"Непокоренный", реж. Клинт Иствуд

Jun 01, 2010 21:58

           


Сюжеты о том, как спортивные аутсайдеры собственным усердным трудом и при небольшой помощи фортуны выбиваются в лидеры, частенько встречаются в голливудских фильмах. Можно вспомнить хотя бы «Верзил» Дэвида Онспо или «Главную лигу» Дэвида С. Уорда. Поэтому история южноафриканской регбийной сборной, известной под именем «Springboks» (название местной антилопы, ставшей символом команды), сама собой просилась на экран. Во время Чемпионата мира 1995 года, южноафриканцы, которых всего за несколько месяцев до соревнования никто не воспринимал всерьез, сумели не только пробиться через групповую стадию, но и выйти в финал, где в тягучей борьбе взяли верх над фаворитами-новозеландцами.

Однако у тех событий была и другая сторона. Блестящая победа «Антилоп» явилась не только олицетворением мощи человеческого духа, способного пройти сквозь любые испытания, но и символом преодоления тяжкого социального раскола, царившего в южноафриканском обществе. Обо всем этом рассказывает новый фильм Клинта Иствуда «Непокоренный».

В 1994 году в ЮАР состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Нельсон Мандела, ставший первым чернокожим президентом этого государства. Демократическая смена власти ознаменовала собой слом системы апартеида. Однако политические изменения, как часто случается, не смогли в одночасье решить всех проблем, накопившихся за десятилетия расового неравенства. Страна оставалась разорванной надвое.

Сложившуюся тогда ситуацию прекрасно иллюстрирует сцена в самом начале фильма. Через дорогу друг от друга расположились две компании подростков. По одну сторону за аккуратным дощатым забором на аккуратном газоне одетые в аккуратную спортивную форму потомки белых африканеров играли в регби, по другую за покосившейся проволочной изгородью чернокожая ребятня в каких-то обносках гоняла в пыли футбольный мяч. Так же было и во всем обществе. Две расы существовали отдельно. У обеих был свой язык, свой флаг, свой гимн, наконец, свой любимый вид спорта.

Регби в ЮАР традиционно считался спортом для белых: в него играли белые, за него болели белые. Чернокожее население отдавало предпочтение футболу или, в крайнем случае, болело против «Антилоп», с какой бы командой те не играли. В 1977 году Страны Британского содружества приняли соглашение ограничить спортивные контакты с Южной Африкой. Это и стало причиной плохой подготовки южноафриканских регбистов накануне Чемпионата 1995 года, ведь в течение многих лет они испытывали острую нехватку соревновательной практики.

Были у «Антилоп» проблемы и внутри страны. Придя к власти, лидеры чернокожего населения ратовали за роспуск команды, ассоциировавшейся у них с политикой апартеида. Только вмешательство Нельсона Манделы не позволило этому случиться. Новоизбранный президент видел огромную опасность в углублении раскола между двумя частями южноафриканского общества. В своем желании объединить народ Мандела пошел и против мнения однопартийцев, и против советов ближайших помощников. Он сделал ставку на регби и не прогадал. Главным союзником президента стал капитан регбийной сборной Франсуа Пинар. Под его руководством и при поддержке власти команда совершила практически невозможное, и ее вдохновляющий пример послужил делу единения нации.

В «Непокоренном» есть несколько эпизодов, наглядно демонстрирующих, как регби помогает людям сблизиться и найти общий язык. Белые и черные телохранители Манделы, которые в начале фильма не хотели находиться в одной комнате, ближе к концу дружески перебрасываются мячом на лужайке перед президентским домом. Белая хозяйка и ее черная служанка, вместе пришедшие на матч национальной сборной, в пылу боления весело пихают друг друга локтем в бок. После победы ЮАР в финале белые полицейские радостно тискают черного мальчишку, которого часом ранее нервно гнали прочь от своей машины.

Описанные фрагменты однозначно выражают идейную позицию Иствуда, которая в «Непокоренном» звучит даже четче, чем в его предыдущей работе «Гран Торино». Деление людей на расы бессмысленно и, более того, вредоносно. Прекрасные актерские работы Моргана Фримана (Мандела) и перекрасившегося в блондина Мэтта Дэймона (Пинар), идеальная режиссура самого Клинта Иствуда, его идеальное чувство ритма и великолепная операторская работа Тома Стерна - всё работает на то, чтобы зритель окончательно уверился в справедливости этой немудреной истины.

подробности о фильме смотри здесь

Мэтт Дэймон, байопик, "малый экран", Морган Фриман, Клинт Иствуд

Previous post Next post
Up