последние три дня октября

Nov 28, 2012 21:39

Могу лишь констатировать: практика написания еженедельных отчетов о просмотренном себя не оправдала. Весь ее смысл был в том, чтоб избавить меня от необходимости описывать сразу огромное число фильмов. Однако выяснилось, что ключевым пунктом здесь являлось определение понятия "огромное" (ну, или просто "большое"). Разумеется, 20-30 фильмов, увиденных за месяц, это много. Но практика показала, что десяток фильмов за неделю - это тоже немало, если пытаешься хоть вкратце рассказать про каждый. Поэтому всякий раз, когда за семь дней удалось посмотреть больше пяти картин, я начинал тормозить. В итоге мое нынешнее отставание от календаря составляет ровно месяц. Раз так, надо завязывать и придумывать новый формат.



Большой экран

29 октября - "Корпорация "Святые моторы" (Holy Motors), реж. Лео Каракс, 2012. Трагикомедия. Один день из жизни человека (Дени Лаван), чья работа заключается в том, чтоб постоянно перевоплощаться в самых разных персонажей. Эта необычная картина, которая накануне попала в список лучших фильмов года по версии журнала "Cahiers du Cinema", получила множество различных интерпретаций. Кто-то из критиков считает ее автобиографичной: якобы, Каракс показал нам отрывки из фильмов, которые он хотел, но не смог снять. Другие видят в героях и перипетиях сюжета намеки на дьявольщину. Третьи говорят, что "Holy Motors" - это фильм о сути лицедейства как профессии и призвания. Я склоняюсь именно к последней трактовке, хотя полагаю, ее можно расширить. Осмелюсь утверждать, что Каракс представил свое видение сути творческого процесса вообще. В "Holy Motors" мне видятся идеи, схожие с теми, что были у Кауфмана в фильме "Синекдоха. Нью-Йорк". Творчество бесконечно и безгранично, оно не просто составляет органичную часть жизни творческой личности, но стремится поглотить всю ее жизнь целиком. Закончить творить можно лишь умерев, но иногда и это не помогает. Персонаж неотделим от творца, и в какой-то момент уже трудно понять, где реальные люди, где актеры, играющие реальных людей, а где актеры, играющие актеров, играющих реальных людей.

Малый экран

29 октября - "Господин Лазар" (Monsieur Lazhar), реж. Филипп Фалардо, 2011. Драма. Алжирец, чью жену и детей убили исламисты, пытается начать новую жизнь в Канаде и становится учителем в школе, в которой тоже недавно произошла трагедия. Учительница, страдавшая депрессией, повесилась прямо в классной комнате, где поутру ее и обнаружил один из учеников. Нельзя назвать необычной фабулу о том, как люди, испытывающие сходные проблемы, помогают друг другу вернуться к нормальной жизни. Однако это обстоятельство никак не сказывается на эмоциональной глубине фильма. К тому же кроме психологических аспектов сюжет имеет еще и явную социальную составляющую: в картине рассматривается сложившаяся в ряде западных стран система отношений учителей и учеников, которая фактически изолирует их друг от друга. В начале нынешнего года "Господин Лазар" номинировался на "Оскар" в категории лучший фильм на иностранном языке.

30 октября - "Серые Сады" (Grey Gardens), реж. Майкл Сакси, 2009. Драма. В начале октября я посмотрел документальную картину "Серые Сады", снятую в середине 70-х и с тех пор приобретшую культовый статус. Тот фильм рассказывал историю матери и дочери, носивших одинаковое имя Эдит Бил и приходившихся близкими родственницами Жаклин Кеннеди. В 2009 году о тех же дамах был снят одноименный художественный телефильм, первая из сюжетных линий которого воспроизводила отдельные моменты съемок оригинальной картины, а вторая показывала, как семейство Бил пришло к тому плачевному положению дел, в коем их застали документалисты. Главные роли в новой картине сыграли Джессика Ланж (Бил-старшая) и Дрю Бэрримор (Бил-младшая). Обе за свою игру были номинированы на "Золотой Глобус", но в итоге награду получила только Бэрримор. Хочу придраться к такому чисто техническому моменту: исполнительницы главных ролей органично смотрятся, когда играют своих героинь в молодости, но вот, когда действие переносится в 70-е, их облик оказывается слишком уж моложавым и "прилизанным" по сравнению с тем, как выглядели реальные мать и дочь Бил.

31 октября - "Ледяной шторм" (The Ice Storm), реж. Энг Ли, 1997. Драма. Так тоже бывает: иногда поводом посмотреть какой-либо фильм для меня становится прогноз погоды. В конце октября колонки новостей пестрели паническими сообщениями, что на Москву надвигает ледяной дождь. И я решил, что это хорошая причина освежить в памяти одну из ранних работ Энга Ли. Вообще Ли - один из моих любимых режиссеров. Его творческая манера идеально ложится на мое восприятие. Его фильмы не заставляют меня делать над собой хоть каких-то усилий, и новый просмотр "Ледяного шторма" лишь подтвердил это. Не могу сказать, что фильм во всех отношениях идеален. У него, как у многих экранизаций романов, есть проблемы со сценарием. Перенести книгу на экран целиком редко когда удается. От чего-то обязательно приходится отказываться. В итоге, например, сюжетная линия с пастором-нонконформистом выглядит куце и не очень осмысленно. Фильм рассказывает историю двух семейств, живущих по соседству в маленьком городке в Коннектикуте. В ролях старшего поколения снялись Кевин Клайн, Джоан Аллен, Сигурни Уивер. Их детей сыграли Тоби Магуайр, Кристина Риччи, Элайджа Вуд. Жизни персонажей полны лжи и скрытых противоречий, которые выйдут наружу в день, когда на город обрушится ледяной шторм.

отчет

Previous post Next post
Up