В декабре 2018 года исполнилось сто лет со дня рождения Александра Солженицына - безусловно выдающейся личности XX века, который один из первых рассказал миру про
сталинский ГУЛАГ и начал писать о массовых репрессиях. Солженицына преследовала советская власть, он был вынужден уехать за границу, откуда смог вернутся только уже после фактического падения коммунизма.
Но вместе с тем, Солженицын был и остаётся весьма противоречивой фигурой - он не был демократом в полном смысле этого слова, и его претензии к коммунистам были весьма специфического характера. Да, он не любил коммунистов за гонения на религию и за репрессии, но одновременно как бы и "уважал" их за то, что те пытаются создать образ "великой империи".
Кроме того, Солженицын вобрал в себя все недостатки царской России - был вполне явным антисемитом (выискивал еврейские фамилии начальников ГУЛАГа, вопрошая "теперь вы поняли, кому всё это было нужно?") и считал, что народу нужен царь с абсолютными полномочиями. Проще говоря, Солженицын был имперцем, и в своих последних книгах и статьях рассказывал придуманные в XIX веке сказки о "триедином народе" и считал, что например жизнь
в Украине должна быть обустроена с помощью приказов из Москвы. Мнения украинцев при этом как бы и не существовало в природе - барин их не видит-с.
Лично я считаю Солженицына одним из наиболее переоценённых писателей XX века, который после шедеврального рассказа "Один день Ивана Денисовича" писал всё хуже и хуже, а в конце жизни и вовсе скатился в "невероятную бредятину" (как метко описал его последние труды Иосиф Бродский). И я считаю, что ещё через сотню лет о Солженицыне совершенно забудут.
Итак, в сегодняшнем посте - рассказ о Солженицыне и о том, почему его не будут читать ещё через сто лет. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и
в друзья добавляться не забывайте)
Биография Солженицына. ГУЛАГ.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года. Известен тем, что в школе носил нательный крестик, за что подвергался гонениям. В университете учился на физико-математическом факультете, был сталинским стипендиатом (учился на отлично) и самостоятельно изучал марксизм-ленинизм. В этот период Солженицын начал писать "Август Четырнадцатого", рассматривая Первую мировую войну с ортодоксальных коммунистических позиций.
В период войны Солженицын добивался, чтобы его взяли добровольцем на фронт - его признали ограниченно годным и взяли сперва в транспортно-гужевой батальон, а после того, как он закончил артиллерийское училище в Костроме - направили в артиллерийский полк, в дивизион звуковой разведки. На фронте Солженицын стал критически относиться к Сталину, но критиковал его не в целом как коммуняку и убийцу, а как того, кто исказил истинный ленинизм. Солженицына арестовали и направили на Лубянку - где его 4 месяца допрашивали, а после дали 8 лет лагерей.
Солженицын сидел в лагере ГУЛАГа под названием "Новый Иерусалим", а в 1945 году переведен в так называемую "шарашку" - закрытое конструкторское бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске. После конфликта с начальством шарашки в 1950 году Солженицына переводят в особый лагерь в Экибастузе - где тот работал на общих работах. К моменту освобождения в 1953 году Солженицын полностью разочаровался в марксизме и начал склонятся к православно-патриотическим идеям - именно их, а не демократию, он считал лучшей альтернативой коммунизму.
В конце пятидесятых годов Александр Солженицын начал публиковаться - наиболее известным стал его рассказ "Щ-854", позже переименованный в "Один день Ивана Денисовича" - это произведение стало одним из наиболее сильных в период "оттепели" и рассказывало про один день заключенного в лагере ГУЛАГа. Позже Солженицын засел за своё главное произведение жизни, за opus magnum под названием "Архипелаг ГУЛАГ".
Когда Солженицын начал меняться?
Я не буду описывать все вехи биографии Солженицына, упомяну о них лишь вкратце - в 1963 году он утратил расположение Хрущёва, ещё через десять лет был выслан из СССР, и вернулся в Россию только в 1990 году, уже
на последнем издыхании СССР.
Интереснее другое - проследить эволюцию взглядов Солженицына. По сути, критикуя совок - он считал его альтернативой не демократию, свободу и плюрализм мнений - а не что вроде "православного халифата", новой империи, в которой будет всё точно так же запрещено и закрыто как при коммунизме - но будет происходить под другими знамёнами. Солженицын ругал западные демократии сперва за то, что те не хотят активно бороться с коммунистами, а после - вообще как страны в целом - которые презирал за свободу и плюрализм.
Многие задаются вопросом - а когда Солженицын стал меняться, когда именно в нём произошли такие перемены? Многие писатели и диссиденты той эпохи утверждают, что Солженицын был таким всегда - к примеру, Андрей Сахаров ещё в 1974 году активно критиковал Солженицына - прямо заявляя, что весь его "патриархально-религиозный романтизм" приведёт к совку ещё худшего типа. Также Солженицына неоднократно критиковали за нетерпимость к альтернативному мнению, за жестокость и за имперство, а также и за антисемитизм - именно в евреях как в какой-то внешней силе видел Солженицын корни большевизма, а идеализируемый им русский народ был только в роли "пострадавшей овечки".
В последние годы Солженицын нёс и вовсе полную ахинею про "триединый народ", который должен сплотиться вокруг Москвы против коммунистов и против западных плюралистов - не замечая или не желая видеть, что на протяжении XX века именно Москва была корнем большевистского зла.
Борец с заглотчиками Сим Карнавалов.
Пожалуй, лучший сатирический образ Солженицына был представлен в романе Владимира Войновича "Москва-2042". Одним из главных героев романа был Сим Симыч Карнавалов - бывший заключённый и впоследствии непримиримый борец с заглотными коммунистами. Когда-то в детстве к Сим Симычу явился некий старец, который сказал ему, что ты, Сим - на самом деле потомок Николая Второго, и "быть тебе на Руси царём". От такой вести Сим Симыч невероятно возбудился и сказал сам себе - "первый сокол Ленин, второй сокол Сталин, а третий сокол я!".
В СССР Сим Симыч Карнавалов жил в грязной комнате при котельной детского сада - в ней было жутко неубрано, грязно и неуютно. Свои книги, называемые глыбами, Сим Симыч хранил в огромном, обитом железом сундуке, и ваял их обкусанным древним пером, окунаемым в чернильницу-непроливайку - с какой-то гордой обидой зявляя, что "именно такой дрянью, и даже гусиной дрянью, и была написана вся великая русская литература!". Помимо заглотчиков, Сим Симыч также не любил демократов и плюралистов - которые, в отличие от него, не знали истины. На замечание товарища, что
война СССР в Афганистане ужасна, Карнавалов отвечал так - "да, она ужасна, но необходима, так как после того, как мы заглочткиков прогоним, нам всё равно понадобится выход в Азию". Замечание о том, что тебе, Симыч, неплохо бы сперва грязь вокруг своего дома убрать, Карнавалов пропускал мимо ушей.
Позже Карнавалов эмигрировал - обосновавшись в Канаде. После эмиграции он время от времени собирал западных журналистов и рассказывал им, что на самом деле не в деньгах счастье и что у человека не должно быть вообще ничего. "Да, у меня есть слуги, поместье и небольшое озеро, но это очень маленькое, скромное озеро!" - заявлял Карнавалов, и продолжал ваять свои глыбы, коих он решил написать ровно 60 томов по 1000 страниц. Время от времени Сим Симыч репетировал своё возвращение в Россию - подъезжал на белом коне с мечом к слуге, переодетому в советского солдата, и допрашивал его - "ты почто служил заглотной власти?", а тот ему отвечал - "прости, батюшка, теперь буду служить я только тебе!".
В конце романа Войнович доводит идеи Солженицына-Карнавалова до логического завершения - тот приходит к власти и, прогнав заглотчиков, начинает устанавливать собственные порядки - объявляет себя единым и вечным царём, в школах теперь изучают только закон божий, словарь Даля и его глыбы, полёты на "леталках" запрещены - развиваться должен исключительно гужевой транспорт, все обязаны ходить в церковь, все женщины должны носить длинную одежду и головные уборы, а все мужчины - бороды. Также в стране снова начались массовые казни и репрессии, похожие на коммунистические, но уже во имя чего-то другого...
За "Москву-2042" Войновича сильно клевали как коммунисты, так и эмигрантская пресса - мол, как ты посмел покуситься на "наше всё", но Войнович отвечал в духе "не сотвори себе кумира" - он рассказывал, что описал не конкретного Солженицына, а типичного русского идола, которого так любят выбирать в качестве объекта для поклонения. Ещё Войнович рассказывал, что фигура Карнавалова - универсальная для всех диктатур, и его роман запрещён в Иране - так как там в портрете Карнавалова узнали аятоллу Хомейни.
Двухсотлетний юбилей. Вместо эпилога.
Вместо эпилога хочется сказать так - лично я считаю, что через сто лет Солженицына совершенно забудут. Или может быть будут помнить только один его рассказ - "Один день Ивана Денисовича", который стал его лучшей работой. А все его остальные антикоммунистические произведения перечеркивает его антидемократическая позиция, которая по сути мало чем отличается от коммунизма...
Такие дела.
А как вы относитесь к Солженицыну?
Напишите в комментариях, интересно.
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;) Подписывайтесь на меня в facebookПодписывайтесь на мою страничку Вконтакте Подписывайтесь на мой твиттер _____________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, почему Солженицына не будут читать через сто лет, нажав на кнопочку ниже: