Несколько лет назад во время одного из волонтерских проектов на территории Кенозерского национального парка я оказался на экскурсии в деревне Усть-Поча. Тогда мое внимание привлекло заколоченное здание клуба на берегу озера, которое даже в своем заброшенном состоянии выглядело очень живописно. Я сфотографировался на его крыльце и в шутку сказал кому-то из сотрудников парка: вам надо сделать волонтерский проект по восстановлению этого клуба, я обязательно приму в нем участие. И вот спустя годы после аналогичного оказавшегося удачным опыта в соседнем селе Поча (об этом можно прочитать в предыдущих постах), жители Усть-Почи решили восстанавливать свой клуб. И что мне оставалось делать, когда я увидел объявление о наборе волонтеров на этот проект? И вот я снова в Усть-Поче.
А это то самое архивное фото: клуб Усть-Поченской запани, 2016 год
Историю этого места можно отсчитывать от XIV-XV веков, а в XIX веке это было одно из самых больших селений в округе. Самой активной фазой в жизни Усть-Почи стал советский период - развитие лесной промышленности требовало увеличения рабочей силы, и к середине семидесятых в поселке проживало свыше 500 человек, которые совершенно справедливо хотели не только ставить трудовые рекорды на лесосплаве, но и культурно отдыхать. В 1968 году здесь заработал клуб Усть-Поченской запани - деревянное здание в стиле советский модерн, в котором располагалась библиотека, бильярд, танцевальный и зрительный залы. Здесь проходили ежедневные кинопоказы, театральные постановки и обязательные танцы по выходным.
Запань - сооружение для задержания сплавляемого леса или придания ему нужного направления на реке. На фото остатки Усть-Поченской запани.
Дальше все как обычно: лесодобыча прекратилась, работы не стало, люди стали оставлять поселок. В девяностые - видимо, стало совсем не до танцев и кино, и клуб был закрыт. Украшенное серпом и молотом деревянное здание на берегу озера Свиное простояло пустым с заколоченными окнами вплоть до 2019 года.
Усть-Поча, слева озеро Свиное, справа река Поча
Неделю мы провели в Усть-Поче. Девять человек из разных городов России жили в трех деревенских домах и помогали местными жителям возвращать к жизни их культурное пространство. Красили, обшивали новыми досками цоколь, шпаклевали. Параллельно с началом ремонта здание приняло первых за многие годы посетителей. Волонтеры из Москвы привезли с собой портативный проектор и каждый вечер устраивали показы для детей и взрослых.
Сейчас в Усть-Поче проживает около двух сотен человек, на лето приезжают к родственникам дети из ближайших городов, гостевые дома принимают туристов, и жизнь здесь так или иначе продолжается. Деревня не выглядит запущенной и расположена в очень красивом месте. С двух сторон вода - река Поча и озеро Свиное. При встрече здесь все друг с другом здороваются, даже с незнакомыми. Один из наших рабочих дней попал на праздник - День России. Когда я в Москве, то для всех вокруг меня это не более чем просто дополнительный безымянный выходной. В деревне, конечно, не развешивают флагов и не устраивают по этому поводу салют, но, что удивительно, почти все люди на улице или в магазине друг друга поздравляли: с Днем России! И это как-то прямо очень непривычно.
Усть-Поча
Молодежи в деревне почти нет или они все где-то прячутся. Есть дети школьного возраста. Школа находится в четырех километрах в соседней деревне Поча, обычно детей туда возит автобус. Еще на глаза периодически попадалась компания - то ли пять, то ли шесть человек - сказать сложно, состав, кажется, изредка менялся, а иногда они появлялись по одиночке - средний возраст которой в районе тридцати лет. Наша деятельность вызывала у них разной степени, но все же в целом, скорее, слабое и ленивое любопытство. Правда, один раз они даже помогли нам передвинуть на пару метров леса, в остальное же время сидели на автобусной остановке напротив клуба или блуждали по улицам, находясь в практически неизменном полупьяном состоянии. Что характерно, без особого задора, а скорее, по логике, я выпил, потому что, что еще делать-то?
А это ребята из соседней деревни, которые приезжают на это место почти каждый вечер, да так и стоят, уткнувшись в телефоны и отгоняя от себя комаров. Зачем? Здесь относительно хорошо ловит интернет.
В свободное время мы прогуливались до близлежащих достопримечательностей. Из-за высокого уровня воды в этом году пройти пешком стало можно не везде. Договориться заранее о том, чтобы кто-нибудь тебя перевез на лодке, сложно. Да вы идите, там кто-нибудь вас перевезет, - так нам говорили. Что удивительно, это срабатывало - каждый раз, когда мы останавливались у предполагаемой переправы, откуда-то вдруг появлялась лодка, и мы оказывались на том берегу. Иногда об этом даже не приходилось просить.
Подвезете?
Как обычно были организованные экскурсии и мастер-классы. Снова побывали в деревне Рыжково - узнали, что и там местные жители затевают проект по восстановлению местного клуба. В планах на следующее лето появилась первая пометка.
Гуляем
Особенность проектов вроде этого - когда живешь и работаешь в деревне среди местных жителей - это уникальная возможность проникнуть в отличную от городской жизнь, узнать немного больше о себе и о людях. Смотреть на Россию из окна поезда или автомобиля, перемещаясь между достопримечательностями из путеводителя, - это как вертеть в руках толстую интересную книгу, не заглядывая дальше обложки. Жизнь и работа в деревне пусть даже всего лишь в течение одной недели позволяет приоткрыть эту книгу и прочитать хотя бы несколько страниц захватывающего и пронзительного сюжета. Каждое утро и вечер - вид из окна деревенского дома, который не менялся лет сто или даже двести и, скорее всего, и дальше не поменяется еще столько же лет. Какие-то случайные разговоры за работой, обрывки чьих-то историй, присказки, северный говор, бабушки на моторных лодках, коты на заборах, расписные фасады и резные наличники и тут же потемневшие деревянные стены и заколоченные ставни покосившихся домов. Деревянные часовни в священных рощах, куда люди до сих пор приносят заветы. Вода вокруг, которая постоянно меняет свой цвет, становясь то черной, как смоль, то густой и блестящей, как ртуть, то голубой, как небо. Солнце, которое никогда не садится в июне и даже ночью торчит из-за еловых макушек. Ради всего этого мы и выбираем такой способ путешествий.
Узнать больше о волонтерских проектах Кенозерского национального парка можно по ссылке:
http://www.kenozero.ru/o-parke/materialy/volonterstvo/ Усть-Поча
Здание бывшей больницы, ныне жилой дом
На работе
Наше временное жилище
Июнь 2019, клуб возвращается к жизни