Происшествие на открытии выставки Андрея Кузькина "Герои левитации"Хорошее напоминание о том, что искусство, как ни парадоксально, определено бесспорными табу, что при расширении оно всегда упрется в пределы, и аппроприация переварит не все. Этот пограничный столб - недобровольное вовлечение зрителей в риск для жизни и здоровья. Зритель - именно он в авангардном конце-концов оказался последним и извечным табу. Когда оно нарушается, поступок автоматически исключается из области искусства, и такое преступение, по некоему неписанному договору, уже никто не сможет обсуждать в качестве художественного.
Удастся ли кому-нибудь вспомнить работу, в которой бы физически пострадал незаинтересованный участник? И ровно наоборот, к самым радикальным жестам приписано как раз самоистязание и членовредительство художника исключительно самому себе. Символично, что самый главный Мазох, Крис Берден, если не ошибаюсь, добился мгновенного исключения своего студента, после того как тот в качестве ученического перформанса в заполненной аудитории сделал несколько выстрелов из пистолета в потолок. В мире есть вещи, которые просто не могут быть искусством, даже плохим.
Характерно также, что одобряющие быдлоджипарт комментаторы через одного жалуются на скуку. Лишнее подтверждение слов бунтарей всех времен и народов, которые утверждали, что скучающий обыватель, зевающий буржуа - герой ничем не лучше пьяного мента за рулем.
UPD. Недавно об этом же, хотя и в связи с совершенно другим событием, хорошо
сказал Кирилл Медведев:
"... кризис представлений о том, что такое вообще художник, налицо - мы видим, как романтические, в духе 19 века представления о художнике как нарушителе мещанского status quo смешиваются с плохо переваренными идеями о его критической, трансгрессивной функции в гражданском обществе и все это вместе накладывается на совсем уже патологический российский волчьекапиталистический фон, в котором вообще не существует никакого «общества», а существуют лишь конкурирующие друг с другом индивиды".