Я, наконец, готов расквитаться с "долгами" и вкратце рассказать, что я посмотрел за две прошлые недели. Итак, с 4 по 10 июня я увидел 5 фильмов, лишь один из которых был отсмотрен дома.
Большой экран
4 июня - "Окно в лето" (Fenster zum Sommer), реж. Хендрик Хандлёгтен, 2011. Драма с элементами фантастики. Невероятный выверт судьбы заставляет Юлиану заново прожить полгода жизни. Этот период был отмечен для нее двумя знаковыми событиями, тесно увязанными друг с другом: она встретила мужчину своей мечты, но потеряла лучшую подругу, погибшую под колесами автомобиля. Теперь перед главной героиней стоит выбор - либо оставить всё, как было; либо попытаться спасти подругу, не упустив при этом любовь. Очень приятное кино, хотя и не преподносящее никаких сюрпризов.
5 июня - "Сыны Норвегии" (Sønner av Norge), реж. Йенс Лиен, 2011. Трагикомедия. Второй из виденных мной фильмов, показанных в программе фестиваля норвежского кино в "35 мм". Николай был сыном закоренелых хиппи и воспитывался в атмосфере терпимости, любви и свободы. Однако постепенно мальчик стал понимать, что окружающий мир не так уж благостен, и далеко не все его обитатели так уж миролюбивы. Это открытие усугубилось личной трагедией: под колесами машины погибла мама Ника. В итоге мальчик отбросил идеалы хиппи и с головой погрузился в субкультуру панка с присущими ей тотальным нигилизмом и презрением ко всему живому. Но и тут Николаю не удалось забыться, ведь Магнус, его отец, выйдя из депрессии, вызванной смертью жены, тоже проникся панковским духом. Попробуйте-ка протестовать против всего мира, когда в этом вам приходится соревноваться с "профессионалом" протестного движения, который к тому же готов по-отечески вас во всём поддержать.
6 июня - "Милосердие" (Gnade), реж. Маттиас Гласнер, 2012. Драма. Участник конкурсной программы Берлинале нынешнего года. Третий и последний фильм из программы норвежского фестиваля в "35 мм", который я посмотрел. Так уж вышло, что все три картины, увиденные мной в рамках этого мероприятия, оказались семейными драмами. Причем, одним из основных сюжетообразующих элементов в них была судьба мальчика младшего подросткового возраста. Отличие "Милосердия" в том, что, если в двух других фильмах, главным образом, анализировались отношения родителей и детей, здесь история мужа и жены развивается параллельно истории их сына. Причем, события обеих сюжетных линий повторяют друг друга, хотя и на разном уровне. Нильс, инженер из Германии, вместе с женой Марией и сыном Маркусом переезжает жить в заполярный норвежский городок, где он нашел работу на заводе по производству сжиженного газа. Мария устроилась медсестрой в местную больницу, и как-то раз полярной ночью, возвращаясь домой после двойной смены, она залюбовалась северным сиянием и на что-то наехала. Испугавшись, она не стала выходить из машины, а направилась прямо домой. Нильс, услышав рассказ жены, поехал на место столкновения, но ничего там не нашел и успокоенный вернулся обратно. Лишь на следующий день они узнали, что жертвой наезда стала 16-летняя школьница. Поскольку свидетелей происшествия не было, Марию и Нильса никто не подозревал. Однако совесть не давала им покоя. В то же время у Маркус возникли свои проблемы. В новой школе ему было трудно найти друзей. Поэтому, чтобы завоевать симпатии сверстников, он не придумал ничего лучше, чем поучаствовать в издевательствах, которые школьные хулиганы чинили над одним из одноклассников. Никто из взрослых не видел, как Маркус плюнул в чужой рюкзак, и, значит, не было риска подвергнуться наказанию. Но и тут муки совести стали серьезным испытанием. Драматическая история о хороших людях, по воли обстоятельств совершивших неблаговидные поступки и ищущих теперь искупления, разыгрывается на фоне сурово-прекрасных арктических пейзажей, придающих фильму особое очарование.
8 июня - "Мадагаскар 3" (Madagascar 3: Europe's Most Wanted), реж. Эрик Дарнелл, Том МакГрат, Конрад Вернон, 2012. Анимация. В третьей части франшизы главные герои попадают сначала в Европу, где ставят на уши казино и открывают в себе талант цирковых артистов, а потом всё-таки добираются до "родного" нью-йоркского зоопарка и понимают в итоге, что возвращаться им некуда. Фильм стоит рассматривать, скорее, не как завершающую часть трилогии, а как ее ребут. Авторы третьего "Мадагаскара" не только придумали персонажам новую профессию, сулящую множество увлекательных приключений в будущем, но и значительно изменили саму логику повествования, отказавшись от главного сюжетообразующего принципа - невозможности перебраться из одной точки планеты в другую.
Малый экран
4 июня - "Через тернии к звёздам", реж. Ричард Викторов, 1980. Фантастика. Пролог "Прометея", в котором синюшный инопланетянин жертвует собой, чтобы "оплодотворить" Землю, напомнила мне сцену из финала "Терний", где один из персонажей тоже приносил себя в жертву, бросаясь в некую тестоподобную субстанцию. Поведшись на эту ассоциацию, я решил пересмотреть "классику" советской кинофантастики, которую не видел, кажется, со школьных лет. Если не углубляться в детали, то фильм рассказывается об инопланетянке, полюбившей советского космонавта, но пожертвовавшей личным счастьем ради спасения родной планеты. Главное мое впечатление такого: если вам кто-то начнет говорить о деградации отечественного кинематографа в постсоветское время, плюньте ему в глаза и назовите лжецом! Большей халтуры, чем "Через тернии к звездам", представить себе трудно! По количеству сюжетных неувязок и откровенных глупостей "Тернии", несмотря на то, что в написании сценария участвовал Кир Булычев, оставляют далеко позади и "Прометея", и вообще большую часть современной кинопродукции.