Дневник Горпроектов

Mar 04, 2013 10:19

Горпроектам уже почти год, а я ни разу толком не писал о том, как они делаются, как выглядят и чего я от них хочу. Сегодня попробую рассказать.

Городские Проекты созданы мной и Ильёй Варламовым. Я тут называюсь директор, в мои задачи входят: организационная часть, сбор денег, экспертный центр и развитие филиалов. Илья Варламов называется у нас главой отдела визуализации :), но на самом деле он занимается всей медийной частью, всей творческой частью (визуализация собственно отчётов, поиск художников и т.д.), подгоняет спонсоров а также замутил крутую выставку. В его часть я вообще не лезу и не имею мнения, как он говорит - так всё и делаем. А про свою расскажу.

Когда я впервые задумывался о структуре организации, то я её видел как-то так:
  1. Сильный разветвлённый экспертный центр, состоящий как из крутых иностранных учёных, так и из наших учёных, наших общественников и наших людей, которые понимают принципы работы системы,
  2. Множество заинтересованных и политически активных людей, которые хотят идти во власть, но не знают с какой стороны подойти, настоящие политики (а не те, которых все привыкли видеть в России), люди, которые хотят сделать свою страну лучше и готовы тратить на это время и силы, а потом бороться за власть на выборах, способные черпать в этом экспертном центре идеи для себя и начинать над ними работать,
  3. Сильный, но маленький организационный отдел должен помогать всему этому взаимодействовать,
  4. Всё это обязательно должно работать на деньгах - эксперты должны получать хорошую оплату своего труда, а активным людям надо иметь возможность помогать печатать материалы, финансировать их обучение, участие в выборах и так далее.


Именно так я вижу общественную организацию. Работающей на деньгах, независимой, не выполняющей ничьи заказы, а основная цель у неё это профессионально определить проблемы, предложить их решения, а потом взять власть и реализовать свои идеи. К моему большому удивлению, в России обычно общественные организации работают не так. По моим наблюдениям, они делятся на два основных типа:
  • Симулякр, не являющийся на самом деле независимой общественной организацией, не имеющий политических целей, но который используется кем-то для того, чтобы высказывать идеи от имени якобы общественной организации. Они обычно с деньгами, у них нет никаких экспертов и сторонников, есть какие-то сотрудники, но при необходимости их используют в бою, как, например, «союз пешеходов за хорду!».
  • Честная независимая организация, не имеющая денег и живущая полностью на волонтёрском труде. У таких обычно намерения хорошие, но они очень непрофессиональны, так как профессионалы без денег не работают. К тому же они часто быстро радикализируются, потому что сидеть долго в кабинетах и вести позиционные войны без оплаты невозможно, а кричать на площади «долой» очень даже возможно.
Примеры адекватных общественных организаций, связанных с политикой, чрезвычайно редки и обычно начинаются со слова Рос :). Но даже Росы не похожи на то, что нам требуется, потому что они не развивают вокруг себя движение политически активных людей, желающих взять власть и изменить ситуацию в сфере, над которой работают. Их политический потенциал весь уходит в Навального, что делает из него политика совершенно иного уровня, что очень хорошо, но нам за неимением адекватных потенциально сильных политических фигур такая схема не годится.

Тут пару слов нужно сказать о себе и о своих интересах. Я не политик, не эксперт в области урбанистики и даже не менеджер, я предприниматель. Я люблю создавать новые сложные структуры, с их помощью решать сложные задачи, наблюдать их рост и помогать им расти. Мне интересно строить и реформировать, мне совершенно неинтересно управлять и властвовать.
Всю жизнь я брался за проекты, которые с одной стороны лежат на поверхности и вокруг них нет конкуренции, а с другой стороны их успешная реализация всем кажется абсолютно невозможной. Вы наблюдали мои выборы, где было ровно то же самое, но у меня так всю жизнь, это такая самореализация. К счастью, систему, которая даёт мне деньги на жизнь, я уже построил и теперь занимаюсь общественно-политической организацией именно для самореализации и из интереса. Поэтому я бы никогда не стал, да и не смог бы создавать организацию одного из трех описанных выше типов. Поэтому надо было, как обычно, придумывать что-то новое :)

Мой любимый приём, когда я что-то делаю, это разведка боем :). Когда временных или денежных потерь ожидается мало или вообще не ожидается (либо они предсказуемы и приемлемы), то я больше предпочитаю нырнуть и попробовать что-нибудь сделать, затем по ходу всё это корректируя, совершая ошибки, набивая шишки и меняя подходы, чем долго и тщательно обдумывать, имеет ли моя затея смысл, чем размышлять получится она или нет, чем взвешивать всё и делать что-то лишь через полгода.
Конечно, этот подход применим не всегда, и я уверен, что фразу выше неоднократно передёрнут, однако в большинстве случаев он применим. Со стартом какого-либо дела он точно годится, поэтому мы начали пробовать разные идеи.

Итак, возвращаясь к началу: изначальная задача всей этой истории это сделать наши города лучше. Она делится на две не особо связанные между собой части:
  1. Понять, как их сделать лучше, и почему они сейчас являются плохими,
  2. Реализовать то, что удалось понять.
Первая задача экспертная, вторая организационно-политическая. Кстати, общественники, занимающиеся подобными проблемами, часто грешат тем, что занимаются только одной из этих двух частей. То есть или глубоко изучают вопрос и потом очень просят их выслушать (а их никто не слушает, потому что у них нет зубов). Или наоборот с адским скандалом решительно призывают к действию, но при этом сами очень слабо понимают, что надо делать (от них отбиваются, потому что обычно предлагается бред, основанный на их личной житейской мудрости). В эти ловушки тоже предстояло не попасть. Начинать нужно было с экспертного центра.

К сожалению, очень часто люди считают, что исправить проблемы можно только на основании своего жизненного опыта и естественной адекватности. Кажется, что вот я сейчас приду, с моим опытом легко разберусь и все исправлю.
На самом деле всё нифига не так. Мне повезло быть одним из лучших в мире специалистов в одной очень узкой области (инвестирования в турнирный покер), про которую все заблуждаются точно так же. И поэтому я понимаю, какое огромное количество скрытых нюансов есть в кажущихся простыми делах, сколько существует подводных камней, о которых непосвящённый человек даже никогда не узнает, провалив своё дело и даже не поняв что случилось. Я наблюдал и наблюдаю такие падения в коммерческих проектах и совсем не хочу оказаться тем самым идиотом в этом деле, который считает, что он всё исправит на основе своей житейской логики.
Поэтому первое, что предстояло выработать, это принципы работы с экспертами. Решил так: найду лучших в мире пожилых специалистов по нужным вопросам, поеду к ним, познакомлюсь и пойму общие принципы, а потом буду искать местных экспертов и научусь отличать адекватных от неадекватных.
В этом смысл всех поездок к профессорам (я их начал ещё до Городских Проектов, но с таким же планом) - получить общее представление в каком направлении грести и получить навык отличать специалистов от неспециалистов. На данный момент у меня есть такое понимание в двух сферах - в пешеходной инфраструктуре и всем, что связано с общественными зонами, и в транспортных вопросах. Этого мало, круг нужно будет расширять, и скоро мы этим займёмся.

Под транспортной темой сформировался крутой экспертный центр, в основном благодаря тому, что удалось найти отличных местных специалистов, которые давно занимались этими вопросами, особенно Антона Буслова. В этой части мы выпускаем кучу писем, выдаём множество интересных материалов, всё идёт хорошо. В части общественных зон и пешеходной инфраструктуры, к сожалению, местных специалистов, готовых работать в экспертном центре за почасовую плату, пока не нашлось, и эта тема у нас простаивает, но мы и это скоро поправим.
Ещё отдельно в экспертном центре сформировался крутой отдел исследований, который уже много чего умеет и очень быстро учится, но это уже отдельная тема.

Одна колонна хоть и хлипко, но кое-как встала, пришла пора возводить вторую - адекватные, политически активные люди, которые будут это реализовывать. Для того, чтобы это смогло нормально работать, нужен был аппарат, который со второй попытки сложился почти идеально, когда я пригласил заниматься им готовую команду из Лены и Иры, которые раньше работали с наблюдателями и со мной в штабе помощи задержанным. На этом этапе транспортному экспертному центру и аппарату оставалось только подносить вовремя патроны (деньги), для этой стадии развития они работали отлично.

В общественно-политической части, как я её вижу, есть две основных задачи: информирование и мотивация. С информированием, к счастью, есть совершенно невероятный ресурс: блог Ильи, ну и твиттер. Я раньше не строил дела, обладая таким сильным инструментом в арсенале, это просто невероятно, на что способен интернет, как легко через него распространять мысли и как быстро набирать сторонников.
Чтобы у людей возникло желание сотрудничать с Городскими Проектами, нужны были, на мой взгляд, следующие вещи:
  1. Понимание, что их точно не используют в чьих-то интересах, и что мы действительно верим в декларируемые нами цели и действительно собираемся их реализовывать,
  2. Понимание того, что мы предлагаем адекватные идеи и знаем, что делаем,
  3. Простое объяснение сложных вещей, которое даст понимание существующих проблем и их причин,
  4. Красиво оформленные материалы с указанной выше целью, которые люди будут увлеченно читать, даже если им не интересна тема,
  5. Понимание того, что мы не предлагаем пойти убрать лопатой двор перед подъездом, а формируем команду, которая хочет адекватными политическими путями прийти к власти и воплотить то, о чем пишет.
Не гражданский активизм, не волонтёрство на благо района - а именно политика, настоящая политика, в том понимании, в котором она существует в мире, а не у нас. Настоящая, независимая политика, чтобы ехать, а не для шашечек, не для продвижения лидера, а для продвижения себя.
Понимание этого я пытался создавать постами и показывал на своём примере, что всё возможно, а оппонент слаб и глуп.

Прошло какое-то время, мы объявили сбор районных координаторов и практически сразу получили крутых, молодых, активных, умных и мотивированных координаторов по всей Москве, которые вон уже на что способны всего через полторы недели после первой встречи: http://dez-and-dez.livejournal.com/19745.html. Таким образом и это взлетело. Осталась третья колонна, финансирование.

Во-первых, надо сразу забыть про идею создавать организацию без денег. Эксперты не могут работать без денег, им надо кормить семью. Аппарат не может работать без денег, печатать отчёты невозможно без денег, ничего без денег не делается. Даже работа союзников в районах без денег не должна происходить, они же должны печатать материалы, выпускать газету, снимать помещения, чтобы собираться в них... и это всё никак невозможно финансировать из кармана. С финансированием есть две главные задачи:
  1. Добыть адекватное финансирование,
  2. Остаться при этом независимыми,
Независимость организации вообще ключевой параметр, об этом мы говорили выше. Если не быть независимым, то никогда не получить адекватных сторонников, да и самому неинтересно будет этим заниматься.
Дальше при поиске денег нас ждут российские реалии. Действительно российские, в других местах таких нет. Во-первых, никто в России никогда не видел нормальной общественно-политической организации, которая делает что-то полезное, а ей на это жертвуют денег. Почти все чиновники, которых я встречаю, воспринимают меня носителем чьих-то интересов и никогда в жизни не поверят, что я делаю это просто так. Все коммерческие организации, попадающиеся на пути, просят медиаплан и спрашивают, сколько людей увидят их рекламу на наших материалах. Все политические организации при переговорах подразумевают, что покупают лояльность или медийный ресурс за деньги, а когда отвечаешь, что ты это не продаешь, то не верят.
Во-вторых, люди в России почему-то считают, что хорошая общественная организация должна работать без денег. Она должна делать всё бесплатно, потому что она по умолчанию всем должна, а создатели должны финансировать её из кармана и ни в коем случае не брать денег ниоткуда. Взятие денег где бы то ни было трактуется как продажа лояльности, что, в общем, можно понять, если вспомнить пункт 1. И то, и другое очень сильно затрудняет поиск финансирования.

На начальном этапе мы с Варламовым вложили примерно по 500 тысяч личных рублей, потом нашлись рекламные спонсоры и один социально-рекламный (АФК Система). Спонсорских денег хватает на текущий момент, но тем не менее это неправильная система финансирования: на самом деле они практически покупают рекламу в Варламовском блоге, а её там можно и так купить. В данный момент я вижу три основных источника:
  1. Сбор денег с читателей,
  2. Социальные спонсоры - коммерческие компании, которые хотят быть частью такой истории,
  3. Общественно-политические спонсоры - адекватные организации и фонды крупнее нас, финансирующие такие истории
Самый лучший, конечно, первый вариант, он даёт полную независимость. Его мы будем пытаться реализовывать в первую очередь, для этого недавно прикрутили возможность пожертвовать нам деньги любым способом (картой, с телефона, электронные деньги, Яндекс-деньги), но с этой частью есть проблема: пока удаётся собрать мало денег и только на конкретные проекты. Но реально большой кампанией мы еще не занимались, будем пробовать.
Коммерческий вариант тоже нормальный, но только не так, как сейчас - когда спонсоры реально покупают рекламу. Общественная организация не продаёт рекламу, она приносит пользу, а коммерческая организация, если хочет с ней ассоциироваться или просто ей помочь, даёт деньги и получает логотип «нам помогли такие-то». Это тоже хороший вариант.
Вариант похуже это рекламные коммерческие спонсоры.
Третий вариант - различные фонды, гранты и прочее. Тут вообще всё страшно и непонятно. И пока есть подозрение, что в России их получить можно только в обмен на лояльность.

Как-то вот так в данный момент всё выглядит :). На днях напишу, как в этом можно поучаствовать, распишу примерный текущий бюджет организации, расскажу о некоторых других проектах и поговорим об этом поподробнее.

Оглавление журнала
Previous post Next post
Up