Культ коня в древнем Азербайджане

Sep 07, 2020 20:53

C I тыс. до н.э. повсеместно в Передней Азии появился культ бога всадника и культ лошади, как правило связанный с почитанием богов психопомпов - проводников душ умерших. В этой роли чаще выступали божественные герои подобные греческому Гераклу или иранским Сиявушу (авест. Syāvaršan, «чёрный конь»), Исфандияру (авест. Spəntōδāta-, «созданный благочестием»). Имя Спентодаты могло трактоваться и как "сын земли"(богини Спента-Армайти) т.е. Богини Матери.

Видимо изначально культ лошадей был исключительно женским, так как с конями ассоциировались древние богини Передней Азии - Иштар, Шавушка, Пиринкир, двуполый хеттский бог Пирва - ранний аналог славянского Перуна. У хеттов Перун - это также женское божество горы. Но со временем, женские божества трансформировались в мужские, появился образ богочеловека - героя, связывающего мир богов с миром людей.

"Татарская могила в Шуше". Рисунок Василия Верещагина, 1865 год.


В Передней Азии, а затем на Балканах и Европе с первых веков до н.э. появился образ бога-всадника - это знаменитый Герос (Фракийский всадник), малоазийский Какасбоос, в германской среде появилось верховное божество - Один (Вотан) и т.д. Но исток этих представлений находился несомненно на Востоке - в Малой Азии и древнем Азербайджане, там где цивилизованный мир впервые столкнулся с всадничеством как таковым.

Ниже, надгробный камень из Национального музея истории Азербайджана с изображением всадника и женщины, это видимо тюркская богиня Умай. Данный сюжет идентичен самой распространенной композиции "Фракийского всадника", где всадник также изображен рядом с Богиней Матерью. При этом возраст азербайджанского памятника скорее всего не старше 17 века.


Надгробие с изображением погребальной трапезы, оседланного коня и солярного символа в центре. Бывшее азербайджанское село Уруд (ныне Воротнаван). Подобный мемориальный сюжет известен с I тыс. до н.э.


Главный священный огонь Азербайджана Адур-Гушнасп носил имя Жеребец (Gušnasp). Поэтому неизвестный сирийский автор V века в своем произведении "Пещера сокровищ" (приписывается Ефрему Сирину, IV век) описал сасанидский храм огня как святилище "Белой лошади".

"Пещера сокровищ (Книга преемственности поколений)"
И царь Сисан (Sisan) нашел источник в Адройгане (Азербайджане), и он сделал белую лошадь и поставил её над ним, и тот, кто омывался в воде, имел обычай поклоняться лошади. И с того времени персы начали поклоняться той лошади.

Считается, что великий огонь Адур-Гушнасп находился на территории нынешнего археологического памятника Тахт-и Сулейман (Трон Соломона) в Азербайджане. Там действительно на вершине горы был обнаружен водный источник и обширное озеро. Этот персидский храм огня описывали многие античные авторы.

Прокопий Кесарийский
«В Адарвигане (Адербеджане) находится великий Пирион (Огонь), которому Персы поклоняются более, нежели богам. Маги стерегут здесь неугасимый огонь, исполняют в точности священные свои обряды и в важнейших делах употребляют его, как прорицалище»



Римский автор Тацит писал в I веке, что на священной горе Азербайджана Сабалан (Санбул) находился храм некоего героя, которого Тацит назвал Геркулесом. Считалось, что божество горы Сабалан незримо охотилось на лошадях по прилегающим лесам. Этого бога почитал парфянский царь Готарз.

Тацит
«Между тем Готарз приносил обеты местным богам на горе Санбул, где важнейшим был культ Геркулеса; в определенное  время  он  напоминает жрецам, явившись им в сновидении, чтобы они привели к храму снаряженных для охоты коней. И после того как этих коней нагружают полными стрел колчанами, они разбредаются по горным лесам и лишь поутру, сильно запыхавшись, возвращаются с пустыми колчанами. После этого бог снова является в ночном сновидении и указывает леса, в которых он побывал, и в них повсюду находят убитых зверей»

Одним из качеств бога-всадника на Востоке была его невидимость. Ведь как известно из Геродота - персы не любили изображать своих богов. Поэтому бога олицетворяли символы, и важнейшими из них были его кони. Геродот писал, что с войском персов всегда следовала пустая колесница, запряженная белыми конями, предназначенная для верховного бога, которого Геродот называл Зевсом.

Геродот
За эти­ми 10 коня­ми дви­га­лась свя­щен­ная колес­ни­ца Зев­са, кото­рую вез­ло 8 белых коней. Поза­ди самих коней сле­до­вал пеш­ком воз­ни­ца, дер­жа в руках узду, так как никто из людей не мог под­ни­мать­ся на седа­ли­ще этой колес­ни­цы.

Каменная лошадь из Дманиси (Грузия) 16-18 вв. Фото википедия.


Ксенофонт повторял информацию Геродота и добавлял, что колесниц было три. Для Зевса (Ахурамазды), Гелиоса (Митры) и третья явно для верховной богини персов - Анахиты. Сами изображения божеств отсутствовали.

Ксенофонт "Киропедия"
За быка­ми вели коней, пред­на­зна­чен­ных в жерт­ву Гелиосу. За ними еха­ла свя­щен­ная колес­ни­ца Зев­са, запря­жен­ная белы­ми лошадь­ми, с золо­че­ным дыш­лом и вся в вен­ках; за нею дви­га­лась колес­ни­ца Гелиоса, тоже запря­жен­ная белы­ми лошадь­ми и укра­шен­ная вен­ка­ми, как и пер­вая, а за ней третья колес­ни­ца, запря­жен­ная коня­ми, покры­ты­ми пур­пур­ны­ми попо­на­ми. Поза­ди нее шли люди, нес­шие на боль­шой жаровне огонь.

На территории древнего Азербайджана почитание коня сохранилось вплоть до 20 века. Многочисленные каменные монументы лошадей без всадников можно увидеть на многих старых кладбищах в Закавказье. Эти лошади всегда изображены оседланными и готовыми нести незримых седоков. Как правило все эти монументы погребальные.

Каменное изваяние лошади. XVI в. Лачин. Национальный музей искусств Азербайджана.


Оседланная лошадь в средневековом Азербайджане символизировала самого святого Али - зятя пророка Мухаммеда и первого имама шиитов.  Об этом писали английские купцы посещавшие столицу Севефидов город Казвин.

Путешествие в Персию, совершенное г. Томасом Бэнистером и г. Джеффри Дэкетом, 1568-1574 гг.
В Персии долго надеялись на возвращение Али. На этот случай царь всегда держит оседланную лошадь, приготовленную для Али, и держал с давнего времени одну из собственных дочерей, готовя ее в жены Али, но она умерла в лето господа нашего 1573-е.

Как видно, мифологические представления в Азербайджане были чрезвычайно устойчивыми. Даже несмотря на появление новой религии, ислама, местное население продолжало использовать древнейшие религиозные символы. Не только оседланные лошади, но и незримость стали важнейшими атрибутами шиитских святых. Гайбат (араб. غيبة - отсутствие, невидимое существование) - важнейшее свойство шиитских имамов - их «скрытое, незримое состояние». И все они мыслились всадниками. Поэтому для исламских святых в средневековом Азербайджане держали коней, также, как мидийцы и персы запрягали колесницы для своих богов.

Каменное изваяние лошади из Лачина (ныне Бердзор). Прорисовка по: (Нейматова, 1981)


Исламский теолог аш-Шахрастани объяснял в своем труде, для чего скрытому имаму Мухаммаду аль-Ханафийи понадобится лошадь, после того как он откроется миру.

аш-Шахрастани
(Третий) внук не вкусит смерти, пока не станет во главе конницы со знаменем впереди.
Он скрылся невидимый среди них на время в [ущелье] Радва. Мед и вода пред ним.
Он вернется после сокрытия, чтобы наполнить землю справедливостью, как она наполнена [ныне] несправедливостью.

Каменная лошадь из Самшвилде (Грузия) 16-18 вв. Фото https://dylepovo.livejournal.com/6528.html


Оригинал поста на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/kult-konia-v-drevnem-azerbaidjane-5f5559d8019fb065e7b6117c

Читайте также:
Фракийский всадник - кто он?
Древний Азербайджан. Какую территорию он занимал?
Когда появился древний Азербайджан?
Откуда пришли цари Армении?

Армения, Азербайджан

Previous post Next post
Up