Известно ли вам, что молекулы аминокислот могут существовать в двух зеркальных формах - лево- и правоориентированной? Однако, несмотря на такую возможность, жизнь на Земле базируется исключительно на левоориентированных аминокислотах, а правоориентированные встречаются только в научных лабораториях. Как так вышло, ученые до сих пор строят догадки. Мне же очевидно одно, фильмы с отчетливым «левым» замахом пользуются сейчас огромной популярность, и в случае «Посетителя», написанного и снятого Томасом Маккарти (кстати, это всего лишь его вторая режиссерская работа), подобный зрительский интерес вполне оправдан.
То, что «Посетитель» - фильм именно левый, становится понятно практически сразу. Уолтер Вэйл (Ричард Дженкинс), университетский профессор из Коннектикута, приезжает в Нью-Йорк на научную конференцию, посвященную проблеме влияния глобализации на экономику стран третьего мира. Какого же было удивление Уолтера, когда этот самый третий мир он обнаруживает в ванной своей нью-йоркской квартиры! (Да, профессора в Америке могут себе позволить иметь дом в Коннектикуте и квартиру в Нью-Йорке.) Оказалось, что какой-то аферист, пользуясь отсутствием хозяина, сдал квартиру мистера Вэйла двум нелегальным эмигрантам - сирийцу Тарику и его жене Зейнаб родом из Сенегала. Видя бедственное положение молодых людей, Уолтер разрешает им пожить у него, пока они не найдут себе какое-то другое жилье. Так начинается настоящая, но, к сожалению, краткая, дружба между профессором, уличным музыкантом и рыночной торговкой. Очень скоро Тарик будет арестован полицейскими в штатском, которым его арабская внешность показалась слишком подозрительной. Парня сначала отправят в центр временного содержания, а потом и вовсе вышлют из страны, несмотря на все попытки Уолтера ему помочь.
Драматургически «Посетитель» выстроен безупречно, настолько безупречно, что некоторые могут счесть картину слишком «гладкой», предсказуемой или вовсе банальной. Действительно, не составляет большого труда догадаться, например, какие отношения завяжутся между Уолтером и матерью Тарика, или какую реакцию вызовет у пожилого профессора известие о высылке его нового друга. С другой стороны, благодаря великолепной работе актеров определенная хрестоматийность происходящего нисколько не режет глаз. Персонаж Дженкинса глубоко одинок и несчастен. Преподавание уже давно не приносит ему удовлетворения. Любимая жена, известная пианистка, умерла несколько лет назад. Единственный сын живет где-то в Лондоне. В тщетной попытке воскресить прошлое Уолтер даже начинает сам брать уроки игры на фортепьяно, но это также не помогает ему обрести душевное спокойствие. Лишь случайно встретив Тарика, его жену и мать, проникшись образом жизни этой семьи и их проблемами, доктор Вэйл вновь начинает жить для чего-то. Символом этой новой жизненной цели становится африканский барабан, уроки игры на котором Уолтер берет у Тарика.
Более того, противопоставление классической западной музыки в четыре четверти и африканских ритмов, сыгранных на три такта, символизируют в «Посетителе» ситуацию, в которой оказались США после 11 сентября. Страна, созданная эмигрантами, на протяжении веков дававшая убежище обездоленным, неожиданно превратилась в непреступную крепость. Под предлогом заботы о национальной безопасности людей стали хватать прямо на улицах. Не имеет значения, совершили ли задержанные хоть какое-то преступление. Их месяцами держат в специализированных тюрьмах, не обеспечивая никакой юридической помощью, а потом депортируют, не оставляя надежды вернуться и вновь увидеть друзей и родных. Положение настолько безрадостное, что мать Тарика в сердцах произносит: «Здесь так же, как в Сирии». Тем не менее, плакаты на стенах центров временного содержания продолжают лицемерно утверждать, что сила Америки в эмигрантах.
подробности о фильме смотри
здесь