Подготовил наконец воскресную проповедь на вторую неделю Великого поста, почитав для этого Антония Сурожского, отца Александра Геронимуса. Когда же начал говорить, вдруг со второй минуты отвлекся и начался экспромт (впрочем наболевший), приблизительно такой текст
(
Read more... )
Во-вторых, сам Григорий Палама никакого света никогда не видел.
В-третьих, мистика света имеется не только в исихазме, но также в иудаизме (хасидизм), йоге, суфизме. Исихазм возник под влиянием йоги, сначала влияние йоги было непосредственным, а потом опосредованным - через суфизм. Практики суфизма настолько тождественны практикам исихазма, что... слов нет.
В-четвёртых, не вижу во всём вышеперечисленном ничего плохого, еретического, вредного. Просто есть разные люди: есть Мария, есть Марфа и т.д. Поэтому во всех религиях есть своё мистическое течение. Каждому своё. Только не нужно считать, что исихазм является единственно возможным вариантом христианства, или высшим уровнем христианства, или лучшим (чем все другие) христианством. В православии с этим проблема: у нас считается, что лучший или даже единственный христианин - это монах. Ну, в крайнем случае монарх (даже слова похожи). Поэтому у нас святые (кроме мучеников) - это монахи (особенно архиереи), юродивые ("иррегулярные монахи" - Владимир Соловьёв), а также цари, князья и прочая номенклатура первого ранга. Только в ХХ в. появляются святые, которые выпадают из этого перечня - Алексий Мечёв, Иоанн Кронштадтский, Николай Кавасила. Если "жена спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием", то где же наши святые многодетные жёны, вырастившие хороших детей? В католицизме могу сходу одну такую назвать - св. Моника, мать Августина Блаженного. А у нас?
Андрей
Reply
Reply
---------------------------
Дайте, пожалуйста, ссылку на работы Григория Паламы, в которых он утверждает, что ему было дано увидеть Фаворский свет.
Какие суфийские практики близки к исихазму, экстатические пляски под воздействием алкоголя?
------------------------------------------------
Зикр.
Про влияние йoги вообще бред. Наслушались что ли безграмотного еретика-варламиста Дунаева?
----------------------------------------------------------------------
И не только Дунаева. Ниже я дал ссылку на работу Мирча Элиаде.
Андрей
Reply
2. Ахахаха, так и вижу, как упившиеся алкоголем исихасты пляшут под музыку, периодически восклицая: "Под этой рясой нет никого, кроме Христа!" ))
3. И где там про непосредственное влияние йоги на исихазм? Вы хоть в курсе, когда примерно возникла хатха-йога?
Reply
-------------------------------------------
Другие святые почему-то не стеснялись рассказывать о созерцании Фаворского света.
2. Ахахаха, так и вижу, как упившиеся алкоголем исихасты пляшут под музыку, периодически восклицая: "Под этой рясой нет никого, кроме Христа!" ))
--------------------------------------------------------
Повторяю во второй раз: зикр. В третий раз повторять не буду.
3. И где там про непосредственное влияние йоги на исихазм? Вы хоть в курсе, когда примерно возникла хатха-йога?
---------------------------------
А Вы почитайте, почитайте. Йога возникла задолго до христианства.
Андрей
Reply
2. Я вам и описал зикр. ))
3. Какая йога, вот в чем вопрос. Йог много, вообще-то. ))
Reply
-------------------------------------------------------------
Симеон Новый Богослов много писал о свете, который он сам видел, Максим Исповедник писал о своём опыте видения света, а вот основатель паламизма на свой опыт почему-то не ссылался, только о чужом опыте писал.
2. Я вам и описал зикр. ))
-------------------------------------------------------
Вы ошибаетесь. Погуглите "зикр языка" и "зикр сердца".
Примеры:
"Мудрый искатель должен охранять свое дыхание от невнимательности при вдохе и выдохе, тем самым всегда удерживая свое сердце в Божественном Присутствии; он должен оживлять свое дыхание поклонением и служением и направлять это поклонение своему Господу полным жизни, ибо при каждом осознанном вдохе и выдохе дыхание живо и связано с Божественным Присутствием. Всякое дыхание, если вдох и выдох совершаются с невнимательностью, мертво, отсоединено от Божественного Присутствия".
Ссылка: http://akast.blogspot.com/2011/07/blog-post_4184.html
"Когда богобоязненный мусульманин читает зикр, восхваляя Аллаhа, то у него появляется чувство особой радости, которое не сравнится ни с какими мирскими наслаждениями, и его сердце наполняется светом. Подтверждением этому являются слова имама Зун-Нуна Аль-Мисрий: "Кто часто восхваляет Всевышнего сердцем и словами, тому Аллаh дарует особый свет в сердце, от которого его любовь к Творцу возрастает, становясь совершенной и всепоглощающей [и будет он среди благочестивых]".
Ссылка: http://islam.net.ua/sufizm/polza-ot-chteniia-zikra
Из книги о. Иоанна Мейендорфа "Введение в изучение св. Григория Паламы":
"У нас нет надежных доказательств того, что этот способ соединять Иисусову молитву с дыханием, задерживая взгляд на какой-либо части тела, и “заставлять таким образом ум сойти в сердце” существовал в разработанном виде ранее XIII в.; его связь с индийской йогой, которую старались обнаружить некоторые исследователи, может быть опосредованной и достаточно далекой. Напротив, вполне вероятно и даже несомненно влияние ислама: элементы сходства между зикром мусульман и способом Никифора Исихаста слишком разительны, а человеческие контакты - путешествия монахов в Палестину и Египет, завоевание мусульманами Малой Азии - слишком часты, чтобы можно было допустить существование в одну эпоху столь сходных религиозных явлений без взаимного влияния. Однако эти два способа различны в том, что йога, как и зикр, является физической техникой, единственной и непосредственной причиной желаемого следствия, в то время как метод исихазма - не более чем средство достичь внимания и безмолвия ума, тесно связанное с упражнением в добродетели и постом: совокупность этих факторов, среди которых техника дыхания не является главной, делает человека способным воспринимать благодать".
Ссылка: http://www.krotov.info/history/14/palama_me/mey_22.html
3. Какая йога, вот в чем вопрос. Йог много, вообще-то. ))
-------------------------------------------------------
Я уже давал ссылку на работу Элиаде "Опыты мистического света", посмотрите главу "Йога и "мистические огни".
Андрей
Reply
Андрей
Reply
--------------------------------------------------
Наоборот, любовь проявляется очень неконкретно - во всём))
ivantea
Reply
Андрей
Reply
Leave a comment