Как сказал актер, исполнитель главной роли, представлявший фильм на ММКФ, «Estốmago» (так картина называется в оригинале) - это история о сексе, власти и еде. Вряд ли у кого-нибудь получится лучше описать содержание этой картины.
«Расстройство желудка» (так «Estốmago» окрестили в России) параллельно рассказывает две истории. В первой из них провинциальный простачок Нонато без гроша в кармане приезжает в крупный бразильский город. Абсолютно случайно ему удается найти работу в забегаловке сеньора Зульмиро. Здесь у Нонато открывается талант настоящего кулинара. Его пирожки с курицей, приготовленные на манер отечественных чебуреков, завоевывают популярность. Особенно они приходятся по вкусу одной местной проститутке, которая с радостью соглашается стать подружкой Нонато, лишь бы он и впредь продолжал ее подкармливать. Очень скоро перспективного повара переманивают в настоящий ресторан европейской кухни, где он получает возможность совершенствовать свое мастерство под руководством многоопытного сеньора Джованни.
Вторая история в «Estốmago» повествует о том, как Нонато оказался в тюрьме. Поначалу совершенно не ясно, за что он туда попал, ведь его другая жизнь, проходящая перед нашими глазами, складывается вполне удачно. Но факт есть факт. Наш герой за решеткой, где благодаря своему поварскому таланту он быстро находит общий язык со своими сокамерниками и местным авторитетом Бижу. Постепенно жизнь Нонато в неволе становится не менее благополучной, чем была у него на свободе.
Неспешный ритм картины удивительным образом совпадает с характером её главного героя. Нонато, приехавший если и не из деревни, то уж точно из места, не многим от деревни отличающегося, сперва производит впечатление умственно-неполноценного. На такие мысли наводит всё его поведение - бессмысленно-виноватая, полуидиотская улыбка, манера растягивать слова, отводить глаза и опускать голову при разговоре, незнание элементарных вещей. Однако, как говорит пословица, что у трезвого на уме, у пьяного на языке. Однажды от пары лишних коктейлей у Нонато срывает крышу. Тогда-то в первый раз и понимаешь, что простачок не так уж и прост, и в тюрьму он попал, скорее всего, за дело, а не по нелепой случайности или чужому оговору.
Бразильские тюрьмы до боли напомнили мне советские студенческие общаги, только с решетками на окнах и дверях. В камерах у заключенных есть вся необходимая для жизни утварь. Еду они готовят на маленьких электроплитках, продукты хранят вывешенными за окошко в пластиковом пакете, белье сушат на веревках, протянутых через всё помещение. Тут же под ногами путается черно-белый кошак, любимец местного пахана. Валютой для сидельцев служат сигареты. На них при желании можно выменять, что душе угодно, хоть горгонзолу, хоть кьянти. Впрочем, итальянские винные изыски здесь не в почете. Куда привычнее местной публике местная же тюремная самогонка, зовущаяся «безумная Мэри», предположительно очень крепкая. Во дворе тюрьмы играют в футбол. Какая же Бразилия без футбола?! А возникнет необходимость встретить большого авторитета, так можно договориться с охранниками и снять на время главную тюремную кухню. Впрочем, у такого быта есть и недостатки. Если ты не смог завести правильных знакомств, тебе придется жрать казенный хавчик, а кормят заключенных так же, как и матросов на «Потемкине», червивым мясом.
«Estốmago» примечателен своей сдвоенностью. Почти каждая деталь появляется перед нами дважды. Иногда это сбивает с толку. Не сразу понимаешь, происходит ли действие уже в тюрьме, или еще на воле. Вот Нонато режет лук, чтобы приготовить свой первый тюремный обед, а следом за этим мы видим, как он в той же манере режет лук в ресторане у сеньора Джованни. Даже титры в начале картины нам покажут два раза, сначала представят актеров, а только через некоторое время всех остальных членов съемочной группы.
Местами фильм напоминает программы канала «Discovery» про всевозможные кулинарные путешествия. Нам в деталях объяснят, как функционирует ресторанный бизнес, как нужно выбирать мясо, как из горгонзолы и гуавы приготовить восхитительный десерт, почему бутылки с вином надо хранить обязательно горизонтально, как настоящий повар определяет степень готовности блюда. Тюремная половина «Estốmago» также не лишена подобных этнографических моментов. Эти поучительные вставки слегка настораживают, но, пожалуй, это единственный недостаток картины.
подробности о фильме смотри
здесь