Главный археологический музей в Дели - это очень наглядное воплощение индийской истории, вернее того, что под этой историей принято подразумевать. Не говоря о том, что он вообще дает хорошее представление обо всех индийских музеях. Его размеры примерно соответствуют типовому провинциальному музею в Турции. Посещал я его достаточно давно, возможно сейчас что-то изменилось в лучшую сторону. Также известно, что в Дели хотят открыть новый огромный музей.
Но 10 лет назад там стояли пыльные и старые стенды с минимумом информации. Археологическая часть состояла только из артефактов Хараппской цивилизации - две небольшие комнаты. Более никакой археологии в музее не было. Примерно 70% экспонатов - это бесконечные статуи индуистских богов и один зал с ранними преимущественно буддийскими фигурами и рельефами. В конце экспозиции было выставлено несколько миниатюр эпохи Великих Моголов. Отдельно там есть зал со старинным оружием, но при мне он был закрыт.
То есть ничего похожего на Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре или Гос. Ист. музей в Москве с их скрупулезным освещением всех исторических эпох и культур здесь нет. Подобная экспозиция главного музея страны дает хорошее представление о том, как видят свою историю люди в Индии. Как известно она чуть менее чем полностью состоит из трактовок бесконечных религиозных текстов Вед, Махабхараты, Рамаяны и т.д. Для которых какая-либо археология абсолютно не нужна и даже вредна. Ибо индийская история - это во многом вопрос веры и идеологии, а не знания.
Львиная капитель из Харьяны, 2 век. Подобные капители появились в Индии под влиянием Ахеменидской империи.
Проиллюстрировать сущность древней индийской истории можно рассказом о жизни и достижениях величайшего раннего индийского ученого Панини, жившего примерно в 5 веке до н.э. Как известно из любой словарной или энциклопедической статьи Панини был выдающимся лингвистом, логиком, семиотиком, оказавшим огромное влияние на всю мировую науку. В современном языкознании существует даже особая область знаний - паниниведение. О нем написаны мириады статей и на его трудах защищены сотни диссертаций. И все бы ничего, но беда в том, что Панини родившись в 5 веке до н.э., жил в эпоху, когда в Индии еще не существовало письменности. Она появилась здесь только через 200 лет в 3 веке до н.э. То есть выдающийся индийский лингвист банально не умел читать и писать. При этом его более позднее существование активно оспаривается. Само собой это незначительное недоразумение не может никоим образом пошатнуть нашу веру в выдающиеся способности этого ученого. И в этом вся суть индийской истории, ибо ее невозможно знать - в нее нужно только верить)
Артефакты Хараппской цивилизации, 2 тыс. до н.э.
Как известно, наследие Хараппской культуры вместе с Индией делит еще Пакистан, ибо долина реки Инд - это в большей степени территория последнего. Но даже несмотря на это хараппская коллекция в Дели очень бедная - всего несколько фигурок с палец величиной и немного керамики. Здесь нужно отметить, что данная цивилизация при всем ее урбанизме никогда не славилась монументальной скульптурой. Хараппские объекты - это маленькие керамические фигурки, в долине Инда не было ничего близкого искусству Шумера или Древнего Египта.
Знаменитая "танцовщица" из Мохенджо-Даро, 2300-1750 гг. до н.э.
С большой вероятностью культуру Хараппы создали выходцы из Ближнего Востока. Стоит отметить, очень раннее появление в Северном Индостане колесных средств передвижения. О ранних колесах со спицами из Хараппы (3 тыс. до н.э.) я
как-то делал отдельный пост. Запрягали в здешние повозки не лошадей, а чаше быков зебу, не уступавших лошадям в резвости. Колесницы запряженные быками неоднократно упоминались в Ригведе.
Бронзовая колесница запряженная быками зебу из Даймабада, 2 тыс до н.э.
Бронзовые животные на колесах из клада в Даймабаде, 2 тыс до н.э.
Но самым популярным образом Хараппской цивилизации была как не трудно догадаться Богиня Мать. Собственно, вплоть до рубежа нашей эры женские фигуры в Индии были наиболее популярны.
Керамические женские фигурки, 2 тыс. до н.э.
Керамические женские фигурки периода Маурьев, 3 век до н.э.
Каменные головы периода Шунга или Маурьев, 3-2 вв. до н.э. Надо сказать, что вислые усы в Индии были очень распространены.
Фигурки периода Шунга. 2 век до н.э.
Царь на слоне, период Шунга.
Деталь священных ворот (Тораны) буддийской ступы в Санчи, I век до н.э.
Львиная капитель из Харьяны кушанского периода, 2 век. Она же на заглавном фото.
Майтхуна - индийский вариант "священного брака", сюжет пришедший сюда с Ближнего Востока, 2 век до н.э. Надо сказать, что пока очень пристойный. Как мы знаем по рельефам Каджурахо варианты могут быть и другие.
Рельеф буддийской ступы и интересное изображение женщины в наиске. Женщина стоит спиной к зрителю. Возможно это олицетворение печали о смерти Будды, I век до н.э.
Ниже, интересное символическое изображение Будды. Он будучи невидимым сидит на коне. Над ним держат зонт от солнца, лошадь имеет попону, т.е. оседлана. В средние века множество подобных
каменных оседланных лошадей появились в Азербайджане и Курдистане, но изображение с буддийской ступы намного более ранее - это где-то I век до н.э. Подобный символизм может быть связан с широким распространение иранских мифов о всадниках- спасителях в Индостане уже в очень ранее время.
Два молодчика с мечами мучают льва и оседланный конь справа. Седло на коне уже средневековое, но стремян еще нет. Видимо период Гупта, 5-6 вв. или позднее
Ниже невероятно узнаваемые для европейского глаза персонажи из Гандхары, 3-6 вв. Все они связаны с буддийским культом.
За грязным стеклом среднеазиатские боги Фарро и Ардокшо, то есть иранские Фарн ( Хварно) и богиня Арта (Аша) - здесь аналог греческой Тихе и римской Фортуны. Кушанская эпоха, 2-3 вв.
Сцены из жития Будды, рубеж н.э. Гандхара, 2 век.
Слева, раннее изображение Шивы (одно из первых), пока просто в виде лингама и трех голов. Справа, Кубера - бог богатства. Оба изображения из Матхуры 2-3 вв.
Очень эффектная статуя богини реки. Это или Джамна (Ямуна) или Ганга, но может быть и Сарасвати - главная богиня рек Индии, аналог иранской Анахиты.
Усатые Будды из Гандхары, 3-5 вв.
Деревянная колона из индийского храма солнца с изображением божества дает понимание того, что большинство индийских храмов, особенно древних, были именно деревянными. И соответственно до нашего времени они не дошли. Храм Сурьи, Уттар-Прадеш, 14 век.
Два стоящих Будды из Гандхары, 2-5 вв.
Женский бюст из Гвалиора, 3 век. Справа, апсара из Каджурахо.
Лежащий Вишну при входе в музей. Видимо период Гупта.
Рельеф периода Гуптов.
Царь Нарасимха предстоит пред алтарями, 13 век, Орисса. Интересен аниконический идол справа. Видимо это Агни - бог огня.
И ниже живая этнография в Национальном музее - группа «туристов» откуда-то из северной Индии (или из Тибета) изучает музейный артефакты.
По старой традиции нужно коснутся рукой до реликвий.
Молитва перед золотой ступой. Все абсолютно серьезно с распластыванием на полу.
Симпатичные львы династии Паллавов (3-9 вв. ) во дворе музея.
Читайте также:
Культ коня в древнем Азербайджане Древнейшие колеса со спицами