Старый город Кесарии Каппадокийской

Jan 28, 2019 16:51

Кесария Каппадокийская - один из самых загадочных городов Малой Азии. Этот город хорошо известен по сотням упоминаний в письменных источниках, но абсолютно непонятен в материальном смысле. Не ясно, что от него осталось, и неизвестно, как он выглядел в древности. Относительно хорошо сохранились лишь строения средневековой Кесарии, основанной уже тюркскими династиями Данишмендидов и Сельджуков.

Такое положение вещей проистекает в том числе из-за того, что город часто менял свое положение. Хеттская Ниса (Канес) находится на расстоянии 15 км к север-востоку от нынешнего турецкого Кайсери. Несомненно, это было крупнейшее поселение в регионе горы Эрджияс во II тыс. до н.э. Сейчас тамошнее городище Культепе регулярно изучается и раскапывается многими археологами.
Но вот город Мазаку, а это непосредственный предшественник Кесарии Каппадокийской и нынешнего Кайсери, изучают менее энергично.
На данный момент даже сложно определить конфигурацию этого изначально фригийского, а затем эллинистического и римского города.

Ичкале - цитадель средневековой Кесарии.


Страбон в начале н.э. описывал Мазаку как некое поселение (лагерь) на холмистом склоне Аргейской горы (ныне Эрджияс). Видимо, настоящая городская жизнь у этого поселения началась только с приходом римлян. Тогда Мазака была переименована в собственно Кесарию, случилось это при императоре Августе, в честь Кесаря (Цезаря) Августа и переименовали город. Иоанн Зонара писал, что в III в. н.э. в городе проживало около 400 тыс. чел. Это несомненное преувеличение, но интересно, что в VI в. Прокопий Кесарийский описывал огромное пространство города огороженное крепостными стенами. Прокопий считал, что стены окружали пустые пространства, но вполне возможно, что Кесария в III в. была, действительно, населена большим числом жителей, чем в VI в. при императоре Юстиниане.





Прокопий Кесарийский. "О постройках"
«Там был город Кесария, очень большой и многолюдный еще издревле. Его окружали стены неизмеримого охвата, поэтому их вообще нельзя было защищать, и поэтому завоевать их было легко. Они охватывали очень большое пространство города, совершенно ненужное, и их чрезмерная длина давала нападающим легкий доступ. Там поднимались высокие холмы не близко один от другого, но, напротив, на большом друг от друга расстоянии. Строитель города постарался заключить их в круг стен, имея в виду, чтобы они не послужили укреплениями против города, и под именем безопасности он создал для города крайне опасное положение. Стенами он окружил большие равнины, сады и рощи, скалы и выгоны для скота.





Прокопий Кесарийский. "О постройках"
«Живущие здесь впоследствии не стали застраиваться, но это место оставалось в том же виде, как оно было раньше. И как были дома, стоявшие по отдельности и без соседей, так они остались и до настоящего времени. Из-за величины стен не хватало сторожевых отрядов, чтобы нести их охрану, да и заботиться о сохранности этих стен ввиду их большого протяжения местным жителям было не под силу. Чувствуя себя незащищенными, так как стен у них не было, они находились в постоянном страхе. Император Юстиниан, уничтожив ненужную часть стен, вновь сооруженным укреплением дал городу действительную безопасность, сделал его неприступным для нападающих и укрепил его достаточным гарнизоном. Так он создал безопасность жителям Кесарии в Каппадокии».



В настоящее время считается, что цитадель средневековой Кесарии была возведена как раз при новациях Юстиниана в VI в. Хотя факт этот еще требует доказательств. Более менее точно фиксируется только время перестройки (или возведения) Ичкале (цитадели) при Данишмендах (1140 г.) и последующая ее реконструкция при Сельджуках в XIII веке.

Принципиальное значение для топографии древней Кесарии Каппадокийской имеет расположение знаменитой Василиады (Василии) - обширного комплекса построек возведенного св. Василием Великим (Кесарийским) в 370-379 гг. Этот комплекс включал в себя церковь, покои священнослужителей, гостиницу, больницу, мастерские и другие хозяйственные постройки. В IV в. по всей Византийской империи строилось множество подобных странноприимных домов, их называли ксенодохии. Сложно ответить на вопрос, кто был первым инициатором основания таких заведений. Вполне возможно, что именно Василиада стала первым странноприимным домом. Хотя известно, что в этом деле Василию Великому помогал епископ нынешнего Сиваса Евстафий Севастийский (он тоже построил богадельню в своем городе). Но видимо в IV в. именно комплекс Василия Великого был крупнейшим.

Фигура льва над южными воротами Цитадели.


Цитадель Кайсери сохранила две линии стен - перед главной стеной здесь можно видеть протейхизму (передовую стену). Еще в начале 20 века перед ней еще существовал крепостной ров. Сейчас ров засыпали, но периметр стен Цитадели сохранился полностью.


Сам св.Василий Великий описал свое творение в послании к Илии, правителю Каппадокии.

«Говорят, будто мы действуем наперекор общему благу, воздвигнув Господу нашему храм великолепной постройки, а окрест него жилые помещения: особое, сугубо просторное, для архипастыря, иные, помене, для младших служителей Господних по чинам их, помещения, равно пригодные и для вас, начальствующих, вместе со свитой вашей. Кому же сделали мы зло, соорудив пристанища для чужестранцев, для проезжих и для всех лишенных крова, содержа для немощных сиделок, врачевателей и вьючный скот с проводниками? Такое поселение испытывает нужду в мастеровых, владеющих ремеслами, для жизни необходимыми и иными, скрашивающими жизнь. И вот понадобились другие, промысловые строения, и все сие послужило ко украшению местности и к вящей славе наших правителей, которым оттого почет».

Северные ворота Цитадели Кайсери.




Есть основания думать, что византийские ксенодохии стали прообразом будущих мусульманских караван-сараев и бимаристанов (больниц). Василиада в Кесарии Каппадокийской также как бимаристаны исламского мира содержалась на деньги благотворителей, все услуги там были бесплатные. Возможно также, что эти комплексы могли иметь и какое-то самообеспечение, Василий Великий упоминает о присутствии в своем богоугодном городе мастеровых и ремесленников, которые трудились для пользы обители.

По упоминаниям современников комплекс Василия Великого находился вне города, т.е. за крепостными стенами.
Григорий Богослов о больнице «Василиада»:
«Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье».

Стены Кесарии с внутренней стороны.




Если определить расположение комплекса св. Василия внутри застройки нынешней Кесарии, можно попытаться наметить примерную конфигурацию античного города. Сейчас отдельные руины старой Мазаки (античного Кайсери) можно обнаружить южнее нынешнего Старого города на холмах предгорий вулкана Эрджияс. Ныне это район (махаллеси) Караджаоглу. Предположительно, акрополь древней Мазаки находился на холме Бештепелер, сейчас там находится одноименный парк, каких-либо остатков древнего города там сохранилось крайне мало. Но я посвящу этим местам отдельную статью, в которой, прежде всего, буду разбирать духовную суть Кесарии Каппадокийской, ибо вопрос этот очень важный и не простой. С Кесарией была связана судьба многих христианских святых - Василия Великого, Григория Богослова и других. Как известно, во все страны Закавказья христианство попало именно из Каппадокии и прежде всего из ее столицы - Кесарии Каппадокийской.

Стены шахристана - внешнего города.




К сожалению, в современном турецком Кайсери застройка старого города сохранилась очень плохо, проще сказать, что ее уже вообще нет. Сейчас весь Старый город плотно застроен современными многоэтажными домами. Как правило, это все торговые центры, офисы и гостиницы. Сами средневековые оборонительные стены лучше всего сохранились с северной стороны. Также внутри границ старого Кайсери остались нетронутыми отдельные старые постройки - прежде всего сама Цитадель, несколько мечетей, крытый рынок начала 18 века, одна армянская церковь, несколько старых бань и караван-сараев, и это все. Почти все жилые старые дома и улицы города полностью уничтожены. Причем, безвозвратно утеряно и то, что могло находиться в земле, так как фундаменты современных домов полностью уничтожили весь культурный слой средневековой Кесарии.

С чем связано такое варварство не совсем понятно, ведь во многих турецких городах - Стамбуле, Анкаре старую малоэтажную застройку пытаются хоть как-то сохранить. Но в Кайсери пустили "под нож" экскаватора буквально все. Возможно сказалось представление местных властей о своем городе как о совсем не туристическом даже в отдаленных планах. Хотя сейчас туризм в Кайсери пытаются развивать, ведь рядом находится популярная Каппадокия. Много денег вложено в реставрацию оставшихся памятников. Ту же цитадель города при моем посещении усиленно реставрировали, в связи с чем она была закрыта для осмотра. И есть все основания думать, что после реставрации будет утерян весь культурный слой и внутри Цитадели Кайсери.

Тысячелетние стены шахристана Кесарии.


Так выглядит Старый город Кесарии Каппадокийской сейчас.




Так как же можно хотя бы примерно определить расположение знаменитой Василиады?
По письменным источникам известно, что церковь Св. Василия существовала в Кесарии еще в XIII веке. Вполне возможно, что она изначально входила в комплекс Василия Великого. О церкви писал Гильом де Рубрук в XIII веке:

«В неделю по Пасхе мы прибыли в Кесарию Каппадокийскую, в которой находится церковь Святого Василия Великого»

Конечно, маловероятно, что храм Св. Василия без изменений и перестроек простоял почти целую тысячу лет с IV в. Но можно допустить, что перестраивая церковь ее оставляли на том же месте, где был возведен когда-то первый образец. Также с храмом св. Василия и Василиадой можно сблизить место погребения самого Василия Великого. О нем упоминает путешественник 17 века Симеон Лехаци, он дает достаточно развернутое описание Кесарии того времени.

Симеон Лехаци "Путевые заметки"
«Мы достигли престольной Кесарии, которая огорожена двумя стенами - внутренней и наружной. Внутри были две церкви - Святой Богородицы и св. Саргиса, однако они находились в местах, вырытых в земле и темных, куда спускаются по деревянной лестнице»

«Внутри и вне [города] есть много Святых Мест. Святая могила Василия Кесарийского находится вне города; с восточной стороны перед ней была большая церковь, ныне она разрушена и армяне хоронят там своих покойников, ибо камни ее разобрали и употребили на строительство крепости. С южной стороны, за стеной, стоит большая церковь полководца Меркерия (Меркурия), могила которого находится там; она также разрушена, остался лишь маленький купол. На святой могиле стоит алтарь, куда каждый понедельник весь город совершает паломничество с ладаном и свечами».



Симеон Лехаци утверждает, что могила Василия Кесарийского находилась за стенами средневекового города. Здесь важно помнить, что нынешние стены Кайсери были возведены скорее не раньше XII-XIII вв. Вернее, есть упоминания в источниках о строительстве укреплений города при тюркских династиях, а о более раннем существовании этих стен ничего неизвестно. Соответственно, невозможно совместить сообщение Лехаци с утверждением Григория Богослова о том, что Василиада находилась вне стен Кесарии (об этом было чуть выше).



Но, Симеон Лехаци упоминает в своем рассказе, что рядом с могилой Василия Великого находилась какая-то большая разрушенная церковь. И что с южной стороны за стеной города он видел большой храм Св. Меркурия - очень важного местного святого. То что такие значимые религиозные объекты как гробница св.Василия и церковь Св. Меркурия находились вне стен средневекового (турецкого) города может указывать на то, что ранее стены Кесарии Каппадокийской проходили где-то в другом месте. Об этом говорит и само южное расположение античных кварталов города, старая Кесария находилась существенно южнее нынешнего Эскишехира (Старого города) - примерно на расстоянии 1-2 км. Если бы средневековые стены Кайсери существовали и в римское время, то пришлось бы признать, что комплекс Василиада в IV в. был как минимум с северной стороны окружен какими-то городскими укреплениями.

Григорий Богослов утверждал, что Василиада располагалась за пределами стен Кесарии. Поэтому стоит думать, что на месте могилы и церкви Василия Великого застройки вне самого комплекса Василиады в IV в. не было. Благотворительный комплекс был возведен на пустой равнине севернее старой Мазаки-Кесарии.

Самый восточный бастион шахристана (внешнего города) Кайсери, возведенный сельджуками в XIII веке.




Интересно, что святитель Григорий описывал обитель Василия как "новый город", возможно богоугодный комплекс имел действительно большие размеры и был также укреплен. В сущности, можно сделать вывод, что именно Василиада стала началом нынешнего Старого города на равнине. До этого все строения старой Мазаки-Кесарии располагались на холмах предгорий вулкана Эрджияс.

А. Ю. Виноградов в своем обзоре истории Кесарии Каппадокийской приводит информацию о том, что руины предположительно церкви Василия Великого существовали аж до 1965 года. Находились они рядом с уже исчезнувшими сейчас южными воротами города Бояджикапы.

План средневековой Кесарии.


На плане с южной стороны города обозначены двое ворот - Бояджикапы (Boyaci kapisi) западнее и Киджикапы (Kici kapi) восточнее. Интересно, что во многих турецких изданиях Kici kapi прямо называются Айя Васил Капы (Ворота Святого Василия), что может свидетельствовать о том, что церковь Василия располагалась рядом с ними, а не с воротами Бояджи.
В любом случае, можно констатировать с большой степенью вероятности, что комплекс Василия Великого находился в районе южной линии средневековой фортификации Кесарии, но за крепостными стенами. В нынешнее время от южных стен средневекового города ничего не сохранилось. Не уцелели и руины храма Св. Василия.

Моя гостиница находилась в южных кварталах Старого города. Из окна номера открывался совершенно унылый вид (как раз в южном направлении) на многочисленные современные многоэтажки.


Далее, мы осмотрим одно из старейших сооружений Кесарии - мечеть Улу-джами (Большую мечеть). И также разберем многочисленные заблуждения с ней связанные. Как не сложно догадаться, связаны эти заблуждения будут опять со знаменитой Василиадой.

Большую мечеть Кайсери возвел Мухаммед Данишменд в 1140-х годах, когда перенес сюда свою столицу из города Сивас (Севастии). Это воистину грандиозное сооружение снаружи выглядит более чем заурядно. Зато внутри чем-то напоминает по размаху католический костел.

Большая мечеть снаружи.


И Большая мечеть Кайсери внутри.


Дело в том, что Улу-джами была возведена в котловане глубиной более 2 метров. И видимо, вокруг этого весьма почтенного по возрасту сооружения нарос наружный культурный слой. Внутрь мечети нужно спускаться по специальным лестницам.





Собственно, главное заблуждение связанное с Большой мечетью Кайсери заключается в том, что очень многие желают видеть в ней христианскую церковь, мол Улу-джами и есть перестроенный турками храм св. Василия (или какой-то еще). Или же Большую мечеть турки построили на месте Василиады. Естественно, специально. И эта идея активно распространяется на многих прежде всего православных ресурсах. Например, в известной Православной энциклопедии можно прочитать, что: "В настоящее время на месте Василеады находится мечеть Улу Джами". Само собой никакой ссылки на источник информации не приводится.



Есть и более экстремальные варианты. Например, переводчик "Путевых заметок" Симеона Лехаци М.О. Дарбинян шел дальше и утверждал, что Улу-джами - "это греческая церковь, построенная св. Леонтием и превращенная затем в мечеть". Дарбинян пытался обосновать это свое утверждение отрывком из текста самого Лехаци. Но нужно заметить, что в тексте Симеона никакой конкретики по данному вопросу нет вообще.

Симеон Лехаци "Путевые заметки"
«В городе и вне [его] я увидел старые и новые здания, а также большие сводчатые и каменные церкви. [Увидел] и ту церковь, в которой были рукоположены патриархом Леонтием наш святой Лусаворич и патриарх Нерсес; она большая и великолепная. Все они превращены в мечети».

В своих заметках Симеон утверждает, что многие церкви в Кайсери превращены в мечети, что естественно так и есть. Но у него нигде нет упоминания об Улу-джами. Можно конечно допустить, что Лехаци в 1617 году мог посчитать, что Большая мечеть Кайсери есть бывшая церковь. Для путешественника 17 века это вполне простительно. Но непонятно, как мог Дарбинян, имея соответствующее образование, написать, что мечеть Данишмендов, построенная в XII веке, могла быть церковью св.Леонтия (епископа Кесарии Каппадокийской, жившего аж в IV веке)

Отрывок из М. О. Дарбинян. "Симеон Лехаци. Путевые заметки". М. Восточная литература. 1965
«Симеон, говоря о церкви в Кесарии, где Григор Лусаворич и патриарх Нерсес были рукоположены Леонтием, намекает на мечеть Улу-Джами, которая называется также Луванд-Джами. Великолепный купол, кресты и атрибуты христианства дают основание предположить, что это греческая церковь, построенная св. Леонтием и превращенная затем в мечеть».



О каких крестах писал Дарбинян непонятно, но ясно, что по его мнению "великолепного купола" в мечети не может быть по определению. Если он есть, то значит это бывшая церковь. Кстати, такой подход в советской и российской науке чрезвычайно распространен. Здесь можно вспомнить цистерну для воды в Цитадели Дербента, которую уже с давних пор пытаются объявить албанской христианской церковью. Более того, древнейшую мечеть России (Джума мечеть) из того же Дербента опять же многие хотят видеть "древним христианским храмом".



Единственные детали в мечети, которые намекают о Византии, это старые сполии (колоны, капители). Практика использования старых стройматериалов широко известна, но надо сказать, что конкретно в Улу-джами я нашел очень мало вторично использованных стройматериалов. Из явного - только несколько колон.





Интересно упоминание Симеона Лехаци о том, что многие церкви в Кайсери были врыты в землю.

Симеон Лехаци. "Путевые заметки"
«Внутри были две церкви - Святой Богородицы и св. Саргиса, однако они находились в местах, вырытых в земле и темных, куда спускаются по деревянной лестнице»

Хорошо видно, что Большая мечеть Данишмендов повторяла специфику этих армянских церквей.
Сам тип полностью крытой гипостильной мечети (без внутреннего двора) был создан именно Данишмендами видимо под сильным армянским влиянием. Конечно, большое значение играли суровые погодные условия на плоскогорьях в государстве Данишмендидов. Но вот Сельджуки в своей столице - Конье, которая находится в одной климатической полосе с Сивасом и Кайсери, а это все центральные области Малой Азии, все же открытый внутренний двор мечетей сохранили. О столице сельджуков древнем Иконии я писал как-то раньше. Возможно дело не только в погоде, есть серьезные основания думать, что сама династия Данишмендидов была армянской по происхождению.

Матвей Эдесский "Хронография"
«В тот же год умер Данишменд, великий эмир страны римлян (Анатолии). Он был армянином по происхождению, добрым мужем, благодетелем для людей, сочувствующим христианской вере. И было великое горе среди христиан, что были под его правлением».

Мавзолей строителя Большой мечети Кайсери Малика Мухаммада Гази Данишменда, умершего в 1143 году. Мавзолей пристроен к южной стене мечети. Правда, нужно отметить, что вроде бы никаких надписей на могиле обнаружено не было, поэтому, кто конкретно упокоился в данном мавзолее еще большой вопрос.






Продолжение следует...

Предыдущие мои посты о Кесарии Каппадокийской:
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы

Кайсери, Турция, Каппадокия

Previous post Next post
Up