06 июля 2010 г.
Предыдущие части:
1. Сборы. Дорога. 2. День 0. Маральник - отправная точка маршрута. 3. День 1. Нижнее Мультинское озеро 4. День 2. Междуречье или Среднее Мультинское озеро. 5. День 3. Переправа через Шумы. Рыбачий стан Проснулся рано. Я всегда просыпаюсь рано, а особенно на природе. Сначала лежу и прихожу в себя, а потом встаю. В палатке было немного сыро. Ночью снаружи холодно, а в палатке тепло. Вот под утро влага и конденсировалась. На улице было тепло, светило солнце. Дежурные уже вовсю готовят завтрак. Народ начинает потихоньку выползать из своих палаток. На завтрак опять была какая-то каша. Организм начал потихоньку привыкать к тому количеству еду, что он получал. Это в городе мы жрём от пуза, а тут всё строго ограничено. Сначала это доставляло некий дискомфорт, а потом я привык. Но есть всё равно хотелось всегда. :)
Сегодня первый радиальный выход - на ледник Томич. После завтрака начались сборы. От рюкзаков отстегнули свои клапаны и сложили туда тёплые вещи с дождевиками. Больше ничего брать не надо было. У меня клапан не отстёгивался и мы решили с Ирой сложить наши вещи в её клапан, но только понесу его я. Ну я ещё взял полиэтиленовый мешок для фотокамеры на случай дождя. На ногах - ботинки. Весь поход, туда и обратно займёт около 6-7 часов.
- Далеко ещё?
- Да есть маленько...
По дороге нам попались одногруппники Саши и Лили. Они учились вместе в универе и часто ходили сюда в экспедиции. Те же сейчас привели сюда уже своих студентов. Эта интересная встреча произошла уже почти у подножия горы, на который находится ледник. Позже выяснилось, что на этой тропинке были следы медведицы с медвежатами, но мы пробежали как стадо невнимательных слонов и следы затоптали. :)
Неожиданно в густом лесу появилась опушка с двумя полуразрушенными домиками. Раньше это сооружение носило название “Гляциологическая изба имени профессора Ревякина В.К.”. Одна избушка была баней, а вторая жилым домом. Здесь располагались экспедиции, исследующие ледник.
Наши инструктора тоже жили здесь по месяцу ещё когда были студентами. Лиля говорит, что в такие развалины это место превратилось за последние 3-4 года. Дождь, ветер и время делают своё дело. Сделали небольшую остановку, на которой Саша рассказал следующую историю:
- Одна женщина отсюда ушла на гору, где с ней случился приступ. Женщина умерла в горах. Через несколько дней её обнаружили коллеги из экспедиции. Мужчины спустили её с горы и похоронили недалеко от этого места, в изгибе реки. Похоронив они поставили крест не правильно - в голове. По какому-то поверью, это говорит, что дух умершего будет блуждать на земле среди живых людей. Через несколько дней могила оказалась разрыта медведем. После этого случая по ночам вокруг избы стал разноситься звон колокольчика. Звук перемещался вокруг очень быстро. Подробности потом…
Ну потом - так потом. Кто-то улыбнулся, а может кто-то и задумался… Я решил вечером в лагере расспросить Сашу подробнее об этой истории.
Поход до горы был не сложный, шли налегке. Попалось несколько речек, которые мы прошли по поваленным брёвнам, а некоторые вброд.
Перед восхождением нас застал дождь. Тучи постоянно цепляются за горы в этом месте и дожди здесь - явление постоянное и привычное. Пришлось быстро упаковываться в дождевики и лезть сначала по мокрой траве на склоне горы, а потом и по мокрым камням. Ира зачем-то забрала у меня свой клапан и тащила его в гору сама. Я только дождевик забрать оттуда успел.
Не скрою, подъём был очень тяжёлым. Иногда приходилось падать на четыре кости и грести всеми лапками вверх по горе. Камни были огромные.
Переодеваемся для дождя
Под нами, немного в стороне, виднелось Верхнее озеро.
Оно же, но чуть выше:
На него мы пойдём спустившись с горы. Часто попадались мелкие ручейки, стекающие с ледника. Пил прямо из них упав на колени, а иногда просто набирая в ладони. Вкусная вода! :)
А чуть левее было видно откуда мы пришли. Наша стоянка находится немного левее слияния двух рек, вытекающих из долин:
Сверху кажется, что расстояние мы прошли совсем небольшое...
Где-то на середине подъёма Яна подвернула ногу. Приняв обезболивающее и замотав ногу эластичным бинтом она продолжила подъём:
- Ян, может останешься здесь?
- Я сюда ради Томича приехала и от своего не отступлюсь.
Мужской характер!
Мне показалось, что лезли на ледник часа полтора-два. Несколько раз начинался дождь, а потом жарко светило солнце. Одежда была вся мокрая. Не то от дождя, не то от пота, стекающего с меня ручьями. Под конец подъёма я опять сильно отстал от всех. Делал 5-6 шагов и останавливался отдохнуть. Моя сумка с фотоаппаратом постоянно со спины соскальзывала на бок и мешала идти. Вот где пригодился бы фото рюкзак. Всё чаще я стал себя спрашивать: “Нафига я сюда попёрся? Нафиг оно мне надо? Сидел бы в лагере спокойно и сидел…” Но увидев, что все лезут вверх и девушки в том числе, мне становилось стыдно за эти мысли и говорил сам себе: “Соберись, тряпка!!! Хватит сопли распускать!”
Чем выше поднимался - тем холоднее становилось. По всем признакам здесь была ранняя весна: на немногочисленных кустах почки только-только набухали, травы практически не было видно, всё было в бурых весенних красках. А на дворе-то июль месяц! Недалеко показалось измерительное оборудование - значит мы пришли.
Какое-то оборудование
Все наши уже расположились на камнях. Лиля готовила традиционный перекус. Увидев меня они помахали мне рукой, типа иди сюда. Нет чтобы сразу обратить внимание на то, что чего это они меня так настойчиво зовут. :)
Сфотографировал их машущих и пошёл к ним… И вот вся эта толпа засвистела, захлопала и заулюлюкала. %) Напугали, хады. :))))
На самом леднике мы были не долго. Я забрал у Иры свои тёплые сухие вещи и залез в них. Поели и разбрелись гулять вокруг, любоваться красотами и фотографироваться. Одна Яна грустно сидела в яркой оранжевой футболке (здесь дубак!) с повреждённой ногой, а остальные валяли дурака.
Грустная Яна...
Катались со снежных горок на своих поджопниках. А некоторые прямо на пузе. :)
Спускались мы ещё дольше. Мне так показалось. Основная группа убежала вперёд и хоть была видна нам, четверым, но отставали мы от них минут на 40 минимум.
Немного спустившись стало жарко и я сняв свои тёплые вещи сложил их в пакет, который потом благополучно порвался о камни.
Лиля осталась с нами, правильный спуск с горы мы не знали. Рома (врач) сопровождал Яну до самой базы. Я забрал у Яны клапан с её вещами, сложил свои из порвавшегося пакета и понёс его сам. Спускаться было сложнее. Колени загружались по полной программе. Иногда приходилось садиться на жопу и сползать на нижние камни. Часто попадались т.н. “живые камни”. Наступать на них надо осторожно и предупреждать за тобой идущих, т.к. камни болтаются из стороны в сторону. Мои ступни почему-то тоже напоминали эти живые камни. Также болтались. Мышцы не держали их жестко и только высокие ботинки, видимо, спасли от вывиха, удерживая ноги. Яне было гораздо сложнее и больнее.
Мы видели как основная группа благополучно спустилась и отдыхала у подножия горы. Потом они перешли реку вброд и двинули на Верхнее озеро. Мы же вчетвером лишились возможности побывать на этом красивом озере с бирюзовой водой, т.к. сильно отставали. Уже видна была река и тропинка по которой мы пришли, но спускаться до неё ещё минут 30.
Верхнее озеро при спуске с ледника
Холодная вода в реке здорово остужала напряжённые ноги после такого спуска. Яна с Ромой ещё штурмовали последний склон, а я уже стоял по колено в воде прямо в ботинках. Лиля сидела на большом камне и грустно смотрела на горы. Дождавшись Рому и Яну мы решили возвращаться на базу, т.к. основная группа скорее всего уже на Верхнем озере. Мы шли медленно, постоянно равняясь на скорость Яны. Переправы через попадавшиеся речки я игнорировал и шёл прямо по воде. Все четверо вслух мечтали о еде и обсуждали что именно мы приготовим вернувшись в лагерь. Нам почему-то казалось, что придём раньше основной группы. Разрушенную базу гляциологов прошли быстро. После рассказа Саши это место выглядело очень мрачно.
Сделали небольшой привал, где мы смогли слить воду из ботинок и отжать носки. На привале Лиля предложила мне пойти вперёд чтобы успеть приготовить еду, а Рома останется с Яной и они пойдут с удобной скоростью. К нам подошёл непонятно откуда взявшийся егерь с винтовкой:
- Здравствуйте. А вы почему не пошли с остальными на Третье? - Тем самым он избавил себя от дополнительных ненужных вопросов.
- Да у нас девочка ногу подвернула и мы уже просто не успеем догнать остальных.
- Понятно.
Во работа у мужиков, а! Пешком в одиночку бегать по тайге и горам с винтовкой наперевес. И ведь не один десяток километров в день они наматывают пешком. %)
Мы с Лилей пропустили егеря вперёд и ускорили шаг. Иногда мне казалось, что мы с ней не идём, а бежим. Ноги гудели жутко и сильно хотелось есть. Во время этого “бега” я обманывал свой желудок водой из речушек и ручьёв. Голод немного отступал. Вода освежала и появлялись откуда-то силы на новый рывок за Лилей. Мне было немного стыдно перед ней за свою физическую неподготовленность к походу. Да ещё и эти мозоли от ботинок… Выскочив из леса я увидел наш лагерь. Добежали минут за 40. Наконец-то всё закончилось.
Сил хватило доползти до скамейки, съесть 2 ложки каши и выпить кружку воды. Лиля сделала всё сама: развела костёр и сварила ужин. Прости, Лиля. В этот день я передвигался на своих ногах уже с трудом. Смог одеть только тапки. :) Минут через 20 стали подходить и все остальные. Я даже про камеру забыл от усталости.
Вечером был второй ужин - плов! И было горячее какао! А потом пришли одногруппники наших инструкторов и принесли с собой спирт. Наша палатка сделала по глотку и посидев немного со всеми - ушли спать. Вырубились почти сразу.
“Завтра ещё одна радиалка... Пойдём на Поперечное озеро... Не сдохнуть бы…” - с такими мыслями я заснул. Пару раз просыпался ночью от судорог в мышцах ног.
Я много думал вернувшись в лагерь об этом восхождении. Говорил сам себе, что второй раз на него точно не полез бы. Спрашивал себя, а стоило ли вообще идти туда? Стоило! Стоят ли разбитые ноги и эти кровавые мозоли на них тех красот, что я увидел там, на Томиче? Стоят! Сделал много выводов для себя, но об этих мыслях я умолчу… А ещё понял, что я не смог бы сидеть в лагере на месте. Здесь такая энергетика сумасшедшая, что сидеть на месте долго не получится. Надо будет обязательно куда-нибудь идти и чем-нибудь заниматься.
Продолжение следует…