О кремации у тюрок

Apr 01, 2017 21:31

Несмотря на тысячелетнее засилье зороастризма в Центральной Азии в этом регионе длительно сохранялся древний погребальный обряд кремации. Сожжение мертвых практиковалось у элиты тюркских и монгольских племен, как правило, кремация сопровождалась созданием специальных изображений умерших людей. Особенно ярко подобная обрядность проявилась в ( Read more... )

Тексты, кочевники, тюрки

Leave a comment

30rus April 1 2017, 20:01:07 UTC
Маски уж больно качественно сделаны, больше похожи на слепок с лица.

Reply

maximus101 April 1 2017, 20:42:55 UTC
В смысле, если делать вогнутую заготовку, куда потом заливать гипс? Они достаточно тонкие, потом детали потом все равно нужно подправлять, и главное, что они весьма объемные, кое-где почти целые головы.

Reply

30rus April 2 2017, 05:24:55 UTC
Если тонкие, то может просто наносили гипс на лицо умершего?

Reply

maximus101 April 2 2017, 08:18:58 UTC
Там с внутренней стороны отпечатки ткани и поверхность отображает лицо лишь условно, поэтому скорее всего на специальную болванку наносили, хотя некоторые может и правда непосредственно с лица делали.
В общем, это больше творчество скульптора, чем механический оттиск. У тех масок, что остались на черепах как из Эрмитажа http://maximus101.livejournal.com/140759.html тоже не все так однозначно, дело в том, что эти маски создавали (наносили на череп), когда лицо уже сгнило, т.е. где-то через год после смерти человека, поэтому это тоже больше творчество мастера, чем точная посмертная маска.

Reply

30rus April 2 2017, 08:22:20 UTC
Но ведь то что их наносили не значит что их не сделали предварительно на лице, а потом сняли.
Впрочем в любом случае поразительно, тем более для кочевников подобное мастерство.

Reply

maximus101 April 2 2017, 08:59:57 UTC
Те, что наносили непосредственно на череп скорее всего не могли сделать раньше, там ведь по идее отпечатывается задняя поверхность.
Да, поразительные маски, возможно у них генезис примерно такой же как у армии Цинь Шихуанди.http://maximus101.livejournal.com/136738.html

Reply

30rus April 2 2017, 09:27:52 UTC
Может быть, но вроде бы если у глиняных солдат и были модели с которых их лепили, то вряд ли потом их убивали. А разные фигурки и изображения в могилах были во многих культурах. В принципе в степь из Китая частенько кто-то убегал, возможно что и навыки скульптуры с собой принесли.

Reply

maximus101 April 2 2017, 10:13:16 UTC
Дело в том, что в самом Китае развитые навыки скульптуры (антропоморфных изображений) появились почти одновременно с таштыками. У таштыков есть проблемы с датировками, их погребения иногда датируют и первыми веками до н.э, а это уже времена Цинь Шихуанди. Например, у скифов из Пазырыка ничего подобного не было, хотя они применяли мумификацию.
Небольшие статуэтки не могут породить такую мощную антропоморфную традицию, тем более в таком обширном регионе от Хорезма, Алтая до Хуанхэ в Китае. Это может быть только внешнее влияние, а именно приход греков А. Македонского. У таштыков традиция ведь почти как у древних римлян - кремация и создание скульптурных бюстов предков. Раньше ничего подобного не было, а где-то с 3 века до н.э. начался процесс массового изготовления погребальных изображений людей.

Reply

30rus April 2 2017, 10:23:12 UTC
Логично. Тем более если уж на развитую Индию и Иран греки оказали мощнейшее влияние, то про кочевников и говорить нечего. Интересно, у таштыков были какие-то религиозные объединения которые поддерживали искусство создания масок или передавалось от отца к сыну в определённых семьях, вряд ли это было доступно большому количеству людей?

Reply

maximus101 April 2 2017, 10:28:31 UTC
Производство масок у таштыков было массовым, т.е. видимо у каждого была, но естественно разного качества. Про религию и прочее ничего неизвестно, ведь таштыкская культура бесписьменная.

Reply

30rus April 2 2017, 11:00:27 UTC
Кстати в Вики что пишут: "На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна." - ссылаются на Хакаский музей http://www.nhkm.ru/index.php?lang=ru

Reply

maximus101 April 2 2017, 13:32:38 UTC
Ну это википедия, на деле, как это принято говорить, не все так однозначно) Находили даже антропологические расовые расхождения между масками и черепами, например, на европеоидное лицо накладывали монголоидную маску (что само по себе интересно) Почитайте лучше статью хорошего специалиста по этому вопросу: http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-2004a.htm

Reply

30rus April 2 2017, 13:40:45 UTC
Спасибо, обязательно прочту.
Почему-то вспомнилась эта маска, особенно с учётом ваших слов о греческом влиянии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Маска_Агамемнона

Reply

maximus101 April 2 2017, 13:55:32 UTC
"Агамемнон" слишком древний)Тут речь скорее идет об общем нарастании антропоцентризма в Центральной Азии. Ведь до н.э. в дальней Азии изображения людей были не очень модны, там царил звериный стиль и орнамент, и только с проникновением западных культур ситуация стала меняться, особенно в первые века до н.э. (поход Македонского) Появились воины Цинь Шихуанди, изображения людей в Индии и изображения самого Будды, изображения людей в Средней Азии, и что-то подобное появилось на Алтае.

Reply

30rus April 2 2017, 13:57:57 UTC
А потом пошёл обратный процесс с проникновением ислама, опять западное веяние. :)

Reply

maximus101 April 2 2017, 14:12:24 UTC
Ислам - это не совсем западная религия, это скорее концентрированная восточная идеология. Но сам пример действительно показательный, я очень очень давно писал специально на эту тему один из важнейших своих постов, он и сейчас актуален http://maximus101.livejournal.com/36408.html

Reply


Leave a comment

Up