Корни неудач "Предстояния" и "Цитадели", вместе составляющих продолжение "Утомленных солнцем" 1994 года, стоит искать во влиянии двух взаимосвязанных факторов: во-первых, в том, что кинематографист Никита Михалков очень любит самого себя; во-вторых, в том, что кинематографиста Никиту Михалкова очень не любят многие другие. Первая из названных причин фактически сделала оба фильма такими, какие они есть - чрезвычайно пафосными, наполненными нарочитым символизмом и плоским юмором, с нечетким сюжетом, но очень отчетливой идеологией, принять которую отказались очень многие зрители. Личность Михалкова сквозит буквально в каждом кадре, даже когда его самого мы не видим, хоть и случается такое нечасто. Тем легче стало фильм критиковать. Раз автор не отделяет себя от собственного произведения, то и многочисленные комментаторы не стали этого делать. Вторая причина обеспечила "Утомленным солнцем 2" волну язвительной критики в прессе и интернете, больше напоминающую сведение личных счетов с режиссером, чем попытку художественной оценки.
Напомню, что одной из главных содержательных претензий, что предъявлялись "Предстоянию", был упрек в отсутствии внятного сюжета. Повествование в фильме распадалось на отдельные фрагменты, металось между событиями, происходившими в разные годы Великой Отечественной войны с тремя главными героями, играли которых Никита Михалков, Олег Меньшиков и Надежда Михалкова. "Цитадель" в целом имеет такую же отрывочную структуру. Как и раньше, эпизоды картины являют нам череду узнаваемых актерских лиц - Анны Михалковой, Андрея Мерзликина, Артура Смольянинова, Павла Деревянко, Сергея Маковецкого, Инны Чуриковой. Тем не менее, сюжетная линия всё-таки наличествует. Правда, нельзя утверждать, что это было изменение к лучшему. До тех пор, пока "Утомленные солнцем 2" представляли собой набор разномастный иллюстраций на военную тему, в этом можно было усмотреть некоторую концептуальность, хотя, по всей видимости, и не запланированную автором. Когда же при сохранении общей эпизодичности действия в нем начала проглядывать череда событий, оказалось, что в предложенном Михалковым сюжете больше дыр, чем, собственно, сюжета.
События фильма начинаются, когда опальный комдив Котов (Никита Михалков), чудом избежавший расстрела в сталинских лагерях и теперь воюющий на фронтах Великой Отечественной в рядах штрафбата, очутился на подступах к некому немецкому укреплению, именуемому всеми "цитаделью", а своим видом напоминающему средневековый романский замок. Здесь на передовой его и находит офицер НКВД Дмитрий Арсентьев (Олег Меньшиков), посланный по личному приказу самого товарища Сталина (Максим Суханов). Верховный главнокомандующий вспомнил про Котова не случайно. В мозгу "отца народов" родился нетривиальный план, для выполнения которого нужен был человек с особыми навыками. Сталин захотел преподать жестокий урок всем, как в Европе, так и в СССР, кто не желал сражаться с нацистами, рассчитывая отсидеться в тылу.
Восстановленный в звании и регалиях Котов на короткий срок возвращается на свою дачу, где когда-то был так счастлив в окружении домочадцев. Однако те времена безвозвратно канули в прошлое, и воссоздать былую семейную идиллию оказывается невозможно. В то же время дочь Котова Надя (Надежда Михалкова), онемевшая в результате контузии, работает медсестрой в полевом госпитале. Она не знает, что ее отец остался жив. Впрочем, никому из родных также неизвестно, что и ей удалось уцелеть после налета немецкой авиации. Лишь в самом финале картины у разрушенных стен всё той же «цитадели» Котов и Надя найдут друг друга, но эта встреча чуть не обернется трагедией для обоих.
"Цитадель", конечно, является легким объектом для насмешек. Например, можно сказать, что за обликом "легендарного комдива Котова" скрывается супергерой "Человек-Кот", у которого, как и знаменитой Женщины-Кошки из комиксов про Бэтмена, девять жизней. Трудно иначе объяснить необычайную живучесть михалковского героя, который не гибнет ни в сталинских лагерях, ни под бомбежками, ни под шквальным артиллерийским огнем, ни даже наступив на мину. Пожалуй, единственную альтернативу "комиксовой" трактовке способна составить идея божественного провидения, незримо подталкивающего главного героя к исполнению уготованной ему миссии. В "Цитадели" отчетливо проступают мотивы искупления прошлых грехов, что роднит ее с картиной "Остров" Павла Лунгина, выходившей на российские экраны несколько лет назад. По ходу действия вдруг выяснится, что Котов повинен в многочисленных преступлениях, совершенных им под большевистскими знаменами. Он убивал священников, топил баржи с людьми, жестоко подавлял крестьянские бунты. Эти детали биографии наводят на мысль, что прообразом Котова был маршал Тухачевский. Впрочем, для иносказания аллюзии на реальных людей и реальные события совсем не важны. Даже Сталин, единственная достоверно историческая фигура в фильме, благодаря пугающему гриму и манере игры Максима Суханова больше похож на какое-то инфернальное существо, а не на конкретного политического деятеля. Поэтому не стоит обстоятельно анализировать "Цитадель" на соответствие историческим реалиям. Михалков, очевидно, не стремился быть хроникером эпохи, и это его право как творческой личности.
Сам режиссер утверждает, что его замысел в полной мере раскроется только в телевизионном сериале, который позволит рассказать историю семьи Котовым обстоятельно и связно. Тогда-то и заполнятся все логические дыры, а оборванные сюжетные дыры обретут свое законное продолжение и развитие. В ответ на подобные заявления сразу хочется спросить: зачем тогда вообще нужно было выпускать картину на большой экран, если даже при общем хронометраже двух частей почти в шесть часов оказалось невозможно сделать целостное произведение искусства? Видимо, тут мы опять сталкиваемся с какими-то личными мотивами.
Страница фильма на Ruskino.