Тюрки - исконные жители Закавказья

Jan 16, 2020 18:34

Упоминание тюрков в древнейших грузинских хрониках при описании самой ранней истории Закавказья (6-4 вв. до н.э.) ставило в тупик многих исследователей. На данный момент никаких однозначных выводов по этим текстам нет. Сам перевод слова "бунтюрки" доподлинно неизвестен. Наиболее адекватна версия трактующая "бунтурков" как "исконных и оседлых" жителей Закавказья и в частности территории Картли - исторических земель Грузии. Эта версия перевода в общих чертах согласуется с гипотезой существования прародины тюрок в Западной Азии, в том числе и в Закавказье. И самой этимологией слова "тюрки", несомненно родственного именам древних богов Малой Азии - хеттских Тархунта, Тарку/Тургу, армянского Турка/Торка.

Обращение Картли
Когда царь Александр обратил в бегство потомков Лота и оттеснил их в полуночную страну, тогда [он] впервые увидел свирепые племена бунтюрков, живших по течению Куры в четырех городах с их предместьями. [Это были]: город Саркине, [город] Каспи, [город] Урбниси и [город] Одзрахе, и крепости их: большая крепость Саркине, правительские крепости Каспи, Урбниси, Одзрахе.

Люди с птичьими головами и волчьими хвостами совершают возлияние в верхнем мире (мире мертвых). Деталь кубка из Триалети, II тыс.до н.э. По воззрениям древних тюрков умереть, это значит стать птицей. Этой теме я ранее посвящал отдельную статью.


Удивился Александр и разузнал, что были они потомками иевусеев. Ели все живое и не было у них могил - мертвых пожирали. Будучи [тогда] не в силах бороться с ними, царь удалился.

Тогда прибыло отделившееся от халдейцев воинственное племя хоннов, и испросило у владыки бунтюрков место под [условием платить] дань, и поселились они в Занави. И владели они им, [местом] за которое платили подать, и называется оно Херки.

Спустя некоторое время вернулся Александр, царь всей земли, разрушил эти три города и крепости, поразил и хоннов. А с городом Саркине воевал одиннадцать месяцев; расположился с западной стороны, насадил виноградник, провел оросительный канал из Ксани, и у истока канала поставил людей, и это место называется Настагиси. И потом взял Александр Саркине: сами [бунтюрки] оставили и удалились.

И держал при себе царь Александр сына царя Ариан-Картли Азо, и дал ему в резинденцию Мцхета, назначив границами Эрети, Эгрисцкали, Армению и Црольскую гору, и ушел.
Е.С. Такайшвили. Обращение Грузии. Тбилиси. Мецниереба. 1989

Названия тюркоязычных этносов в грузинских хрониках применялись к разным народам древности. В хрониках "Обращение Картли" и "Жизнь картлийских царей" упоминаются турки, бунтурки, хазары и хонны (гунны). Контекст каждого употребляемого этнонима нужно рассматривать отдельно. Видимо, в хазарах (Хазарети) следует видеть скифов-иранцев, которые в 7 веке до н.э. создали на Кавказе крупное гос.объединение (Ишкуза), несомненно средневековый Хазарский каганат послужил основой подобного анахронизма.

Несколько сложнее объяснить "отделившееся от халдейцев воинственное племя хоннов", т.е. гуннов, которые поселились в еврейском квартале (Занави) Мцхеты - древнейшей столицы Грузии. Здесь может идти речь об иудеях наводнивших Закавказье после бедствий постигших их на родине (захват Иерусалима Навуходоносором в 598 г. до н.э. и т.д.) Грузинские хронисты могли назвать иудеев гуннами, зная о существовании гуннов, принявших иудаизм в Хазарском каганате. Правда, об иудаизации Хазарии мог знать только Леонти Мровели, живший в XI веке, но он в своей хронике "Жизнь картлийских царей" иудеев так и называет - иудеями. О евреях-гуннах писал анонимный автор "Обращения Картли". Эта старейшая грузинская хроника была составлена в VII вв., что несколько рановато для иудаизации Кавказа. Но в целом такая версия приемлема.

"Жизнь картлийских царей"
В ту же пору явились турки, обращенные в бегство тем же Кайхосро. В количестве двадцати восьми домов переправились они через море Гургенское и вверх по Куре пришли во Мцхету. Обратились они к домовладыке Мцхеты, прося помощи против персов. Домовладыка Мцхеты оповестил об этом всех картлийцев. Изъявили 80 они желание подружиться с турками, ибо были в страхе перед персами. С целью взаимной помощи объединились они с пришельцами-турками и ввели их во все города.

Однако большинство их [«турок»] облюбовало себе к западу от Мцхеты одно место, глубоко высеченное в скале, и выпросили его у мцхетского домовладыки. Тот уступил, и они обстроили его, обвели мощной оградой, и стало Это место называться Саркине.

Жили сии турки в согласии с картлийцами, и в ожидании персов [совместно] укрепляли они крепости и города. В ту пору откуда бы ни являлись гонимые, будь то из Греции или Сирии или Хазарети,- все они вступали в дружбу с картлийцами с целью помочь им [в борьбе] против персов.

С тех пор миновали многие годы. Когда царь Новуходоносор пленил Иерусалим, то бежавшие оттуда иудеи пришли в Картли и попросили у мцхетского домовладыки земельный надел. Выделил им [место] и поселил у реки Арагви, которое называется Занави.

Гора Багинети (от иранск. бог, боги - гора Богов), у подножия которой располагался священный город Армази (Мцхета) - первая столица Грузии. Руины Армази и сейчас можно наблюдать на склонах горы Багинети.


Но кем могли быть многочисленные турки и бунтурки (оседлые или турки копьеносцы)? У Мровели в "Жизни картлийских царей" турки явились в Картли откуда-то с востока в количестве 28 родов. Это видимо во многом авторская попытка объяснить самому себе появление неких турков (бунтурков) в более раннем тексте "Обращения Картли". Нужно заметить, что попытка сама по себе интересная, ибо турки у Мровели переплывают (!!) Каспийское море - "переправились через море Гургенское", и подымаются вверх по реке Куре (несомненно на каких-то плавсредствах). В целом их поход чем-то напоминает историю завоевания Азербайджана русами в 944 году, которые тоже поднялись по Куре до города Бердаа.

Но все же важно помнить, что Мровели только переписывал и дополнял "Обращение Картли". Исходный текст свидетельствует, что турки (бунтурки) были оседлыми, и что очень важно исконными жителями Грузии. Именно так они представлены в "Обращении Картли". Бунтурки - жители древнейших городов на территории Грузии - Саркине, Каспи, Урбниси и других. Существование этих городов в 7-6 вв. до н.э. подтверждается археологически. О том, что под бунтурками Леонти Мровели подразумевал именно тюркоязычные племена, говорит сопоставление их с кипчаками, хорошо знакомых автору.

Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей.
И, видя этих насельников вокруг той реки Куры, жестокие языческие племена, каковых мы называем бунтурками и кипчаками

Е. С. Такайшвили считал, например, что бунтюрки (он писал бунтурки) - это тюрки-копьеносцы, т. к., по мнению ученого, «бун» армянское слово, означавшее рукоятку копья. В современной специальной литературе предпочтение отдается интерпретации, предложенной М. Броссе, по которой указанный этноним следует понимать как «коренные, истинные тюрки» (Вrоssеt М. Histoire de la Georgie, I partie, 1849, p. 30-33; см. также Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. - Тб., 1959, с. 125
Слово «бун» помимо указанного значения имеет и значение «оседлость»- мквидри (см. Абуладзе И. В. Словарь древнегрузинского языка. - Тб., 1973., с. 37). Для данного случая именно это значение кажется наиболее подходящим. Во-первых, по контексту, бунтюрки, действительно, являются оседлыми - они живут в городах. Кроме того, во второй половине V века, когда было составлено «Обращение Грузии», тюркские племена в основном могли быть известны как кочевники (см. Еремеев Д. Е. Этногенез турок. - М., 1971)
Е.С. Такайшвили. Обращение Грузии. Тбилиси. Мецниереба. 1989

Интересно название главного города бунтурков - Саркине. Его как правило пытаются переводить с грузинского как "Место железа". Но более вероятной здесь видится непосредственно тюркская версия. Название Саркине чрезвычайно схоже с известным хазарским топонимом Саркел (Светлая/Солнечная крепость), также с "землей Саровой"(Солнечной страной) из болгарских сказаний, оттуда должны были придти одноглазый каган Оделян и Михаил-каган - предвозвестники конца света, имевшие большое сходство со скандинавским Одином. Особенную актуальность подобной гипотезе придает присутствие в сюжете о бунтурках Александра Македонского - важнейшего действующего лица христианской апокрифической литературы. Именно в Солнечном граде впервые встретил Александр народы Гог и Магог, которые в средние века чаще всего ассоциировались именно с тюрками.

Антропоморфное изваяние III в. до н.э. из Музея археологии в Баку.


Для понимания генезиса бун-тюрков в "Обращении Картли" есть важное дополнение. Александр Македонский узнал, что "были они потомками иевусеев". Т.е. библейского народа, основавшего город Иерусалим. Изначально святой город назывался именем связанным непосредственно с иевусеями.

Книга Судей Израилевых
и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним.
Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев и ночуем в нем.

Иевусеи в Ветхом Завете - это исконное население Ханаана, завоеванное пришельцами евреями под предводительством Иисуса Навина. Иевусеи имели смешанное происхождение. Видимо в их состав входили семиты, хетты, хурриты и может быть кто-то еще.

Книга пророка Иезекииля
И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка

Исконность иевусеев в Ханаане в сравнении с евреями перекликается по сюжету "Обращения Картли" с исконностью турков (бун-тюрков - исконных тюрков) в Грузии. Поэтому, под бунтурками видимо следует понимать какое-то древнее тюркоязычное население Закавказья. Впоследствии, переселившееся в северные земли.
По тексту "Обращения Грузии" на смену древним туркам в центральную часть Грузии пришли выходцы из Ариан-Картли (Арийская Картли). Слово Ариан здесь имеет явное родство с названием Аран (Арран, Кавказская Албания). Уже давно высказываются идеи о том, что Аран и Ариан-Картли (затем Атурпатакан, Азербайджан) - это поздние варианты названия священной страны ариев - Арианам-Ваэджа (Арийский простор). В этой местности родился знаменитый пророк Заратустра и было создано зороастрийское вероучение. О чем я писал ранее.
Несомненно, что именно арии из Ариан-Картли основали в III веке до н.э. на обломках империи Ахеменидов первую царскую династию в Грузии - Фарнавазидов. Все ее представители без исключений носили иранские имена.

Оригинал статьи на Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/tiurki-iskonnye-jiteli-zakavkazia-5e1f1e36dddaf400b2810e74

Читайте о древней истории Закавказья:
Где находилась прародина тюрок?
Был ли Заратуштра азербайджанцем?
Одноглазый бог из Асгарда
О происхождении этнонима Турк/Тюрк

Грузия, тюрки, Азербайджан

Previous post Next post
Up