Выдержки из записок российского путешественника Иоганна Антона Гильденштедта (1745-1781 гг.), вошедших в изданную после его смерти книгу -
Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. Впечатления Гильденштедта весьма интересны, так как он посетил государства Закавказья до их вхождения в состав Российской империи, повлекшего переселение местных этносов.
Особенно это актуально для территории Армении, которая в 19 веке массово заселялась армянским населением, в то время как тюркоязычное также массово изгонялось.
В 1700-ых годах север современной Армении входил в состав Картли-Кахетинского грузинского царства, это территория носила название Сомхити, и населена она была полукочевыми племенами тюрок и армян. Записки Гильденштедта свидетельствуют о высокой степени культурного смешения армяноязычных и тюркоязычных народов. Армяне по Гильденштедту мало отличались от татар, они жили в войлочных юртах и кочевали по горным пастбищам. Видимо, население Армении подверглось сильной тюркизации, хотя кочевые традиции у армян сложились еще до прихода туркмен. О генетическом и культурном
смешении турок и армян я писал и ранее.Итак, несколько абзацев из книги И.А. Гильденштедта, посвященных провинции Сомхити:
ПРОВИНЦИЯ СОМХИТИ
Эта провинция свое название ведет от Сомех, [т. е.] армян, из-за своего положения на Араратских предгорьях, из-за прежних жителей армян, и грузин в ней находится немного. По истинным и историческим обстоятельствам она в прежние времена была частью Армении, но несколько сотен лет тому назад стала наследственной долей грузинского царя и сейчас еще подчинена царю Картелии,
Каменное надгробие в виде барана. Гравюра 19 века. Такой тип надгробий у армян появился с приходом тюрок, особенно много подобных памятников стало после 14 века, времени правления на Армянском нагорье "Баранных" династий - Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (Черные и Белые бараны).
Терекменские татары
Самая большая часть ее жителей состоит из терекменских, или туркменских, татар, которые говорят на турецком наречии татарского языка и являются мусульманами. В их стране много хорошей земли и лесов; но татары занимаются большей частью только скотоводством и большинство их в своих деревнях живут только зимой, летом же они обычно [живут на стоянках] на свежем воздухе в юртах или землянках, которые они меняют обыкновенно несколько раз в год. У них есть фруктовые сады, также маленькие поля с зерновыми и особенно с рисом.
Среди терекменских татар есть еще также армянские деревни среди татарских. Они сохранили свою веру и свой язык, но ведут себя и живут совершенно как татары.
Армянские крестьяне
Они армяне, в июне и июле они обитают здесь и выше в горах. Они живут здесь в жилищах из жердей, в виде полусфер, которые они могут разложить и покрывать войлоками.
Я проследовал по Инджа 6 верст на В.С.В. и прибыл в армянское село Калач. Это были прежние жители Кулпи, которые здесь были в безопасности (Их имеется приблизительно 100 семей. Г). Они все жили в землянках, которые сейчас стояли пустыми, потому что они летом кочуют в горах у Кулпи и Мишана. Их старейшина мелик сопровождал меня. В четырех верстах отсюда на В.С.В. от Инджи расположено еще армянское село Имарети; эти армяне принадлежат даедопали, или царице, и некоторым знатным татарам в Казахи.
Немного статистики от Гильденштедта, где он свидетельствует о многочисленных смешенных татаро-армянских деревнях:
Округ Казах
Здесь насчитывается 6000 семей и среди них 2/3 татар и 1/3 армян, вероятно, такая пропорция [точна] и для всей Сомхити.
Округ Ериван
Персидский округ Ериван граничит на юге с сомхитским округом Бампокс и во всем на него похож. Его жители состоят также из терекменских татар. Округ принадлежал прежде также к Сомхити, но персы его оторвали и оставили у себя.
Татарско-грузинский округ Байдур
Среди этих деревень в Снарнеути у Алгете в 35 в. от Тефлиса в 1768 было 40 армянских и 30 татарских семей, первые из разоренной деревни этого же названия, последние из также разоренной деревни Генша.
Деревня Гийарарх также была построена в 1768 жителями опустошенного местечка Акбабали. В 1772 в ней было 60 татарских и 15 армянских семей.
Округ Ворчало
Садахле была в 1771 построена жителями из Акчекала, и в нем есть 40 татарских и 20 армянских домов; Теркеун у Тебете, в 1767 была построена с 30 татарскими семьями из Акчекала; Кайагоджали, была построена в 1768 у Тебете, получила 20 татарских семей из Еривана и Кахетии;
Татарский округ Бампек, или Бампок
Он расположен на Ю. от Тефлиса в провинции Сомхити, вверху вокруг Тебете (притока) Ксиа, в Араратских предгорьях, между [расположенным] от него к западу округом Барчало и турецким округом Аирумли на юго-зап., где главным городом является Карс.
Жители его, как в Ворчало и Казахи, терекменские татары, и среди них армяне. Они живут в такой же опустошенной, запустелой местности и являются такими же ненадежными подданными картуельского царя Ираклия, как и жители Ворчало и Казахи.
Каменное надгробие в виде барана с исламскими надписями. Село Уруд, Зангезур.