Философские беседы. Глава 143. Каждый причастен блаженству счастья и эйфории свободы

Dec 30, 2017 20:54

Мой диалог с философом Арсеном Меликяном. Только для избранных.

Глава 143. М: Слушаю и читаю философов, филологов, прочих умников. Быстро надоедает. В человеке помимо ума должно быть нечто, что больше ума. Я бы назвал это внутренним светом. Эти умные люди - прекрасные критики и аналитики. Но что они критикуют? На что они употребляют свой ум? На критику дебильного общества, дебильной власти. Насколько это достойное занятие? Говоря, например, о том, что культура и общественные отношения в рыночной экономике лишают человека радости и счастья, заставляя его заниматься нелюбимым делом и относиться к себе как к товару, разве получают они удовольствие, рассуждая на эти и похожие темы? Вряд ли. Скорее это способ выразить своё недовольство, протест, отречение. Тогда для счастья и удовольствия, для того самого гедонизма, остаётся меньше пространства и времени. Вместо того, чтобы заражать своим весельем, эти умники лишь пытаются разбудить пьяное в стельку потребительское общество. Справедливости ради признаю и за собой этот грех критицизма. Я, пожалуй, встречал лишь единственного человека в своей жизни, которого мог бы назвать гедонистом и бонвиваном. Жил он бедно внешне, но богато внутренне. Его личность говорила о том, что отличаться от других значит перестать относиться к себе, как к товару и не думать о том, что твоя ценность определяется количеством имеющихся у тебя денег. В этом он тоже был велик! Настоящий князь!
Итак, критика - это лишь способ не сойти с ума в мрачном, лживом, пошлом и дебильном мире. Но чтобы наслаждаться жизнью, нужен ещё и внутренний свет, внутренняя веселость и отношение к себе как к источнику радости. Мы сами творцы реальности. Тот кто не творец, тот нереален.

А: Этические учения на протяжении многих столетий определяли смысл человеческой жизни в основном в двух терминах-понятиях: счастье и свобода. Но очевидно, что окончательное достижение либо абсолютной свободы, либо нескончаемого счастья остается за порогом человеческой возможности, так как и те, и другие состояния преодолевают границы человеческой жизни, находятся по ту сторону телесно заданного бытия. Но так как в наш век люди не верят в различные трансцендентальные перспективы, то свободу зачастую низводят к политико-правовым состояниям, а счастье - к чувственным или более тонким культурным переживаниям. Понятно, что такая редукция или низведение очень скоро обесценивают эти категории, но люди продолжают их употреблять, скорее, уже как мантры, лишенные реальной идеации.
В наше время взращивать и накапливать в себе подлинное и осознанное состояние счастья, блаженства, радости, довольства, благодарности и любви, которые суть подлинные источники света, исходящего от человека, чрезвычайно сложно, и редко кто способен вывести свою душу до такого состояния. Для такого роста духа нужна не только внутренняя решимость и благоприятные обстоятельства, но и милость природы и вселенских сил или энергий. Здесь должны сойтись множество случайных счастливых обстоятельств, чтобы человек обрел свое подлинное сияние. В священных писаниях различных народов об этом говорится как о редчайшем благословении, - миллиарды призываются, миллионы дерзают, тысячи практикуют и лишь единицы достигают. Но, конечно, есть немало людей, кто хоть раз в жизни испытывал вдохновение, духовный подъем, эйфорию и экстаз, и затем с благоговением вспоминал эти минуты счастья и всем сердцем желал повторения этих переживаний. Именно в таких людях мелькает своеобразный "остаточный" свет, который так привлекает всех нас. Все люди в детстве испытывали эти состояния и надо полагать, что каждый из нас в той или иной степени причастен к великому блаженству счастья и эйфории свободы.

философия жизни, Арсен Меликян, Максим Ефимов, элита

Previous post Next post
Up