Скоро, чтобы прослыть постмодернистом, уже недостаточно будет соединить две разномастные стилистики. Потребуются, как минимум, три. "Пастырь" Скотта Чарльза Стюарта, где воедино слились антиутопия, вестерн и готический роман, очень показателен в этом отношении.
События картины разворачиваются в мире будущего, когда большинство людей перебралось жить в города-крепости, управляемые Церковью. Причиной, побудившей человечество к подобному шагу, явились вампиры, кровожадные твари, противостояние с которыми продолжалось многие столетия. Правда, к тому моменту, когда сюжет берет начало, война против вампиров уже закончилась. Переломить ситуацию в пользу людей помогли "пастыри", специально тренированные воины-монахи. Один из таких "духовных спецназовцев" (Пол Беттани), который так и не смог найти себе места в мирной жизни, неожиданно получает известие, что на далекую ферму, где жила семья его брата, напали вампиры. Церковные иерархи отказываются предпринимать какие-либо действия по этому поводу, так как новость, что кровопийцы снова вышли на охоту, может подорвать их авторитет и посеять панику среди населения. Вопреки строжайшему запрету "пастырь" покидает город, чтобы самостоятельно разобраться в ситуации. В нелегкой миссии ему станут помогать молодой шериф (Кэм Гигандет) и еще одна бывшая "пастырша" (Мэгги Кью).
Фильмы о вампирах в последнее время стали появляться особенно часто, и смотреть их было бы не слишком интересно, если бы режиссеры и сценаристы не стремились всякий раз предложить новую трактовку образу этих хрестоматийных чудовищ. В "Пастыре" вампиры лишены мистической, инфернальной сущности. Это просто еще один биологический вид. Такой подход, конечно, не является чем-то принципиально новым, но здесь важно то, как подана вампирская биология. Авторы "Пастыря" проводят прямые аналогии между вампирами и термитами. И те, и другие - ночные животные и поэтому слепы. И те, и другие живут колониями в гигантских сооружениях, созданных из собственных выделений. И у тех, и у других есть внутренняя иерархия, в которой присутствуют рядовые особи, охранники и матка-королева.
"Пастырь" отходит от классических представлений о вампирах еще и в том, что отказывает людям в возможности превратиться в полноценных кровопийц. Покусанный вампиром гомо сапиенс, если не умирает, становится тем, кого в фильме именуют "фамилиаром" или "зараженным". Однако чем именно фамилиары отличаются от обычных людей, кроме незначительных особенностей внешности, никак не объясняется. И это не единственное "темное" место в фильме. Непонятно, например, почему люди не уничтожили всех вампиров, а создали для немногих оставшихся особые "резервации". Чем был вызван такой приступ гуманизма? Также в сюжете присутствуют косвенные упоминания о некой ядерной катастрофе, сделавшей почву непригодной для земледелия. Никаких подробностей, разумеется, не приводится. Наконец, весьма сомнительным с точки зрения скрытности представляется способ, которым вампиры перемещались от одного населенного пункта к другому. Для этих целей они использовали поезд. Однако железнодорожный состав, постоянно находящийся на рельсах, - это как то шило, которого в мешке не утаишь.
Нужно сказать, что стилистика киношного "Пастыря" вообще-то сильно отличается от комикса, который лег в его основу. То была безумная, но в целом более традиционная история о противостоянии человека и падших ангелов. Даже облик главного героя претерпел в фильме существенные изменения. В коротко стриженном и равнодушном к головным уборам персонаже Беттани трудно признать длинноволосого, носящего широкополую шляпу "пастыря" из комикса. Впрочем, характерная шляпа с выщербленными полями на экране всё-таки присутствует. Правда, теперь она украшает голову главного злодея, роль которого исполнил Карл Урбан.
Есть в фильме и еще одна особенность, о которой стоит упомянуть. В нем оказалось меньше действия, чем могло бы быть. Как минимум, в двух эпизодах "Пастыря" просто напрашиваются эффектные схватки между людьми и вампирами, но их там почему-то нет. Чем это вызнано, недостатком средств или чем-нибудь другим, остается только гадать, однако кино определенно можно было сделать более зрелищным.
P.S. Забавную сценку мне довелось наблюдать перед сеансом "Зеленого Шершня". Я сидел позади трех оболтусов младшего школьного возраста. Когда показали ролик "Пастыря", это вызвало в их компании очень бурную реакцию. "Пластырь! Пластырь!" - повторяли они на все лады.
Страница фильма на IMDb.