Небольшое отступление: к сожалению, мы входим в эпоху, где копирасты активно отстаивают свои права, поэтому найти некоторую часть песен в чистом виде на YouTube нельзя. В такие моменты, особенно хочется пожелать всей этой шобле "пламенный привет", как говорил Рабинович в анекдоте. К сожалению, сам Брукс - тот ещё копираст, в частности, боровшийся против магазинов, продающих б/у диски, потому что с таких продаж ему не капает копеечека.
В начале 90ых в музыкальной индустрии произошли большие извинения. Начались они довольно скрыто, в её аналитическом секторе. До этого десятилетия сбор статистики о продажах выглядел так: на телефон сажался практикант, которому вручался список телефонов музыкальных магазинов, и он должен был позвонить в каждый, и спросить, как у них обстоят дела с продажами дисков разных исполнителей. И вот, трясущейся рукой, он набирал номер, и спрашивал - "Как там Джонни Кэш?", и ему отвечали, что "Продали 5 ящиков!", и он так и записывал - "пять ящиков Джонни Кэша", даже не подозревая, что ошибся цифрой и попал в ликёроводочный, а на том конце провода по причине плохой связи попутали Джонни Кэша и Джонни Уокера.
В 90ые в этот уголок музыкального мира пришла, как сейчас модно выражаться, цифровизация. Технология SoundScan позволила объединить все магазины страны в одну сеть, в которой данные о продаже не записывались в гроссбухах с целью дальнейшей надиктовки по телефону, а передавались напрямую со сканеров штрих-кодов на кассах всем заинтересованным лицам, главным из которых был журнал Billboard, занятый составлением чартов продаж. И вот, настал заветный день, инженер щёлкнул выключателем, практиканта уволили, и к ним потекли реальные, не искажённые ничем данные о продажах. И тут вдруг выяснилось, что в реальности всё совсем не так, как на самом деле!
Одним из основных открытий, совершённых благодаря новой системе, стало то, что кантри-музыка, оказывается, гораздо популярнее, чем все думали. Кроме того, практически в один день многие музыканты, ранее занимавшие верхние строки хит-парадов опустились ниже (не катастрофически - прямого обмана в стиле скандала
Payola, добившего рок-н-ролл, тут не было), а их место заняли другие.
Главным победителем в этой новой системе стал Гарт Брукс, о начале карьеры которого я писал несколько постов назад. Его третий альбом, "Ropin' the Wind", взлетел на первую строку не только кантри, но и общего хит-парада, что в последний раз удавалось Кенни Роджерсу более десяти лет назад. Большая часть хитов с альбома - медляки вроде
"The River", а мне больше по душе очередная история об измене и мести
"Papa Loved Mama".
Впрочем, и предыдущий альбом Брукса "No Fences" не сказать чтобы был неудачным: именно на нём вышла его песня-визитная карточка
"Friends in Low Places", противопоставляющая унылую шикарную свадьбу бывшей возлюбленной и весёлый кабак, куда герой отправляется заливать свои печали. Как и в случае с "Black Sheep" Джона Андерсона, тут легко можно разглядеть противопоставление двух Америк, богатой и бедной, но честной.
В целом, все 90ые можно смело называть эрой Гарта Брукса. Он задавал мейнстрим жанра кантри, и он же был самым его популярным исполнителем, все альбому которого занимали первые или изредка вторые места в чартах, и даже синглы редко поднимались ниже 10ого места (а было их немало). Причиной тому было удачное сочетание времени и человека. Гарт одновременно производил впечатление "своего парня", пел о бедах простых работящих американцев, и в то же время, не страдал излишней скромностью в плане организации своих туров: в живых выступления он первый стал сочетать кантри с сложными сценическими эффектами в стиле рокеров, играющих на стадионах. Одним из первых стал использовать беспроводную гарнитуру вместо микрофонов на стенде, чтобы иметь возможность свободно скакать по сцене. Спускался в начале представления из под потолка на тросах. И так далее.
За это его любили и ненавидели. Если вы зайдёте на любой американский музыкальный форум, не концентрирующийся на кантри, то именно Гарта Брукса вам укажут в качестве прародителя всего плохого, что есть современном кантри, и в первую очередь, фальшивой "народности".
Но всё же нельзя не рассказать больше о карьере этого выдающегося, пусть и не во всём приятного человека. Пройдёмся по его альбомам, вышедшим в 90ые (в 2001ом он объявил об уходе из музыки, и вернулся на сцену лишь в 2010ых).
Уже знакомую по "Atlanta Burned Again Last Night" тему о романе подростка со зрелой женщиной поднимает сингл
"That Summer" со следующего альбома, "The Chase".
С "In Pieces"
"American Honky-Tonk Bar Association" - о том, что простой люд в эти ваши все клубы и на группы психологической поддержки не ходит, а обходится старым добрым баром.
"Ain't Going Down (Til The Sun Comes Up)" - классическая история о дочурке, которая сбегает от присмотра родителей, чтобы хорошо провести вечер (и ночь) со своим парнем. Тут активно начинает появляться мотив пикапа, за частое упоминание которых так же любят ругать кантри 90ых и после них. Сингл с этой песней помог Гарту добиться успеха за пределами США - в Британии пластинка достигла 13ого места в местном хит-параде.
Дальше выходит альбом "Fresh Horses", и на нём наибольшего успеха добивается
"The Beaches of Cheyenne", песня о женщине, сошедшей с ума после смерти мужа, решившего поучаствовать в родео, и утопившейся в море. "И пучина сия поглотила её в один момент", вот это всё.
Мне очень по душе
"Longneck Bottle" с альбома "Sevens" - нео-традиционный вестерн свинг, с простеньким текстом на тему, мол, бутылка, опусти мою руку!
И завершу этот пост песней, с которой началось моё знакомство с творчеством Брукса, попавшейся мне на сборнике с названием типа "Country 2000" или что-то такое. Формально, она принадлежит уже следующему десятилетию, но и ладно. Это дуэт с Джорджем Джонсом, и раньше на Ютубе лежала хорошая концертная запись их совместного выступления. К сожалению, сейчас её найти мне уже не удалось - снова приходится посылать проклятия в сторону правоторговцев, хотя чем им могла помешать запись живого выступления, транслировавшегося по ТВ - ума не приложу, это просто какой-то мозг рака. А песенка, в общем-то, простая и примитивная - о поездке группы товарищей за бухлом в соседнее графство (потому что ихнее графство "сухое" - в США до сих пор сохраняются районы, где действует локальный сухой закон). Эдакое концентрированное кантри 90ых - пикап, бухло, "старые добрые парни". Представляю вам -
"Beer Run".
Разобравшись со знаковым артистом декады, в следующих выпусках будем говорить о всех прочих. Но в уме стоит держать, что, учитывая успех и продажи Брукса, кантри 90ых во многом определялось именно им, а многие просто следовали в кильватере. Кроме, конечно, всяких маргиналов, не желающих предавать свои идеи ради коммерческого успеха у широкой публики, которых в 90ые развелось более, чем когда-либо.