Этот год выдался довольно горячим - с весны по осень я вместе с остальным коллективом Owlcat Games усердно трудился над Pathfinder: Wrath of the Righteous, и времени отдыхать не было, поэтому отпуск я взял уже только в октябре. Сначала мы планировали отправится в одну из открытых европейских стран, но тут друзья подкинули интересную идею - парусный лагерь
Сила Ветра в Сочи.
Яхты на закате
Суть этого мероприятия в том, что участники разбиваются на команды по 4 (или меньше) человека, и далее под руководством опытного капитана-инструктора изучают основы управлениях яхтой на протяжении 5 дней. Первые 3 дня - просто тренировки, в течение которых надо выучить основные термины и научиться понимать, что тебе говорит делать капитан, а последние 2 - должны были быть двумя этапами регаты, но из за погоды вышло так, что первую гонку пришлось перенести на пятницу, и в результате у нас было две гонки в один день.
Морской вокзал Сочи. За ним - стоянка яхт, а рядом - огромное количество зазывал, приглашающих покататься на яхте пассажиром. Очень нас задолбали
пристань, где стояли яхты Силы Ветра
Первое и главное открытие, которое я для себя сделал в процессе - мне нравится быть на небольшой яхте в море и управлять ею. Большую часть времени я пробыл в роли рулевого, поскольку наш тренер сказал, что у меня очень хорошо получается (и даже что я, возможно, лучший рулевой на этом наборе :) ), но управлять парусами при помощи шкотов и брасов тоже было интересно. Второе важное открытие - в первом приближении за 5 дней вполне реально перестать быть на яхте бесполезной обузой и начать делать что-то осмысленное (хотя и не без косяков, конечно).
Наш бравый экипаж (без капитана)
В целом, управление яхтой похоже на набор мини-игр: в каждую из них в идеале играет один член экипажа, иногда отвлекаясь от менее важного занятия, чтобы помочь с более важным, если другому человеку не хватает сил или времени. Как рулевой, я должен был неотрывно следить за специальными лентами-колдунчиками, приделанными к парусам и за креном яхты, чтобы наиболее оптимально держать курс относительно ветра. А человек, управляющий большим пузатым парусом - генакером - должен постоянно следить за его заворотом и поддерживать его при помощи канатов-брасов на тонкой грани, дающей максимальную скорость. У члена экипажа, отвечающего за гика-шкоты своя мини-игра: следить за главным парусом яхты - гротом - и креном, и вовремя усиливать или ослаблять натяжение вверенных ему верёвок. Когда он это делает плохо, яхта либо теряет скорость, либо, как в один весьма памятным момент, получает слишком сильный крен. А работа бакового - человека, стоящего в передней части яхты - похожа на работу пожарника: большую часть времени надо просто переходить вовремя с одного борта на другой при поворотах, но если вдруг шкотовый с рулевым накосячили и с передним парусом что-то пошло не так - надо срочно лезть на самый нос яхты и выправлять ситуацию.
Тот самый генакер - дополнительный парус, устанавливаемый, когда яхта идёт по ветру
Выход в море требует почти постоянной концентрации, поэтому наших фотографий с яхты в этом посте особенно нет - только профессиональные кадры с регаты, где вокруг наших лодок кружился катер с фотографом. Кстати, о регате - прошла она весьма... задорно :) По сумме длинной и серии коротких гонок, мы пришли 6 из 8, но надо сказать, что не везде виной тому были наши ошибки.
В первой гонке нам записали фальстарт - чем очень удивили нашего тренера, мастера спорта и участника сборной России по яхтингу: судя по всему, имело место расхождение времени подачи сигнала, и старта отсчёта у судьи, и в результате мы (а также ещё 3 яхты) пересекли стартовую линию на несколько секунд раньше, чем судья закончил отсчёт.
Кажется, это как раз момент того самого фальстарта - наша восьмёрка успешно обставила семёрку - будущего победителя регаты под капитанством нашего наставника по теории, но не надолго
Во второй гонки мы попали в жуткую свалку у стартовой линии, когда две яхты, которые должны нам были уступить место по правилам, этого не сделали. Более того, мы с ними даже столкнулись с бортами, что в "настоящей" гонке было бы поводом для дисквалификации. В результате, мы ушли со старта последними, но сумели таки нагнать одного из нарушителей, и пришли седьмыми.
Наконец, последнюю гонку мы завершили довольно достойно четвёртыми, но тоже после того, как яхта-победитель не уступила нам дорогу в нарушение правил расхождения, и вынудила совершить невыгодный манёвр в последний момент. Капитан потом утверждал, что просил нас дать дорогу ему - по правилам так сделать можно, и если другая лодка согласна, то это не будет нарушение, вот только мы не слышали этого вопроса, и уж точно никто не отвечал согласием...
А это фото уже и с капитаном. Андрей моложе всех нас, но - профессиональный спортсмен и очень хороший наставник. Несмотря на все наши косяки, и даже на поражение в регате, которое было ему довольно неприятно, он никогда на нас не орал, и давал всё, что можно, делать самим, лишь указывая на ошибки и беря на себя управление лишь в критических ситуациях
Впрочем, пожалуй, занять место на пьедестале нам не светило и по честному: все гонки нас преследовали проблемы и косяки при постановке генакера, и каждый раз мы теряли из за них очень много времени. Но быть 4 из 8 мы, пожалуй, могли бы за счёт тактического умения нашего капитана, и, ну, может быть, моего руления :)
Кроме практических занятий, были у нас и теоретические - под руководством опытного яхтсмена-спортсмена. Который, правда, имел тенденцию несколько уклоняться от темы в пользу рассуждений о том как Колумб открывал Америку, и почему американцы всегда выигрывали Кубок Америки, пока австралийцы их не обманули :) Впрочем, теория яхтинга - такая штука, пока руками всё не потрогаешь, всё равно ничего не понятно толком.
Практика на воде каждый день - 3 часа, но за это время изматываешься так, что честно говоря, у нас особо не оставалось сил ни на что, кроме как пойти поужинать, 30 минут пройтись по набережной и добраться до отеля. Так что если сам Сочи мы ещё как-то посмотрели, то поездить по окрестностям не получилось. Зато мы прошлись вдоль очень приятной реки Сочи, о существовании которой, по словам моей мамы, опрашивавшей бывших в Сочи коллег, никто не знает :) А зря - набережная у реки хорошая, и мы смогли там сфотографировать красавца-зимородка, которого я раньше видел только во Флоренции.
Река Сочи
Зимородок
А ещё, в тот день, когда из за шторма отменилась гонка, мы сходили в сочинский дендрарий, и он тоже очень красивый и хороший, и людей там не много. Правда, фуникулёр, который должен доставлять желающих на самый верх, говорят, уже 3 месяца как сломан, так что нам пришлось идти и вверх, и вниз своими ногами. Неплохая физическая разминка - но с другой стороны, путь к замку Мавров в Синтре, пожалуй, покруче будет. И там фуникулёра даже в проекте нет.
Причина отмены гонки
Интересный факт - при мощных волнах, которые ночью даже накрывали променад, засыпая его песком и мелкими камнями, ветер - почти штиль, поэтому даже если бы мы вышли в море - делать там на парусной яхте было бы нечего
Нижняя станция фуникулёра. Архитектура просто-таки кричит "70ые!"
Секвойи. К сожалению, дорожка через рощу этих деревьев вся разломана и закрыта
Прямо-таки зубы дракона! А на самом деле, воздушные корни близрастущих деревьев
Просто красота
Вообще, в целом Сочи производит интересное впечатление. Пятиэтажки + пальмы = конгитивный диссонанс. По привычке завидев тропические растения ожидаешь то ли испанского, то ли португальского, ан нет - кругом свои родные граждане, со всеми их плюсами и минусами.
Пальмы и пятиэтажки. Правда, за каждым старым домом в Сочи нынче стоит три небоскрёба или новых виллы
Впрочем,с минусами мы почти не столкнулись - возможно потому, что вообще не пытались экономить, а швырялись деньгами, как олигархи :) Жили в 4-звёздочном отеле Denart, который прям реально по уровню обслуживания похож на настоящие европейские 4 звезды, кроме отвратительного Wi-Fi - что, впрочем, в той же Португалии тоже норма - и порой глючащих лифтов. Последнее обстоятельство сильно подпортило впечатление, но не достаточно, чтобы не рекомендовать это место, если вы приехали на яхтинг - даже если вам не повезёт, и окна, как у нас, будут выходить на железную дорогу - вы будете так уставать, что вам будет пофиг.
Наш отель
А в ресторане Barcelonetta кормят хоть и по-московски дорого, но так невероятно вкусно, что мы там ужиналт почти каждый день (если учесть, что ели мы 2 раза в день, то не так уж и дорого выходит, а если перевести всё в евро - так это вообще недорогой ресторан, обед на двоих 40-50 заграничных денег).
Ну вот так!
Погода была отличная, и мы даже пару раз окунулись в море. Оно было уже довольно прохладное - как Канал им. Москвы в августе, примерно - но вполне подходящее для купания. Океан в Португалии в октябре холоднее :) Пляжи порадовали бесплатными кабинками для переодевания (тут мы до сих пор впереди всей Европы) и душами, и в целом никто платных услуг не навязывал (хотя они были, для желающих), ну, и народу было не так уж много - всё-таки октябрь уже не сезон. Правда, стоит сказать - тут давеча прошла статья, что, мол, один наш олигарх поехал отдохнуть в Сочи, и потом плевался, что как будто на строй-площадке вместо пляжа побывал. Это он про пляж Ривьера, и это правда - он весь окружён недостроенными и заброшенными отелями, и даже проход к нему найти не так просто (с одноимённым парком он, например, не связан).
Некоторые критикуют ещё и чёрный песок Сочи, но честно говоря, это мелочь
Сам парк Ривьера особого впечатления не произвёл - типичный ЦПКиО, слегка осовремененный, дабы оптимизировать выкачивание денег из родителей через завлечения детей во всякие атракционы сомнительного качества. Но зато имеется палатка с вкусными чешскими трдельниками, и пара более тихих мест, где поменьше детей и можно мирно полюбоваться зеленью в октябре.
Основатель парка
И образ современного посетителя
После завершения лагеря, мы ещё на 2 дня остались в Сочи, и даже сходили на ещё одну тренировку - закрепить полученные знания. Правда, ветер в тот день был заметно сильнее, чем во все предыдущие, и опыт получился чуть более экстремальным: крен яхты достигал неприятных значений, когда плохо держащиеся члены экипажа начинали падать на другой борт, а один раз я упал прямо с рулём, создав довольно жуткую и комичную ситуацию. Кроме того, наши друзья в тот же день ещё приняли участие в ещё одной регате (они проходят каждое воскресенье, и принять участие могут все желающие), и там, говорят, было ещё круче. Мы, к сожалению или к счастью, были связаны другими делами, поэтому им в экипаж добавили двух абсолютно нулевых людей, но даже в таком варианте они пришли 5 из 7. Из интересного: одна из яхт, вышедших из порта, не стала почему-то принимать участия в гонках, и с неё выпал один человек, которого никто из его команды не стал даже пытаться подобрать, пока на помощь не пришёл катер с фотографом. А потом тот же катер заглох у знака (где яхты должны поворачивать) и перекрыл яхте наших друзей дорогу. В общем, было весело :)
В 2014ом году любое либеральное издание отхватило бы этот снимок с руками, чтобы дать с заголовком "кровавая олимпиада Путина" :)
В целом, мне на яхте понравилось, и наверное хотелось бы как-нибудь повторить этот опыт. Правда, учиться на яхтенного капитана, чтобы ходить в море без инструктора, я пока не готов - это требует очень много времени, которого в таких количествах нет. Но есть вариант получить сертификат Competent Crew (5-дневная практика, почти как наш лагерь, плюс теоретический экзамен в ГИМС), не дающий прав на управление яхтой, но показывающий, что ты не просто хрен с горы, и шкот от фала отличаешь. Правда, в Москве зимой особенно яхтингом не позанимаешься. Так что придётся либо ждать до весны, либо опять отправляться в какие-то более тёплые края.
Просто ещё один красивый кадр с яхтами