Недавно удалось ещё раз убедиться в колоссальном потенциале и сокрытом кладезе такого редкого (и даже вызывающего) действия, как ритуальное чтение всех эксплицкаций на художественных выставках.
Фотобиеннале открыло на Фабрике сборник нескольких французов, центральное место в котором заняли женские портреты Каролин Шевалье. Так вот, если не сильно переврать ту самую экспликацию, съёмка у Каролин длится часов по восемь. Оттого, понятное дело, её героини объеденены таким выражением лица, что позволило Сергею Хачатурову на их фоне говорить в телекамеру уже что-то про экзистенциальную усталость, как на картинах 19 века.
Тут я вспомнил, что у нас же есть свой, отечественный, родной мастер выводить своих моделей к пограничным состояниям репрезентации, на новые рубежи в поисках утраченного субъекта! Есть многочисленные подтверждения, как Николай Бахарев "
Снимает долго, часов по пять. И только когда модель устает, когда с ее лица сползает улыбка «на камеру», а в глазах появляется тоска, усталость или истома - фотограф наконец-то может сделать искомый кадр".
Вот итог подобных трудов:
Каролин Шевалье. "Сесиль и Эмма", Париж. 2005Николай Бахарев. Из цикла «В интерьере» № 8, 1986. Новокузнецк
Так что я хотел сказать. Поразительно все-таки (и поучительно), как по-разному устают французские и русские люди! )