Предание о том, что библейский Ной как-то связан с городом Нахичевань в Закавказье несомненно появилось вместе со всем комплексом представлений об Арарате, как горе, к которой пристал Ноев ковчег. Как хорошо известно, до XII века в Армении никто не связывал Арарат (по армянски Масис) с библейской историей. По общей традиции, восходящей еще к античности, местом, где пришвартовался ковчег Ноя после всемирного потопа, считались
горы Карду (Кардуйские), в частности знаменитая гора Джуди-даг, находящиеся в Курдистане на границе нынешних Турции и Сирии.
Современный монумент на могиле Ноя в Нахичевани.
Но в средние века в Европе среди образованных богословов появилась идея о том, что горой Ноя может быть самая высокая гора Армянского нагорья, которой и дали библейское имя Арарат. Хотя в библии это название относилось ко всему нагорью (горы Арартские). Европейские географы, узнавшие о существовании высочайшей горы в Армении, посчитали возможным перенести на нее весь комплекс библейских преданий, связанных с Ноевым ковчегом.
Информацию об этом новом взгляде принесли в Армению европейские путешественники, католические миссионеры, а также участники крестовых походов в XI - XIII веках.
Лишь начиная с XI-XII вв. по Р. Х. армянской, а затем и другими традициями современная гора Арарат стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег. Статья "Арарат", Л. А. Беляев, Православная энциклопедия.
Самое первое свидетельство о связи Нахичевани с Ноевым ковчегом можно найти у посла французского короля Вильгельма де Рубрука (XIII век). Нахичевань во времена Рубрука была единственным крупным городом вблизи горы Масис (Арарат), ведь Ереван тогда еще не был основан. Поэтому, Рубрук географически привязал гору Арарат именно к Нахичевани.
Вильгельм де Рубрук.
Вблизи упомянутого выше города (Нахичевани) находятся горы, на которых, как говорят, опочил ковчег Ноя; этих гор две, одна побольше другой; у подошвы их течет Араке. Там находится один город по имени Цеманум, что значит «восемь»; говорят, что он назван так от восьми лиц, вышедших из ковчега и построивших город на большей из гор. Многие пытались подняться на гору и не могли.
Название горы Массис, и это слово на их языке женского рода. «На Массис, - сказал он, - никто не должен восходить, так как это - мать мира».
Как видно из текста Рубрука, он смешивает информацию о горе Карду (древнее место пристанища Ноева ковчега) в Курдистане с тем, что он услышал о Масисе. Например, он пишет о городе Цеманум рядом с ним. Этот город впервые упоминался в сирийском тексте "Пещера сокровищ" (IV век, это произведение приписывают св. Ефрему Сирину) рядом с горами Карду (Теманон - Themânôn, "восемь") в Курдистане. При этом, что интересно, Вильгельм де Рубрук еще не называл Масис Араратом (для него Арарат - это равнина вокруг горы). Можно предположить, что мы наблюдаем в тексте Рубрука становление новой, еще не утвердившейся традиции. Ведь, именно подобные средневековые европейские путешественники, плохо знакомые с местной географией, и создали в средние века представление об Арарате как горе Ноя.
Сошествие Ноя с Арарата. Иван Айвазовский, 1889
Вильгельм де Рубрук пробыл в Нахичевани целую неделю, встречался с местным епископом и монахами. При этом он абсолютно ничего не написал о могиле Ноя в этом городе. Для него связь Арарата (Масиса) и Нахичевани была только географической. Это говорит о том, что культ могилы Ноя в XIII веке еще не сложился.
Здесь нужно отметить, что никто из европейских путешественников не писал о могиле Ноя в Нахичевани вплоть до XIX века. Хотя к XVII-XVIII векам уже была придуманы народные этимологии названия Нахичевани как «места первой высадки» или «города Ноя», но о могиле Ноя информация отсутствовала. В силу этого имеет смысл поставить под сомнение упоминание о могиле Ноя и его жены в армянском географическом трактате якобы XIII века "Ашхарацуйц" (География), которую приписывают Вардану Аревелцы (Великому).
Вардан Аревелци "Ашхарацуйц"
Гробница великого прародителя Ноя находится в Нахичеване, а могила Ноемзар - в Маранде
В коротких строках Ашхарацуйц традиция о могиле Ноя и его жены представлена уже в совершенно законченном виде. Подобное представление может соответствовать лишь XIX веку. В свое время академик Н. Марр писал, что "География" приписываемая Вардану Великому могла быть создана лишь после XIV века. Это произведение было невероятно богато разными поздними вставками, например, в Ашхарацуйц также упоминался город Ереван, который стал известен только после XVI века. В связи с этим, следует признать, что в текст, приписываемый Вардану Великому, информацию о могилах Ноя и его жены вписали лишь после XVIII века.
Интересна и созданная в XVII-XVIII веках мистификация текста Иосифа Флавия I века. В которой утверждалось, что якобы город Нахичевань упоминался уже у этого раннего автора и в связи с ковчегом Ноя. Якобы название Нахичевань - это перевод греческого слова «апобатерион» (Αποβατηριον - «место высадки»). Естественно, Иосиф Флавий о Нахичевани ничего не писал, а «местом высадки» Ноя он называл горы Карду (Кордуенские) в Курдистане, т.е. известное в античности место пристанища Ноева ковчега. Этот подлог критиковали еще немецкий филолог Генрих Хюбшман и выдающийся армянский лингвист С.С. Малхасянц. Но в нынешних Армении и Азербайджане он опять стал считаться историческим фактом.
Слово Нахчаван по составу означает местечко Нахч’а (или Нахуча, Нахича), как Ервандаван, Вагаршаван и пр. Но в XVIII веке армянские грамотеи, его истолковали иначе: нахичеван (первая стоянка), в связи с преданием, будто Ноев ковчег остановился на горе Арарат и Ной, сойдя с горы, тут, на месте этого города, построил свою первую стоянку. - На основании этой наивной этимологизации с тех пор название этого города стали писать Нахичеван. История епископа Себеоса, Ст. Малхасянц. Ереван, 1939, прим. 90, с. 157
Видимо, одним из первых описал могилу Ноя в Нахичевани Фредерик Дюбуа де Монперё в 1830-х годах. Пот его мнению это была купольная восьмиугольная постройка.
Фредерик Дюбуа де Монперё
Вы увидите на краю холма небольшую полуразрушенную постройку с куполом; внутри она имеет форму восьмиугольника, 10-12 футов диаметре.
Гробница Ноя. Рисунок азербайджанского художника Бехруза Кенгерли, 1920 г.
Интересно, что примерно в это же время гробница Ноя описывалась совсем по иному в "Обозрении российских владений за Кавказом" от 1836 года. Якобы это был просто какой-то угол кирпичной стены.
"Обозрении российских владений за Кавказом"
Армяне показывают на южной стороне города Ноеву гробницу, которая повидимому, есть не что иное, как оставшийся от какого-то здания угол кирпичной стены не древнего построения. По их словам, там была над могилою Ноя высокая церковь о двух этажах, из коих верхний разрушен, а нижний осел и засыпан землею при постройке крепостного вала.
Наиболее детально гробницу Ноя описал Н. Тер-Аветисян в 1889 году.
Н.Тер-Аветисян «Путевые записки паломника» (Тифлис, 1889 г.)
Это низкое, восьмиугольное, выложенное кирпичом строение с плоской крышей, напоминающее залатанные останки большой башни с двумя входами с противоположных сторон. Внутри строение арочное и опирается на тонкую колонну в центре. У этой колонны молятся, зажигают свечи, курят ладан, и именно это место в народе называют «Ноевым ковчегом».
Суеверные армяне во время Страстной недели толпами отправлялись на Ноеву могилу и имели обыкновение, после принесения даров и поклонения праху Ноя, приклеивать небольшие камешки к своду пещеры, вымазанной глиной, будучи уверены, что если камешки прилипнут, то их желания и просьбы будут исполнены.
Как писал один из первых исследователей Нахичевани, востоковед В. М. Сысоев, несомненно "гробница Ноя" была руинами средневекового исламского мавзолея. Подобные тюркские башенные мавзолеи хорошо известны в городе - это тюрбе Момине-хатун и Атабаба, оба XII века. Видимо, речь может идти о первом этаже такого мавзолея. Это строение было или разрушено или недостроено, поэтому осталась только цокольная часть. И со временем руины тюрбе были сильно занесены землей, как это видно на многочисленных фото "могилы Ноя" конца XIX века.
Входной портал в "гробницу Ноя".
Здесь видно окно в склепе. Часто пишут, что это дверь, но это безусловно ошибка - в исламских мавзолеях окна частое явление. Просто склеп засыпан землей, поэтому окно очутилось так низко. Возможно его и правда пытались использовать как второй вход в XIX веке.
Тюркский мавзолей Бабек Бея (1336 год) в центре города Кайсери в нынешней Турции. Здесь мы также видим, что это тюрбе или разрушено, или недостроено. Если закопать это сооружение по окна, получится почти копия "гробницы Ноя" в Нахичевани.
Естественно, гробница Ноя никогда не была церковью или ее частью. Ибо восьмиугольные церкви с таким низким потолком и малым внутренним объемом науке неизвестны. Несомненно, это строение - склеп, распространенное в исламской архитектуре. Мавзолей не может быть старше эпохи Ильдегизидов, т.е. XII века. Ибо старейшие здешние мавзолеи тюркской аристократии датируются временем, когда Нахчван стал одной из столиц государства Атабеков Азербайджана. Скорее всего, строение даже более позднее.
Мавзолей видимо случайно отрыли где-то в начале XIX века, и вспомнив предания о Ное, решили выдать его за гробницу праотца человечества. Весьма вероятно, что "могила Ноя" появилась именно в XIX веке, потому как в 1827 году Нахичевань была завоевана русской армией. В связи с чем, в регионе стало возрастать армянское население, ведь предание о Ное культивировалось прежде всего в армянской среде. В это же время впервые Нахичевань стали массово посещать путешественники из России и Европы. Поэтому появилась потребность в зримом воплощении легенд.
Исчезла "гробница Ноя" также загадочно, как и появилась. В. М. Сысоев писал, что в его время (в 1927 году) мавзолей уже полностью исчез, ему показывали только место, где он располагался. Гробница была разрушена (скорее всего сознательно) после 1920 года, так как ее последнее изображение - зарисовка азербайджанского художника Бехруза Кенгерли в 1920 году. Наиболее вероятно, что гробницу снесли на волне борьбы с религией в раннем СССР. Сейчас на ее месте возвели современный монумент схожий с башнеобразными мавзолеями сельджуков.
Оригинал статьи на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/grobnica-praotca-noia-v-nahichevani-kak-ona-tam-poiavilas-61df31b30dc5936a5af27724 Читайте также:
Нахичевань - страна драконов и булатной стали. Древняя история краяБиблейский Арарат. К какой горе пристал ковчег Ноя?