнес класса». Когда проходил мимо предложил им чай/кофе - посмеялись. Представители AIRBUS охотно поддерживали беседу и отвечали на вопросы, показывали всякие интересности и «маленькие хитрости большого самолета».
И вот, наконец, КАБИНА ПИЛОТОВ. Руки трясутся, ноги подкашиваются, слюни через край... Самолет ЖИВОЙ, хотя и запитан от внешнего генератора. Все дисплеи активны, лампочки горят, чего-то где-то гудит. Те несколько минут, что удалось посидеть в кресле второго пилота, были просто за гранью. Это был СЕКАС! Теперь я знаю точно, где в самолете лучшие места - за штурвалом или джойстиком! И только там! Кстати, лучшее место работы (просто лучшее, безотносительно) там же, даже не сомневаюсь.
Выходил из самолета с улыбкой идиота. На полное осознание произошедшего потребовалось некоторое время, а вид Жуковского из кабины еще долго будет появляться перед глазами. Это было самое сильное впечатление от МАКСа, приезжать стоило хотя бы ради этого, но впереди был еще один приятный сюрприз - экспозиция Boeing.
Модели, картинки и буклеты собственно особо не возбудили, я их уже насмотрелся и нащупался, а вот демонстратор кабины пилотов 787 Dreamliner с симуляцией - другое дело. Короткие переговоры с представителем, десятиминутное ожидание пока освободится место и вот я снова в кабине! Демонстратор достаточно примитивный (без overhead-панели, статичный, всего три монитора перед глазами), но представление о поведении самолета он дает. Инструктор задает несколько вопросов по параметрам симуляции, прошу его включить автомат тяги и взять на себя механизацию и шасси - мне для первого раза хватит одного штурвала. Несколько секунд на запуск программы, и вот 787-8 уже в небе над Сиэтлом в заходе на King County International Airport.
- You have control!
- I have control!
Концентрация на пределе, все вокруг просто перестало существовать, только дисплей с flight-director-ом и голос инструктора, информирующий о скорости, выпуске механизации и шасси. Скажу честно, я конкретно поймал «голландский шаг», шкивало по всем трем осям. Приспособиться к реакции самолета на мои манипуляции со штурвалом я просто не успел, в теории вроде все понятно, а вот на практике для этого нужно время. В общем, быстро стало понятно, что мягкой посадки не получится. С трудом вышел на final (ни разу не стабилизировав самолет), пока подстраивался под PAPI напрочь забыл про то, что надо еще и скорость гасить. В итоге в полосу я попал, но сел на переднюю стойку, дал хорошего козла, естественно потерял осевую… Но дать реверс и вырулить обратно на бетонку я все-таки смог и даже освободил полосу на каком-то съезде. Симулятор, конечно, все простил, сядь я так в реале - думаю закончилось бы все грудой обугленных обломков на полосе. Сама сессия длилась минут 5-7, ощущения после нее остались двойственные: с одной стороны я даже не мечтал о таком опыте, с другой - только аппетит раздразнил.
Ну и наконец, летная программа. Мы застали всего часа два показательных полетов, но в эти два часа впечатлений было через край. Ми-28Н, Ка-52, МиГ-29, Су-27, Су-35, Т-50 плюс пролеты гражданских самолетов. Пилотажная программа боевых самолетов сократила словарный запас до «**ять!», «*ля!», «Твою ж мать», «***еть!», «****я себе!» и «Оооооо!!!». Почти все это я видел раньше по телевизору, но вживую это совсем, нет СОВСЕМ другое дело. Аккомпанемент реактивных двигателей, запах жженого керосина и запредельное маневрирование, а когда строй Су-27 и МиГ-29 уходил в набор совсем недалеко от зрительской зоны… в эти моменты казалось что внутренние органы мелко вибрируют. Сам пилотаж, конечно, это что-то невероятное. У летчиков должно быть стальные нервы, железные мышцы и титановые (не для дам) шары! Никогда не понимал, зачем люди просят автографы, но вот «Витязей» или «Стрижей» я бы его попросил.
МАКС-2013 закончился. Для меня он был действительно событием. Надеюсь, что для меня это лишь первый авиасалон, что будут и другие. Это моя сфера, и я, наконец, начинаю находить себя. Я снова в авиации и продолжаю двигаться. Кто знает, куда этот путь меня приведет…