Кайсери и его памятники

Mar 18, 2019 20:10

Город Кайсери по праву считается кладезем сельджукской архитектуры, ибо он считался второй столицей Румского султаната. Архитектурных шедевров здесь даже больше чем в самой Конье - столице сельджуков. Но осматривать все это изобилие памятников несколько затруднительно. К сожалению, весь центр города застроен сейчас высотными домами, которые надежно скрывают все исторические объекты. Отдельные мечети, медресе и мавзолеи нужно выискивать во дворах жилых и офисных зданий.

Вторая столица сельджуков застраивалась очень широко, как ни странно, но в Старом городе Кайсери, который был окружен крепостными стенами, сохранилось на удивление мало именно турецких памятников. Кроме Улу-Джами (Большой мечети) в стенах города осталось лишь несколько небольших исламских строений. Почти все крупнейшие сельджукские объекты находились за стенами города. Можно предположить, что в средние века Старый город был очень плотно застроен, что исключало размещение в нем новых крупных сооружений. И видимо нужно думать, что основное население Кесарии состояло из христиан.

Крытый рынок и мечеть Бюрюнгуз Джами в Кайсери.



Даже в 17 веке армянский путешественник Симеон Лехаци отмечал, что домов армян в крепости (Старом городе) Кайсери чрезвычайно много.

Симеон Лехаци. "Путевые заметки"
В нем (городе) было пятьсот домов армян, а может быть и более, [среди них] богатые купцы и именитые богачи-ходжи, однако бедных больше; все они портные и кафтанчи, других ремесел нет. Армяне, живущие в [крепости], армянского языка не знают, но только турецкий и персидский, а вне [крепости] - армянский язык знают.

В связи с этим, почти все сельджукское строительство велось за стенами города. Надо признаться, что даже я не смог обойти все значимые памятники Кайсери. Некоторые сельджукские мавзолеи возводились на приличном расстоянии от Старого города, сейчас до них можно добраться только на транспорте. Но даже то, что располагается в центре обойти затруднительно.

Бюрюнгуз Джами. Кажется, что это османская мечеть, но ее древность обманчива. Эта мечеть была возведена архитектором Рафиком Бюрюнгюзом в 1977 году. На самом деле, удивительное строение - даже находясь рядом с ним, вы не сможете догадаться, что его построили лишь 42 года назад.


Осмотр памятников Кайсери начнем с тех, что расположены в стенах старого города. В основном, это старые крытые ранки и караван-сараи.

Стены Цитадели Кайсери. Эскалатор ведет в переход через оживленную автостраду и центральную площадь Джумхуриет.


На противоположной стороне площади красуется огромный погребальный комплекс Махпери Хатун, который мы подробно осматривали в прошлый раз.


Капалы Чарши - крытый рынок Кайсери, его возвели относительно недавно в 1859 году, видимо на месте предшественника.


К сожалению, Крытый рынок внешне смотрится неприглядно, ибо весь он облеплен торговыми павильонами и рекламой.




Торговые ряды Капалы Чарши в Кайсери.


В торговый комплекс рынка входят и несколько более старых сооружений. На фото, арки и своды Бедестена, возведенного в 1497 году.


Купол бедестена.




Внешняя стена Везир Хана, построенного великим визирем Даматом Ибрагимом Пашой в 1723 году.


Справа, за арками, вдоль стены Везир Хана видны фонтаны (чешме), здесь совершают омовение молящиеся в Улу-Джами (Большой мечети). О ней я писал ранее. Минарет мечети виден слева.


Исторический центр Кайсери невероятно перегружен внешней рекламой и торговыми павильонами. Все это уродует облик города.


Кади Хамам 1542 года постройки. Как и почти все подобные объекты, эта баня все так же исправно работает.


Единственная сохранившаяся церковь в стенах Старого города - армянский храм Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), возведенный в 19 веке. Его решили отреставрировать и превратить в библиотеку (ранее церковь выполняла функции спортзала). На картах гугла церковь носит название "греческая церковь Св. Николая".


Удивительно, но в Кайсери вообще не сохранилось греческих церквей. Хотя еще в начале 20 века количество православных в городе было значительным. В 1912 году в Кайсери проживали: турки - 91 313 чел., армяне - 27 080 чел., греки - 14 152 чел. Число греков (православных) в Кесарии постоянно уменьшалось начиная с 10 века, когда началось массовое переселение армян в Каппадокию. Византийские императоры сознательно заселяли армянским населением все восточные города империи, возлагая на него повинность по охране восточных рубежей.

Этот процесс начался еще в 6 веке, когда многие армянские семьи, спасаясь от персидских, а затем арабских армий, переселялись на территорию Римской империи. С 11 в. Кесария Каппадокийская находилась под непосредственным управлением армянских князей. В 1022 г. в благодарность за помощь в подавлении мятежа Никифора Фоки Василий II передал Кесарию Давиду, сыну армянского царя Сенекерима Васпураканского. В 1045 г. Кайсери стал владением армянского царя Гагика II, земли в Каппадокии ему были пожалованы византийцами взамен ликвидации его собственного Анийского царства. Даже несмотря на последующую тюркизацию и исламизацию региона Каппадокии, число армян в Кайсери росло. Например, в 1813 году, в городе проживало 25 000 человек, из которых больше половины - 15 000 (60%) армяне.



Нет сомнений, что церковь Св. Богородицы была возведена на месте более старого храма. Правда, информации об этом крайне мало. Симеон Лехаци в 17 веке упоминал церковь Богородицы внутри стен Кайсери, но он не писал подробно о ее расположении. Считается, что ранняя церковь Богоматери была возведена в XI-XII вв.

Симеон Лехаци. "Путевые заметки"
«Внутри были две церкви - Святой Богородицы и св. Саргиса, однако они находились в местах, вырытых в земле и темных, куда спускаются по деревянной лестнице»

Знаки на каменных блоках церкви.


Надо сказать, что храм Сурб Аствацацин расположен вблизи когда-то существовавших ворот Кайсери - Айя Васил Капы (Ворота Святого Василия). Как я писал ранее, ворота Св. Василия могут указывать на присутствие в данном районе города руин знаменитой Василиады - благотворительного комплекса Василия Великого.

Недалеко от армянской церкви внутри Старого города находится мечеть и тюрбе (мавзолей) суфийского мистика и поэта Ибрагима Теннури. Мечеть была построена в 1466 г., а его усыпальница в 1482 г. Понятно, что определение "Старый город" здесь исключительно территориальное, ибо высотная застройка вокруг намекает нам на то, что ничего "старого" в Старом городе уже не осталось.



Мавзолей Ибрагима Теннури примечателен тем, что это одна из последних усыпальниц, построенных в классических сельджукских традициях.


Последний объект в Старом городе - Султанские бани, они находятся непосредственно у северной стены Кайсери.


Теперь мы покидаем Старый город и начинаем осматривать памятники уже за крепостными стенами.
К северо-западу от комплекса Хунат Хатун (и крепостных стен Старого города) когда-то простиралось обширное поле с многочисленными сельджукскими строениями. О том, как была обжита эта территория в средние века в сущности ничего неизвестно. В 19 веке здесь существовал пригород с одноэтажными домами, ранее это место скорее всего также было плотно заселенно. Сейчас, это центр современного Кайсери, застроенный высотными домами.

Ближайшим к крепости объектом здесь будет весьма симпатичное сельджукское медресе - Сахабие Медресе. Этот исламский учебный центр возвел всесильный визирь Фахреддин Сахиб Ата Али в 1268 году. Он же возвел известное медресе Сахиб Ата в Конье.



По своей архитектуре Сахабия почти полностью копирует медресе Махпери Хатун.




Медресе имеет классический (иранский) открытый внутренний двор. Сейчас здесь также как и в медресе Махпери функционирует культурный центр.






Водосток медресе Сахабия.


Мечеть Куршунлу-джами 1585 года. Ее строительство приписывают самому Мимару Синану. Тут необходимо дополнить, что город Кайсери является местом рождения великого строителя, вернее он родился в селе Агирнас, что рядом с Кайсери в 1489 году.


Мечеть выглядит несколько архаично для конца 16 века. Интересно, что Синан строил ее в возрасте 97 (!!) лет. В силу этого, можно предположить, что мечеть Куршунлу в Кайсери творение какого-то другого архитектора...


Когда-то вокруг мечети распологалось кладбище, сейчас здесь небольшой парк.


Мавзолей Шах Кутлуг Хатун, 1349 год. Это тюрбе находится чуть восточнее комплекса Махпери Хатун.


Как и все ранние женские тюркские усыпальницы в Малой Азии мавзолей Шах Кутлуг имеет богатое убранство портала.


Небольшой погребальный комплекс Бабек Бея, 1336 год. Видимо, когда-то этот мавзолей выглядел как башня с конической крышей, но верхняя часть не сохранилась.


Нижняя дверь - вход в сам склеп, что в подвальной части.


Гробница Эмир Сахаб, 1328 год


Сельджукское медресе Авгунлу, расположенное также на северо-западе, дата строительства - приблизительно начало 13 века. Лучше всего сохранился мавзолей при медресе, поэтому его стены такие темные - все остальное восстанавливали реставраторы.

Сейчас в медресе Авгунлу обретается книжный магазин


Мечеть Калайджиоглу, 18 век. Она также, как и медресе Авгунлу, находится на северо-западе старого Кайсери, вдали от городских стен. Видимо, здесь располагался большой рабад (пригород), ибо число медресе и мечетей в данном районе наибольшее в городе.


Очень интересен минарет-павильон этой мечети. Подобные строения на четырех опорах характерны только для района Кайсери и вокруг. На остальной территории Турции они встречаются крайне редко. С чем связана такая популярность подобных павильонов не понятно. Здесь это маленькое строение имеет высоту сопоставимую со средним ростом человека. На крышах других мечетей в Каппадокии подобные павильоны могут быть и совсем крохотными - не больше 1,5 метра в высоту. По такой их высоте можно судить о среднем росте жителей данного региона. Видимо, средний житель Каппадокии имел соответствующий рост - не больше 1,5 метра.



Деревянные части открытого айвана мечети все новые, старые бревна давно уже сгнили или сгорели. Когда-то они украшались богатым орнаментом. Подобные айваны известны в Передней Азии еще со времен Урарту и даже ранее.


Предыдущие посты посвященные тайнам Кесарии Каппадокийской:
Кесария Каппадокийская. Тайна Лунной Госпожи
Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин меча
Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы
Старый город Кесарии Каппадокийской

Кайсери, Турция

Previous post Next post
Up