Археологический музей Стамбула. Архаический период и время персидского господства

Nov 30, 2023 20:05


Несколько фото артефактов из обновленных залов стамбульского музея. Прежде всего из залов с ранними скульптурами. К сожалению, обновление залов как это часто водится нужно записывать не в плюс, а в минус. Ибо речь идет не о пополнении коллекции, а о банальном ремонте - наведении «красоты», дабы музей смотрелся «дорого-богато». Прежнее естественное освещение объектов было заменено на таинственно затененное, сейчас к сожалению подобное освещение стали использовать во всех турецких музеях (и не только турецких). Подобное эффектное освещение призвано развлекать толпы скучающих туристов. В провинциальных турецких музеях сейчас везде устанавливают подобный «загадочный» свет. Раньше по музеям в провинциальных городах Турции почти никто не ходил, только наверно отдельные любители и специалисты. Сейчас же при появлении массового внутреннего туризма, музеям приходится больше вкладываться в развлекательную программу. И стамбульский музей естественно не отстает от этой зловредной тенденции. К сожалению, из-за подобного света стало очень тяжело снимать музейные артефакты. Но я как мог старался.

На фото, зороастрийские жрецы с барсомами (пучками прутьев) в руках.  Жрецы имеют повязки на лицах, их трактовка может быть двоякой. С одной стороны, маги старались не осквернять священный огонь своим дыханием. С другой, такая повязка могла защищать органы дыхания всадников от пыли, как на изображении женщины на коне чуть ниже. Плита происходит из Даскилея - столицы персидской сатрапии Геллеспонсткой Фригии, 5 век до н.э.







Колесничий на мраморной плите из Кизика, 530-520 гг. до н.э.



Фриз с Горгоной из раннего храма в Дидимах, 6 век до н.э.

Три женщины на барабане колонны. Скорее всего, это символ тройственности женского божества. Кизик, 6 век до н.э.



Ниже, керамический портрет (протома) женщины. Круглые украшения на ушах могут свидетельствовать о возможной трактовке образа как "символа подковы" или греческой буквы Ω (омега) - главного символа богинь-матерей.





Голова куроса с Самоса, 6 век до н.э.



Геракл на рельефе из Тасоса, 6 век до н.э.

Ниже, две жрицы и жрец (в центре). Жрицы из Милета, статуя жреца из храма в Дидимах, все 6 век до н.э. Как можно заметить, фигуры жриц и жреца почти не различаются, ибо известно, что жрецами главного божества Малой Азии Кибелы были евнухи. И все эти персонажи во многом копировали обликом саму Богиню, то есть это фактически изображение самой Кибелы, ее классическая иконография - это женщина сидящая на троне. Здесь нет львов - специальных символов богини, поэтому те, кто писал таблички к музейным артефактам посчитали эти скульптуры именно изображениями жрецов и жриц.



Две жрицы и жрец (в центре). Жрицы из Милета, статуя жреца из храма в Дидимах, все 6 век до н.э.

Жрец держит в руке посох, других атрибутов у него нет. Стало быть посох - это очень важный символ. Можно вспомнить, что у индоевропейских народов посох считался верховным жреческим символом. У славян по наименованию  посоха назывались целые племена - кривичи, от имени балтского жреца Криве и его посоха (криве, кривуля) и крупные города - Киев от имени Кий (кий - палка, посох).



Фигура жреца из Дидим в двух видах крупнее.



Огромная статуя (где-то 3-4 м.) бога Беса с Кипра, 6 век до н.э.

Ниже, очень интересный экспонат из зала ранней скульптуры. Это вотивная бронзовая пластинка с изображением Артемиды или Потнии Терон (Хозяйки зверей), несомненно это Артемида Ортия (Прямостоящая) - по сути главное божество ранней Спарты, ей в жертву приносили даже людей. Хотя сама пластинка с Родоса, 7-6 века до н.э. Интересно, что на ее крыльях специально выделены головы неких зверей. Это факт помогает нам осознать генезис этого божества. Несомненно, иконография богини базируется на образе иранского змея Ажи Дахаки (ср.-перс. Аждахак Беварасп) из плеч которого как известно росли змеи.

К сожалению, из-за недостатка времени я еще не успел написать статью об Ажи Дахаке - в сущности главном божестве раннего иранского пантеона, хотя и планировал в этом году. Поэтому все подробности я изложу позднее. Пока можно отметить, что образ ранней Потнии Терон не потерял своей актуальности вплоть до времени появления христианства и даже частично вошел в него.



Вотивная пластинка с изображением Артемиды Ортии из Родоса, 7-6 века до н.э.



Вотивная бронзовая фигурка из храма Артемиды в Эфесе, 7-6 века до н.э. Скорее всего, это грубое изображение самой Артемиды. К сожалению, отснять его более крупно не удалось, но прорисовка дает хорошее представление.



Всадницы на рельефе из Даскилея, 470-470 гг. до н.э.



У всадницы впереди низ лица закрыт также как у зороастрийских жрецов, что были выше.



Рельеф с зороастрийскими магами из Даскилея целиком (фрагмент был в самом начале). Видимо они приносят в жертву животных, но суть их обряда не ясна. Надо сказать, что их барсомы (прутья) конкретно здесь не обозначены отчетливо. Можно подумать, что у них в руках просто какие-то палицы. Страбон писал, что маги в Каппадокии приносили в жертву животных именно убивая их деревянными палками ударом по голове.



Еще один рельеф из Даскилея с изображением мага. Здесь отчетливо видно, что в руке у него именно барсом - связка прутьев.



Фигура жреца сохранила яркую раскраску. У него красный плащ и красная обувь, в руке он также держит посох - символ его статуса. Абсолютно все античные рельефы и скульптуры ярко раскрашивались, но лишь немногие сохранили свою раскраску.

Изображение Кибелы в наиске. Иконография богини здесь самая стандартная, ниша (наиск) это во многом символ Кибелы, я об этом специально писал ранее. Ее могли изображать аниконическим образом используя только одну пустую нишу. И нужно заметить, что ее поза ничем не отличает от поз жриц, что были выше.



Изображение Кибелы в наиске. Милет, 4 век до н.э.

Ниже, изображение Кибелы из Коньи. В руке она держит гранат, это обстоятельство сближает ее образ с Персефоной и Деметрой. В сущности, Персефона и Деметра - это два лица единого божества - Богини Матери, я писал об это ранее.



Изображение Кибелы из Коньи, 500 г. до н.э. В руке она держит гранат, это сближает ее образ с Персефоной и Деметрой.



Две керамические статуэтки изображающие Персефону, хотя это может быть и Деметра, и Кибела или просто Богиня Мать. Слева фигурка из Эфеса, справа с Родоса, 6 век до н.э.



Две погребальные стелы в так называемом греко-персидском стиле. Даскилей, 5 век до н.э.



Верху, изображена похоронная процессия, внизу, погребальный пир. Образ женщины в короне очень интересен. Маловероятно, что это жена умершего. Возможно, это богиня Анахита, ее часто изображали в короне, или это жрица играющая ее роль. Можно предположить, что она передает умершему нечто (цветок, гранат?), что будет способствовать его душе, хотя возможно она просто присутствует на пиру.



Погребальная процессия со второй стелы из Даскилея.



Летающие богини на рельефе из ликийского Ксанфа, 5 век до н.э.





Погребальная стела Дорифора (Копьеносца), 480-450 гг. до н.э.



Аттическая погребальная стела женщины с острова Тасос, 5 век до н.э.

Читайте также:

Божественные сестры близнецы. Дуализм Великой Матери богов

Происхождение мавританской (подковообразной) арки. Ее связь с фригийскими аниконическими идолами

Музеи, Великая Мать богов, Стамбул

Previous post Next post
Up