Византийский замок в Каппадокии. Запад Гереме в средние века

Sep 23, 2024 19:59


После победоносных походов византийских армий на восток Малой Азии против войск Халифата в 10 веке территория Каппадокии на несколько столетий перестала быть «зоной войны», и начала активно осваиваться и застраиваться христианским населением. Именно в это время в Каппадокии появляется большинство известных ныне скальных церквей и так называемых монастырей. Последние в большинстве своем на самом деле были укрепленными усадьбами местных византийских феодалов.

Одна из таких усадеб находится на западе нынешнего туристического городка Гереме. Она включала в себя укрепленное жилище (замок) местного анатолийского землевладельца, а также прилегающий к нему небольшой скальный монастырь, который скорее всего как и большинство подобных монастырей в Каппадокии, служил для организации поминок и похорон членов семьи владельца замка.

Эти внушительные скальные строения на западе Гереме интересны тем, что нигде не упоминаются ни только в туристических путеводителях, но даже в научной литературе. То есть формально они не существуют, и туристы видимо воспринимают их как часть природного пейзажа. Хотя возможно фасад именно этого дворца использовался для идеи создания Врат Эребора в известном фильме "Хоббит".



Скальный "дворовый комплекс" на западе поселка Гереме. Он имеет сложную систему фортификации - как минимум две стены преграждают путь к центральному фасаду дворца вырубленного в скале.



Такая ситуация возникла из-за того, что регион каппадокийских скальных построек исследовался почти исключительно искусствоведами, как правило специалистами по христианской живописи, а не археологами и историками. В большинстве случаев местная анатолийская история им была абсолютно безразлична, Каппадокия была важна лишь для систематизации знаний по раннему христианскому искусству.

К тому же эти люди в большинстве своем были разного рода религиозными фундаменталистами. К примеру, первооткрыватель каппадокийских скальных церквей в конце 19 века Гийом де Жерфанион был иезуитом. Все это наложило отпечаток на труды исследователей Каппадокии, ибо почти все скальные строения здесь трактовались как руины сотен и сотен церквей и монастырей. И только в самом конце 20 века изыскания американского византиниста Роберта Остерхаута на западе Каппадокии в комплексе Чанлы Килисе показали преимущественно светский характер здешних скальных построек. То есть никаких сотен монастырей в Каппадокии никогда не существовало, монахов здесь было не больше и не меньше, чем в любом другом регионе Византии. Исследования Остерхаута выявили в Каппадокии жилища значительной прослойки военной аристократии - богатых землевладельцев, которые кроме занятий сельским хозяйством должны были защищать восточные окраины империи.



Скальный фасад усадьбы и провалившийся внутренний двор. Слева виден кубический объем кухни с характерным темными закопченными стенами, а также конусом дымохода. Как видим, порталы построек сильно пострадали от скальной эрозии и обвалились.

Этих людей в Византии называли акритами (греч. ακρίτες), что можно перевести как «пограничники». О славных деяниях акритов мы знаем из главного византийского эпического произведения 11 века «Дигенис Акрит», в котором велся рассказ о подвигах местного (анатолийского) богатыря-пограничника, одним из которых было как ни странно строительство собственного дворца на Евфрате, правда из тесанного камня.

В Каппадокии подобные дворцы вырубались непосредственно в скалах. Как правило центром подобной усадьбы был главный зал, уходящий вглубь горы, вырубленный за красивым и видным издалека фасадом. К сожалению, здесь все входы во внутренние помещения заложены каменной кладкой. И видимо уже достаточно давно, ибо сейчас для этих целей используют не камень, а более дешевые и удобные пеноблоки. Можно предположить, что двери заложили из-за сложившейся уже давно опасности обрушения сводов внутренних залов. Даже снаружи видно, что строение сильно пострадало от оползней.



На фасаде видно хорошо заметное рельефное изображение креста. В византийских скальных резиденциях кресты в разных формах можно встретить повсюду, это был главный изобразительный мотив украшений стен.

То как мог выглядеть центральный зал в этом дворце, можно выяснить на примере других скальных резиденций. В частности, достаточно хорошо подобный зал сохранился тут же недалеко в Гереме - это так называемая Везирхане (маслобойня). Где почти все наружные строения резиденции практически не сохранились, но на центральный зал можно спокойно полюбоваться. Его как водится, пытаются выдавать за церковь, хотя никаких ее признаков в зале Везирхане естественно нет. Наиболее вероятно, что подобные крупные комнаты служили для пиршеств и приемов семей местных землевладельцев. Вполне возможно, что хозяин усадьбы пировал в подобном зале вместе со своей дружиной и гостями.



Центральный зал комплекса Везирхане в Гереме, 10-11 век.

Впоследствии, все скальные помещения местных резиденций местные крестьяне использовали под голубятни, о чем нам говорят небольшие ряды отверстий в фасадах, а также под другие хозяйственные помещения. В Везирхане, если исходить из этого названия, видимо длительно существовала маслобойня.





Справа от главного фасада сохранились руины небольшого крестово-купольного помещения, скорее всего это церковь или часовня.

Все скальные замки Византии строились по одному плану. В центре резиденции всегда находился общий двор, куда выходили входы основных строений. По центру всегда располагался главный зал, слева, почти всегда была кухня, а справа, дворцовая церковь. Здесь остатки церкви тоже все еще можно обнаружить. На фото видны также арки каких-то подсобных строений ниже уровня главного двора, они сильно оплыли от эрозии. Возможно эти скальные помещения служили также для прохода к основному двору, ибо раньше как-то иначе туда попасть было нельзя. Сейчас склоны замковой скалы разрушились и оплыли.



Резиденция была снаружи защищена несколькими рядами стен, которые подымались уступами. Часто подобные стены трактуются как подпорные для террасного земледелия, но здесь их фортификационный характер несомненен. Более того, резиденция имела еще и внешнюю стену, которая огибала значительную территорию вокруг. В частности, она огораживала прилегавший монастырь.



Внешняя стена замка.



Внешняя стена прикрывала скальные конусы в которых находился небольшой монастырь и его церковь.



Общий вид монастыря на переднем плане и замка местного землевладельца на заднем плане. Вся эта территория была огорожена внешними стенами.

Сейчас скальные конусы бывшего монастыря занимает кафе Назар-борек, где я позавтракал. У меня была надежда, что хозяин кафе согласиться на сотрудничество - я хотел осмотреть его внутренние помещения. Но он категорически отказался, пришлось ограничиться лишь внешним осмотром. Также я надеялся, что у хозяина будут ключи от скальной церкви Юсуф Коч (Yusuf Koç), наверняка входившей в один комплекс со здешним монастырем. Он поведал мне, что ключи 10 лет назад действительно были у его семьи, но сейчас их отдали в музей Гереме. Скорее всего он не врал, ибо было заметно, что в сети относительно малой фотографий из этой церкви, ее видимо показывают только при специально организованных турах. На картах Гугла эта церковь вообще перепутана с собором Дурмуш Кадир. О нем я писал ранее. Естественно, никаких археологических раскопок здесь не проводилось, как и вообще во всем районе Гереме.



Вход в церковь Юсуф Коч. Скорее всего такое высокое положение двери в церковь - это результат того, что вода за сотни лет размыла грунт у входа.

Церковь Юсуф Коч была основана, вернее расписана, так как ее датировали исключительно по анализу фресок, в 11-12 веках. Как и очень многие церкви Каппадокии она имеет только два нефа. Мне кажется, ее двухнефность может быть связанна с популярностью образа двух арок или порталов в местном искусстве. Я специально писал об этом свидетельстве божественной дуальности ранее. Церковь и здешний монастырь имели погребальное назначение, как и повсеместно в Каппадокии. Тогдашние жители были буквально одержимы смертью. Справа от входа в церковь видны остатки аркосолия - гробницы в скале.

Мне удалось сделать несколько снимков церкви через дыры в железной двери.



Две апсиды церкви Юсуф Коч.



Колоны здесь все давно обломились и их куски висят с потолка, что является яркой демонстрацией того, что эти столбы в скальных церквях никогда не несут какой-либо нагрузки, они вырублены просто для красоты.



Церковь обильно украшена образами святых воинов, это несомненное свидетельство воинственности донаторов храма и местной элиты. Слева, стоит св. Прокопий, правее, св. Димитрий, на конях Георгий и Федор - христианское воплощение идеи близнечных божеств.



С большой вероятностью здешний монастырь был основан на месте еще римского скального некрополя. Ранее я писал о том, что еще с времен до н.э. район нынешнего Гереме использовался как большое кладбище для храмового города Венасы (ныне Аванос). Некоторые скальные помещения в конусах, где примерно в 11 веке разместили монастырь, очень похожи на позднеримские гробницы. Все их осмотреть нет никакой возможности, ибо они находятся слишком высоко. Хозяин кафе запретил мне снимать само его заведение, но доступные соседние скальные гроты я все же осмотрел.





Интересно, что в одном скальном конусе я обнаружил сразу две так называемые трапезные. Это обширные помещения как правило с одним или даже двумя длинными столами, вырубленными непосредственно в скале. На фото ниже мы видим комнату с одним подобным каменным столом (слева), сейчас она заставлена мебелью из соседнего кафе.



Первая трапезная с длинным каменным столом.

Если подняться по ступеням, можно обнаружить здесь еще одну трапезную, которая сохранила часть росписей красной охрой.





Вторая трапезная при монастыре церкви Юсуф Коч. Длинный стол здесь почти исчез, от него сохранился только маленький обрубок, что на переднем плане. Зато хорошо видна каменная скамья.

Принято считать, что именно наличие подобных трапезных помещений вместе с церковью свидетельствует о наличии существовавшей здесь когда-то монашеской общины, то есть монастыря. Но это мнение сейчас подвергается критике, так как часто подобных трапезных слишком много. Как видим, здесь их две, но бывает, что их еще больше. Часто трапезные вырубались вообще вне связи с церквями, т.е. они могут существовать и сами по себе.

Соответственно, встает вопрос о сущности этих помещений. Мне кажется интересной версия о том, что эти трапезные могли служить для поминок, они могли быть частями погребальных комплексов, где, предположим, отдельная семья вырубала подобное помещение для регулярных поминальных застолий.



В подобных трапезных почти всегда сооружалась ниша в стене (справа от исчезнувшего стола), схожая с погребальным аркосолием. Возможно, это и правда могила человека, ради которой и вырубали трапезную. Но может быть это просто место для хранения воды или вина, актуальных для "столовой". Проблема в том, что подобные полости в скалах могли иметь универсальное назначение - это и шкаф, и могила, и емкость для хранение жидкостей или зерна, или даже поилка для скота.

На веранде кафе Назар-борек можно увидеть росписи красной охрой, в частности здесь целые орнаментальные ленты из косых крестов - иранское влияние в Каппадокии всегда было велико.

Как эти помещения использовались изначально можно только гадать. Скорее всего арки вырубленные в стенах - это остатки гробниц. Можно понять хозяина кафе с его запретом на съемку, несомненно все исторические помещения здесь были растесаны для создания зала ресторана.



Невероятно интересный фасад находится справа от веранды кафе. Сейчас там наверно расположилась кухня, а может и какое-то жилое помещение. Скорее всего внутри там все уже уничтожено, но великолепный и значительный по размерам скальный фасад остался. И это явно не церковь.



Скорее всего это фасад римской скальной гробницы. Возможно ее так и не успели растесать, ибо в центре мы видим какое-то тупиковое квадратное углубление. У большинства подобных гробниц в этом месте должен быть вход. Здесь вход слева под аркой, сейчас он застеклен. Также справа видна еле заметная дуга прочерченная красной охрой. Видимо здесь планировалось прорубить еще один арочный проем. Но этим планам не суждено было сбыться.



Так и нет ответа на вопрос - почему старый центр поселения Матианы с собором Дурмуш Кадир, что находится несколько южнее отсюда, был покинут, ибо там уже нет более поздних церквей. Несомненно, начиная с 10 века новый центр сложился северо-западнее вокруг укрепленной усадьбы, которую мы здесь осмотрели. Возможно новое место имело лучшие фортификационные свойства. Здесь несколько скальных конусов, соединенные друг с другом линией стен, образовывали настоящую крепость.



С севера хорошо видно, как плотно обступают местный замок скальные конусы. Это настоящая природная крепость.

Читайте также:

Средиземье. Где оно находилось?

Происхождение мавританской (подковообразной) арки. Ее связь с фригийскими аниконическими идолами

Арийский символ и знамя. Государственный штандарт древнего Ирана

Гереме - древнейший город и его кафедральный собор

Базилика Иоанна Крестителя в Чавушине - древнейшая церковь Каппадокии

Древнейшие монументальные памятники Гереме - туристической столицы Каппадокии

Гереме, Турция, Каппадокия

Previous post Next post
Up