В Гонконге живёт 7 миллионов человек, он больше Петербурга, но меньше Москвы. Плотность населения в полтора раза выше московской и почти в два раза выше петербургской, но город остается комфортным для проживания и без пробок. Как же это получается?
Во-первых, в Гонконге удобный и быстрый наземный общественный транспорт. Им пользуется большинство населения, метро с большим отрывом на втором месте
Кстати, когда в следующий раз какой-нибудь Хуснуллин с целью оправдания строительства очередной своей бессмысленной развязки будет вам рассказывать благоглупости о том, что в Москве и так ездит на частных автомобилях лишь 20% населения, а весь мир к этому только стремится, то не верьте. В крупных городах с хорошей транспортной системой 20% поездок на частных автомобилях не совершаются.
В Гонконге ездит огромное количество двухэтажных автобусов, а также сохранилась со стародавних времён двухэтажная трамвайная система. Трамвай бесконечно мил
Все подробности о трамвайной системе можно узнать в решениях Гонконгского законодательного совета (один, два). Читать решения - одно удовольствие. Никакой воды, концентрированная полезная информация.
Так, например, из этих решений можно узнать, что в 2009 году 20% от доходов системы составляло размещение рекламы на бортах вагонов
Сейчас обсуждается программа по модернизации вагонов и проводов с бюджетом в 1 миллиард 600 миллионов рублей. Некоторые вагоны уже модернизируются, вместо деревянного корпуса, требующего капитального ремонта раз в 4 года, делают более современный
Подробную инфографику о Гонконгском трамвае можно посмотреть под спойлером
Остановки отделены от движения автомобилей, движение трамваев в основном по центру дороги
Система, конечно, очень мила и имеет культурную и историческую ценность, но в плане транспортных задач она менее эффективна, чем современная система LRT: в вагоне лишь две двери, вход осуществляется только через одну, а вагоны не очень вместительны. Из-за этого параллельно с трамвайными рельсами идёт бесчисленное количество двухэтажных автобусов. Я не помню города с таким количеством автобусов на дорогах
По городу ездит 3832 автобуса, большинство из которых двухэтажные, они перевозят в день 2,6 миллиона пассажиров.
Автобусы создают очень много шума, по центральным улицам острова из-за этого не очень приятно ходить. Непонятно почему в Гонконге не используются троллейбусы. Они популярны в Китае и тут выглядят куда более подходящим решением и в связи с интенсивностью движения, и в связи с горной местностью
При движении по горам троллейбус значительно выигрывает у автобуса экономически и по скорости разгона, к тому же он ездит бесшумно. Тут тёплый климат и нет препятствий использовать троллейбусы с большим запасом автономного хода, поэтому не потребовалось бы опутывать проводами весь город. Было бы интересно подсчитать стоимость строительства и экономические эффекты от такой системы. Гонконгский транспортный департамент, как выяснилось, изучает такую возможность.
Ещё тут есть маршрутки, их не очень много
Метрополитен я не фоткал, он тут примерно в полтора раза меньше московского (как и размер города), ничего необычного в нём не обнаружилось.
Что же в богатом Гонконге заставляет людей залезать в метрополитен и двухэтажные автобусы вместо того, чтобы стоять в многочасовых пробках в своих автомобилях? Заставляют кабальные условия владения автомобилем. Как я уже писал, если вы захотите просто купить автомобиль и поставить его около своего дома в спальном районе на стоянку, то вам придётся платить за это примерно 50 тысяч рублей в месяц (средняя зарплата тут 110 тысяч рублей в месяц).
Если вы захотите ещё и, например, приезжать в центр города и парковаться там около работы, то это обойдётся вам ещё в ~200 рублей в час. Бензин стоит примерно 115 рублей за один литр. Даже на такси ездить выходит дешевле.
Общественный транспорт, с другой стороны, стоит дёшево: разовый проезд на трамвае обойдётся в ~18 рублей. В метро и автобусах какая-то очень сложная тарификация, месячный проездной стоит ~4000 рублей.
В результате этих мер на работу на автомобиле практически никто не ездит. Да и вообще автомобилей у жителей Гонконга очень мало - уровень автомобилизации тут 80 автомобилей на 1000 человек, показатель почти в 5 раз меньше, чем в Москве.
Политика стимулирования перемещения на общественном транспорте и дестимулирования перемещения на частных автомобилях даёт в результате город удобный для жизни и без пробок даже при таких сложных вводных, как у Гонконга - когда плотность застройки очень высокая, а количество дорог в городе очень низкое. А вот политика строительства как можно больше всего подряд (метро, развязок и других объектов) приводит к тому, что город находится на первом месте по количеству пробок в мире и жить в нём неудобно.