"Золотой Компас", реж. Крис Вайц

Dec 07, 2007 12:24


          


Главная трудность при экранизации книг, подобных «Гарри Поттеру» или «Золотому Компасу», заключается в том, что написаны они людьми умными и талантливыми. Поэтому, когда сценаристы пытаются спрямить некоторые излишние, на их взгляд, повороты сюжета, они рискуют существенно исказить логику произведения. К сожалению, «Золотой компас» не избежал этой западни. Проблемы начинаются буквально с первых минут, во время которых закадровый голос сообщает нам, что Магистериум уничтожил все алетиометры, кроме одного. Согласитесь, глупо уничтожать прибор, способный дать ответ абсолютно на любой вопрос. Доступ к таким вещам надо ограничить, но избавляться от них - это чересчур. В книге, собственно, так и происходит. Магистериум прекрасно использует алетиометр, например, чтобы определить местонахождение Лиры.

Далее действие фильма на некоторое время возвращается в общее русло, и следующий логический провал случается, когда на экране появляется бронированный медведь Йорик. По книге он был изгнан за то, что убил другого медведя, повздорив с ним из-за медведицы. В фильме же говорится, что Йорика изгнали после того, как он был побежден в схватке за королевский трон. Это довольно странно, ведь потом мы увидим, как в Свальбарде решались вопросы престолонаследия.

Еще одно значительно искажение сюжета происходит уже в середине картины, когда самоеды нападают на лагерь цыган и похищают Лиру. При этом они отвозят ее не в лабораторию «жрецов», как в книге, а в Свальбард к медведям. Зачем это было нужно похитителям, не понятно, поскольку за пленных детей платили именно ученые Больвангара, а не панцербьёрны.

Также фильм не позволяет понять, в чем заключалась суть процесса сепарации. Посмотрев картину, можно решить, что злодеи просто отрезали деймона и куда-то его выкидывали, как ненужную деталь. На самом деле сепарация полностью разрушала связь тела и души. Таким образом, подвергшись этой процедуре, человек становился безвольной игрушкой в чужих руках. Деймон же мог продолжать находиться при прежнем хозяине наподобие обычного домашнего животного.

Наконец, самое большое разочарование - это финал, точнее отсутствие оного. Сразу становится ясно, почему раньше потребовалось менять местами куски повествования. Это нужно было сделать, чтобы кульминацией фильма явилось сражение в Больвангаре и освобождение детей. В книге данные события - очень важный момент, но дело ими не ограничивается. В оригинале Лира находит отца, понимает, что он ничем не лучше матери, и отправляется в параллельный мир на поиски источника Пыли. Самое интересное то, что, по всей видимости, этот материал уже отснят. Во всяком случае, в одном из трейлеров было отчетливо видно, как лорд Азриэл открывает проход в другое измерение.  
          Что касается попыток Криса Вайца, режиссера и сценариста, сделать фильм как можно более нейтральным с религиозной точки зрения, то они вполне удались. Магистериум в картине превратился в абстрактную тоталитарную организацию, об истинной идеологии которой можно догадаться только по одеяниям ее членов, иконоподобным росписям на стенах и единственной фразе Фра Павла, обвинившего лорда Азриэла (Дэниэл Крэйг) в ереси. Полагаю, что на первый раз подобное отношение к первоисточнику можно простить. Однако мне интересно узнать, как создатели фильма будут выкручиваться дальше. Ведь Метатрон был ангелом, что бы вы о нем ни думали, а Лира и Уилл должны будут убить бога.

Относительно визуального решения картины могу сказать, что всё выглядит на самом высшем уровне. В отличие от Стефана Фенгмайера, неизвестно куда девшего колоссальный бюджет «Эрагона», создатели «Золотого Компаса» потратили каждый доллар с толком и сделали всё, на что только они были способны. Ну, так, сделали, дайте посмотреть! Фильм идет меньше двух часов, а за это время практически не успеваешь насладиться тем удивительным миром, в котором живет Лира (Дакота Блю Ричардс). Думаю, если бы «Компас» удлинили еще минут на тридцать, ему бы это никак не повредило. Тем не менее, авторы предпочли задать повествованию очень высокий темп, предельно насытив картину действием и изъяв почти все описательные фрагменты.

Напоследок несколько мелких придирок.

Во-первых, если я не прав, пусть меня поправят, но я очень сомневаюсь, что цыгане могут быть рыжими и веснушчатыми. Впрочем, возможно, в мире Лиры такое в порядке вещей.

Во-вторых, ведьмы у Пулмана, например, Серафина Пеккала (Ева Грин), летают не просто так, а с помощью ветвей облачной сосны.

В-третьих, Лира узнала о своем происхождении от цыган, а не от миссис Колтер (Николь Кидман). Наблюдая за сценой объяснения матери и дочери, я не мог не вспомнить фразу «Люк, я твой отец!».

В-четвертых, смертельная схватка двух панцербьёрнов оказалась абсолютно бескровной!

Наконец, в-пятых, Кристофер Ли выглядит в фильме классическим «невыстрелившим ружьем». Харизма этого актера слишком велика для двух минут экранного времени. Надеюсь, продолжения этот недостаток устранят.

В качестве общего вывода можно заключить, что «Золотой Компас» понравится, прежде всего, тем, кто не знаком с книгой. Читавшим первоисточник могу посоветовать запастись терпением и дождаться выхода DVD с полной, некупированной версией. В таком виде фильм, наверно, станет намного лучше.

P.S. Огромное спасибо Кейт Буш, написавшей чудесную песню! Не слушая ничего другого, готов дать за нее «Оскар».

подробности о фильме смотри здесь

P.P.S.

Ева Грин, Крис Вайц, Филип Пулман, фэнтази, "большой экран", Дакота Блю Ричардс, Кристофер Ли, Николь Кидман, Дэниел Крэйг

Previous post Next post
Up