Периодически до офиса Горпроектов доносятся разные слухи о том, что Собянин лично не любит троллейбусы и считает, что им не место в центре Москвы. Документальных подтверждений пока увидеть не удалось, но даже от союзников в Дептрансе периодически приходится слышать о том, что троллейбусы нужно «оптимизировать». Под этим оптимистичным словом подразумевается изъятие их из центра. Это, конечно, никуда не годится, Городские Проекты будут стоять насмерть за каждый маршрут.
И не потому что мы любим троллейбусы какой-то нелогичной абстрактной любовью. Просто это очень хорошая транспортная система, и о том, что она должна развиваться, а никак не наоборот, говорят абсолютно все опрошенные нами эксперты. Вот, например, профессор Вольфганг Маер. Он много лет руководил транспортом в городе Кёльн, а потом был президентом международного союза общественного транспорта:
На нём комфортнее ездить, чем на автобусе, так как электрический двигатель не создаёт в салоне вибрацию и в целом плавнее работает, а летом двигатель не прогревает салон,
Он намного тише,
Он намного дешевле в долгосрочной перспективе, срок службы троллейбуса в полтора раза дольше автобуса (14 лет против 9 лет), кроме того он, в отличие от автобуса, поддаётся капитальному ремонту и его ресурс можно продлить ещё на 7 лет.
Троллейбус экономичнее: на остановках двигатель выключается, а не работает на холостом ходу, кроме того, при торможении двигатель генерирует энергию и отдаёт её в контактную сеть.
Троллейбусный маршрут намного сложнее изменить, чем автобусный, для транспортной системы это плюс, так как даёт понимание жителям и владельцам бизнеса, что район будет обслуживаться транспортом, и позволяет в соответствии с этим планировать инвестиции,
Провода троллейбуса дают понимание того, что рядом есть общественный транспорт, и вообще троллейбусная система создаёт для города определённый шарм,
Он экологичнее
Аргументы против троллейбуса, которые обычно приводят:
Если встал один, то встали все (это с метро, трамваями и электричками происходит ровно так же, только они не встают - поломки транспорта на маршруте явление очень редкое, кроме того, троллейбус может объехать другой вставший троллейбус, а современные могут проехать на автономном ходу 5 километров),
Если автомобили припарковались в 3 ряда, то троллейбус не может их объехать,
Большие энергопотери в контактной сети,
Троллейбус медленный.
Два последних аргумента заслуживают внимания - я об этом уже как-то писал. Проблема не в троллейбусе как в виде транспорта, а в его контактной сети - из-за того, что в Москве она не современная, троллейбусы ездят намного медленнее, чем могли бы, а также провоцируются энергопотери. Это очень незначительная проблема, при наличии политической воли она была бы исправлена в течение года, и на это понадобилось бы менее 1% транспортного бюджета Москвы. Однако у нас же не принято экспертизы нормальные проводить: раз не любит дядя начальник троллейбусы, то значит отставить разговорчики - не будет никакой контактной сети. Да и политически перед выборами убрать из центра троллейбус ход очень хороший - визуально первое время будет казаться, что ситуация улучшилась, а улучшенная контактная сеть не особо будет замечена, все посчитают, что так и должно быть.
Городские Проекты ведут по этому поводу несколько переписок, но достаточно безуспешно. Если по всем остальным вопросам мы всегда получаем ответы по существу, то тут какие-то дурацкие отписки.
Мы будем продолжать давить в этом направлении. Если у вас есть желание нам помочь, то напишите в свободной форме о реконструкции контактной сети и вообще о троллейбусах сюда: http://www.mos.ru/authority/treatments/reception/individuals/. Обращений 15 нам бы очень помогли.