Рейтинг получается примерно такой, с учётом игр, которые вышли раньше, но в которые я играл именно в этом году:
Лучшие RPG
Geneforge 2 - Infestation (2024) - очередной само-римейк от Spiderweb Software. Прошёл с удовольствием, всё на месте, ничего нового.
Iron Danger (2020) - несколько кривоватая, но по настоящему уникальная в механическом смысле игра, где авторам удалось скрестить реал-таймовую и походовую боёвку и перемотку времени. Это настолько хорошо, что я призываю просто всех поиграть в эту игру. Особенно всех, кто связан с геймдевом: формулу Iron Danger надо копировать, улучшать и расширять! К сожалению, коллектив энтузиастов, выпустивший эту игру, кажется, почил в бозе, и больше от них игр мы не дождёмся. А значит, надо воровать их идеи, пока они не затерялись во тьме веков.
Warhammer 40,000: Rogue Trader (2023) - не фанат Вахи как вселенной, но мне понравилась первая часть сюжета (до 3ей главы) и боёвка.
The Thaumaturge (2024) - высокобюджетная попытка сделать "свой Disco Elysium" от польской студии. Она хорошо выглядит, и в отличие от многих других дискоидов, в ней есть сражения, и они даже интересные. Правда, большую часть времени ты, всё-таки, бегаешь туда-сюда по одним и тем же картам, высматривая активные точки. Но дискоид живёт или умирает, в первую очередь, в зависимости от сюжета, а сюжет в этой игре достаточно интересный, персонажи колоритные, атмосфера Польши начала XX века передана хорошо, как мне кажется. У нас игру обвинили в русофобии, но чёрт побери, Польша начала XX века БЫЛА русофобской. Так что всё исторически верно. Ну, и к тому же, герой, внезапно, может выбрать путь верности русскому царю.
Лучшие не-RPG
Wartales (2023) - отличная, но слишком затянутая тактическая игра с миллионом дополнительных механик и мини-игр.
Jagged Alliance 3 (2023) - достойное возрождение серии, несколько подустающее под конец, но в целом всё равно доставляющее удовольствие.
Приличные игры
Colony Ship (2023) - новая игра от авторов Age of Decadence не то чтобы плохая, и я вполне получил от неё удовольствие, но... Восторга не испытал, скажем так. О деньгах потраченных не жалею, и с удовольствием куплю и следующий релиз Iron Tower Studios, если он всё-таки состоится.
VED (2024) - очень красивая помесь визуальной новеллы с RPG с несколько путанным сюжетом, но зато потрясающей 2д картинкой и на удивление интересными боями.
SKALD: Agains the Black Priory (2024) - ретро-RPG, которая местами слишком ретро, но в целом неплохая игра, стилизованная под графику времён Commodore 64.
Caves of Lore (2023) - выдающийся плод трудов одного упорного разработчика, RPG, где "есть всё, что в больших играх, но поменьше" (смена дня и ночи, компаньоны, алхимия, крафтинг, и многое другое). К сожалению, утомляет количеством боёв, и сюжет не представляет из себя ничего особенно интересного.
Сатурн (2024) - бесплатная российская RPG, сделанную на государственные деньги, вроде бы, остатками команды Encased. Как и Encased, она кривая и косая, только ещё и короткая. Но с выдумкой. И боевая система достаточно интересная (чем-то чуть-чуть похожа как раз на Iron Danger: можно (и нужно) в походовом режиме уворачиваться от летящих в тебя снарядов, отходить от ударов и т.п.)
Dawnsbury Days (2024) - первая RPG по системе Pathfinder 2ed, эта маленькая тактическая игра немного напоминает Knights of Chalice, но по Pathfinder 2 вместо D&D 3.5. Но если в KoTC есть больше RPG элементов, исследование локаций, паззлы, крафтинг - то тут только боёвка. На нормальной сложности она заставляет подумать, но в целом не безумно сложная. На более высоких даже мой коллега, DM Pathfinder'а, имел с ней большие сложности и очень радовался. Я пока так и не собрался более высокую сложность попробовать.
В подборку не попал один из главных "форматных" для меня релизов года, Broken Roads, поскольку я пока не готов покупать эту игру в её текущем состоянии. Посмотрим, смогут ли авторы довести её до ума в следующем году. Ну, а в Dragon Age 4 я играть и не собирался, и, судя по всему, правильно сделал, так как игра ушла от Origins ещё дальше, чем Inquisition, а у меня про Inquisition нет ни одного доброго слова, кроме как про их редактор персонажей.
В целом, год на RPG был слабенький. Из тенденций - все пытаются делать клоны Disco Elysium, RPG без боёвки или с рудиментарной боёвкой. Результаты - очень средние, из всего, во что я играл, только The Thaumaturge более-менее ничего. Sovereign Syndicate (совсем без боёв) и Bookwalker: Thief of Tales (бои есть, но скучные) не произвели особо положительного впечатления. Проблема в том, что RPG без боёв становится неудобной визуальной новеллой, где тебе вместо телепортаций между локациями надо долго и занудно между ними бежать, только чтобы кликнуть на активную точки или персонажа, почитать очередной диалог, и побежать на следующую локацию. Ну, или другая аналогия - point-and-click adventure (квест, по нашему), но без паззлов с инвентарём. И вот вы знаете - конечно, применять резиновую курицу на наковальню, чтобы получить генератор чёрных дыр - это тоже не то чтобы гениально, но лучше уж так, чем вообще только беготня и диалоги...
Дискоидам отчаянно требуется найти себе какую-то хорошую замену боёвке. Или умереть. Но последнее, судя по всему, пока не намечается - в следующем году нас ждёт ещё 3-4 штуки игр в этом жанре.