Беловежский заговор - в шаге от стенки ...

Jan 07, 2014 20:20




8 декабря 1991 г. в гостевой резиденции правительственного охотхозяйства "Вискули" (Беловежсская пуща, БССР) руководителями России, Украины и Белоруссии было подписано соглашение, положившее конец Советскому Союзу. История тех дней почти не исследована и ждет своего времени. Меня же заинтересовал один лишь ее аспект. Участники встречи утверждают, что они собрались в Вискулях случайно и идея подписания соглашения возникла уже на месте. Однако упрямые факты свидетельствуют о том, что встречу все трое готовили заранее, не меньше чем за две недели. При этом каждый из присутствующих прекрасно отдавал себе отчет в том, что он отправляется отнюдь не на предновогоднюю охоту ...

Вопрос о правомерности действий заговорщиков можно даже не поднимать. Один из участников событий "юрисконсульт развала" Сергей Шахрай обосновывал легитимность соглашения тем, что якобы СССР распускали представители тех государств, которые создавали его в 1924 г. Подобное суждение не выдерживает никакой критики, так как на конец 1991 года действующим документом, на основании которого существовал СССР была Конституция 1977 года, принятая всенародным голосованием.
Действия участников событий следует квалифицировать по статьям №1  и №8 Закона СССР от 25.12.58.
Закон СССР от 25.12.1958 Об уголовной ответственности за государственные преступления

Статья 1. Измена Родине
Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

Статья 9. Организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации
Организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений, к созданию организации, имеющей целью совершить такие преступления, а равно участие в антисоветской организации, - наказываются соответственно по статьям 1 - 8 настоящего Закона.

Минимальное наказание в  статьях закона 1-8  -  лишение свободы на срок до трех лет или штрафом до двух тысяч рублей, таким образом в зависимости от квалификации преступления мы имеем вилку наказания от 15 суток и до смертной казни. И в этом случае на первый план выходит наличие или отсутствие предварительного сговора. Попытаемся доказать что он был.
По официальной версии, которую активно распространяют сами участники событий,  якобы страстного охотника Кравчука решили зазвать в Беловежскую пущу под предлогом охоты на зубра. Председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич пытался склонить известного левыми взглядами лидера Украины сохранить хоть какой-то вариант союза, но тот отказался ехать в Москву для встречи с Б. Ельциным - "отношения двух лидеров были неважными".

Послушаем невольных и относительно объективных свидетелей. В их числе директор охотхозяйства  Сергей Балюк, старший офицер службы охраны премьер-министра Беларуси Михаил Бабич, Вячеслав Кебич,  председатель Совмина БССР, Юрий Иванов, фотограф, Евгения Патейчук, машинстка дирекции охотхозяйства.

Первым фактом , пусть и косвенным в пользу версии сговора, является выбор места. В  Беловежской пуще в 1957 по распоряжению Никиты Хрущева в урочище Вискули были построены охотничий павильон, гостиница, баня и три коттеджа для VIP-персон. Советские вожди приезжали в заповедник отдыхать, охотиться и встречаться с представителями зарубежных стран. Но важно не это , а то, что оно расположено всего в 10 км от границы с Польшей.

По свидетельству Балюка,  Кебич предупредил  его о приезде  Ельцина  за неделю. То есть сразу после того, как на Украине прошел референдум о выходе из союза, а Кравчук был избран президентом.  Именно это и послужило толчком для заговора.

Президенты прибывали самолетами на близлежащий военный аэродром в Пружанском районе. Первым в Вискули прилетел из Киева Леонид Кравчук с премьер-министром Украины Фокиным ( а также по некоторым свидетельствам с представителями “Руха”)   Ельцин  7-го утром, прилетел сначала в Минск, и уже из белорусской столицы он и его команда (его сопровождали заместитель председателя правительства РФ Сергей Шахрай, госсекретарь Геннадий Бурбулис, министр иностранных дел Андрей Козырев и заместитель председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики Егор Гайдар) летели в Беловежскую пущу вместе с Шушкевичем и Кебичем.
Факт совместного полета "белорусов" и "россиян" также отчасти свидетельствует о предварительном сговоре.

Встреча не была уж совсем секретной, да и не могла быть таковой по тогдашнему протоколу. Высоких гостей встречала брестская власть во главе с председателем Брестского облисполкома Виктором Бурским. Правительственные машины были расставлены в строгом порядке: сначала машина для Ельцина и российских гостей, потом - для Кравчука и уже потом для белорусских руководителей. Российская делегация была самая многочисленная. Не считая высокопоставленных лиц, приехали еще 90 человек. Некоторых гостей пришлось селить в Каменюках, и в Вискули их привозили по мере надобности.
Девяносто человек "на поохотиться?", при том, что резиденция не была рассчитана на такое количество людей? Как говаривал Станиславский - не верю!
В главном корпусе Вискулевской резиденции разместились Ельцин и Кравчук. Номера у них были абсолютно одинаковые.  На территории заповедника было четыре деревянных коттеджа. Один из них занял Кебич, другой - Шушкевич, а в двух других разместились Гайдар с Шахраем и Бурбулис с Козыревым. Остальные, в том числе и министр иностранных дел Белорусии Петр Кравченко, жили в самой обычной гостинице, в некоторые номера которой селили по три и четыре человека.
В первый день гостям  предложили поохотиться. Но среди многочисленных членов делегации нашлось только два охотника - Кравчук и Фокин - премьер-министр Украины. Они отправились на охоту до ужина, провели в лесу не более 2 часов. Фокин подстрелил кабанчика, Кравчук - нет. Ельцин в это время отдыхал в своем номере.

Главу Казахстана Нурсултана Назарбаева в Вискулях в первый день ждали до самого вечера, но потом пришло сообщение, что он не приедет, так как "нет горючего для его самолета".
Похоже, что "предательство" Назарбаева настолько перепугало президентов, что те начали активно подстраховываться, делая друг перед другом вид, что их "заманили" случайно ...

Леонид Кравчук: «Ельцин подошел ко мне и говорит: Леонид Макарович, у меня есть информация, нам лучше отсюда улетать». Об этом свидетельствуют и последующие события.
Ужин начался в 18 часов, длился часа два. Российская делегация к ужину опоздала, все сидели и их ждали. Шушкевич не мог начать  без Ельцина. Как только в зале появился Ельцин, все сразу оживились. Весь вечер был слышен только голос Ельцина: он рассказывал о московских делах.
На протяжении всей встречи царила сугубо официальная обстановка. Члены делегаций даже не позволяли себе появиться в публичном месте без галстуков.
Практически все случайные свидетели утверждают что ужин 7-го числа, в отличие от расхожего мифа , не перерос в грандиозную пьянку.
Юрий Иванов, фотограф: «Разгульного пьянства там не было, я не могу сказать. Хотя нам тоже вынесли там по 50 граммов с бутербродами».
И это, кстати, также свидетельствует о сговоре. Соберись участники заговора на простую охоту, они бы уж непременно расслабились ...

О том, что происходило после ужина, почти ничего не известно.

Почти вся белорусская делегация собралась в домике Кебича, не было только Шушкевича. Стали говорить о том, что Украина не хочет оставаться в составе СССР, и нам надо думать о том, как быть дальше, как сблизиться с Россией.
Белорусская делегация на правах гостей пригласила россиян в баню. Ельцин париться не пошел, но пошли все остальные: Гайдар, Шахрай, Козырев, Кебич, Шушкевич. Из украинцев не было никого. Когда члены делегаций вышли из бани, кто-то из россиян сказал: «Пора спать. Завтра с утра нас ждет большая работа».

Обратим внимание, что в бане не было Ельцина и Кравчука, которые жили в центральном доме. Именно в это время они и могли договориться встретившись без свидетелей. Президенты прятались друг от друга и откровенно опасались обсуждать ключевые вопросы втроем , в присутствии любых посторонних. То есть откровенно сползали на статью девять закона ...

Похоже что к ночи договорились. В шесть утра 8 декабря в домике Шахрая и Бурбулиса уже горел свет.

Шушкевич: “ В Вискули белорусское правительство ехало для того, чтобы обсудить ряд экономических вопросов”, и якобы уже на месте идея обычной рядовой встречи стала обретать политические очертания. Он утверждает, что  никаких домашних заготовок ни у кого не было.

Часто в доказательство "спонтанности" соглашения приводится тот факт, что в составе трех делегаций не было даже машинистки, так что директор заповедника привез свою секретаршу, и только тогда появился напечатанный документ. Однако именно это также ярко свидетельствует о сговоре! Ведь не секрет, что как раз в аппарате любого руководителя находится огромное число стукачей из самых разнообразных служб и зная это, чтобы обеспечить секретность, заговорщики взяли с собой только личную охрану и преданных соратников.

Бабич: Охрана беловежской встречи осуществлялась по варианту приема высших должностных лиц. Сотрудников охраны было немного, они отвечали за безопасность глав республик и не более того.  Но когда стало ясно, какие принимаются соглашения, что по сути Горбачева лишают власти, стало нарастать чувство тревоги. Все понимали, что союзные спецслужбы могут знать о встрече в Беловежской пуще. Стали просчитывать, сможет ли кто-то  позвонить в Москву Горбачеву, опасались предательства. Россияне привезли в Беловежскую пущу своих связистов: вдруг среди них есть человек Горбачева? Кроме того, на территории Вискулей была правительственная связь. Мы предприняли все меры для того, чтобы никто не смог подойти к городским телефонам и телефонам спецсвязи.

Бабич: они "отключили все телефоны, связь от всего мира".
Роль тогдашнего белорусского премьера  Кебича в сговоре малоизвестна. Однако то что секретность совещания обеспечивал начальник его личной охраны - факт весьма и весьма интересный ...
Юрий Иванов, фотограф: «Один был момент такой - вышел Кебич, посмотрел на небо: ну, не летят[нас арестовывать] . Я понял, что мы могли и не вернуться».
Бабич: Самые важные предложения вносили россияне: Шахрай, Гайдар, Бурбулис. Все удивлялись: какие толковые, разумные предложения. Было походе, что россияне приехали в Беловежскую пущу с домашними заготовками. Кравчук держался очень вальяжно, непривычно уверенно в себе. За неделю до этого  он был с большим перевесом избран президентом, и за спиной у него был референдум 1 декабря, на котором Украина проголосовала за независимость .  Поэтому на все предложения он сразу отвечал отказом, а сидевшие в его делегации «руховцы» начинали роптать: «Да нам тут вообще нечего делать! Поехали до Киева…»

Судя по всему торговля о частностях соглашения шла меж подручными Ельцина и украинской делегацией, а белоруссы ни во что не вмешивались. После того как договорились на словах, началась подготовка документов.
Евгения Патейчук. "Говорят, бери бумагу, копирку, машинку и поедем в Вискули. Я копирку лучшую взяла, машинку "Оптима", что у нас в конторе была. Посадили меня в комнатушку и все время носили и уносили бумажки, все время что-то исправляли. Почерк у всех был одинаково трудный. Волнение у меня было. Могла не на ту букву попасть. Большинство Козырев диктовал. Стоял около меня". Также работу машинистки контролировали “люди из КГБ”
Когда, наконец, была готова «болванка», ее размножили на телефаксе в трех экземплярах, и эти рулоны понесли через коридор в другую комнату, где сидели втроем Ельцин, Кравчук и Шушкевич.
Ельцин в своей книге "Записки президента" так описывает свои чувства: «Вдруг пришло ощущение какой-то свободы, легкости... Я почувствовал сердцем: большие решения надо принимать легко...»
Юрий Иванов, фотограф: «Ельцин выходит радостный. Это был выход победителя».

Только после этого включили связь и начали звонить в Москву и Вашингтон.
Горбачеву звонил Шушкевич, а Бушу-Ельцин . Хозяина Кремля телефонисты довольно долго разыскивали, а Белый дом ответил почти сразу. В итоге часть разговора шла параллельно: Ельцин с Бушем, Шушкевич с Горбачевым.
В своих воспоминаниях Буш отметил, что Ельцин позвонил ему прямо из охотничьего домика в Беловежской пуще и заявил: «Горбачев еще не знает этих результатов... Уважаемый Джордж... это чрезвычайно, чрезвычайно важно. Учитывая уже сложившуюся между нами традицию, я не мог подождать даже десяти минут, чтобы не позвонить Вам».

И здесь все признаки заговора налицо - звонком в США президенты элементарно подстраховывались на случай, если Горбачев окажется мужиком. Однако Михал Сергеевич проявил себя как политический импотент, тряпка. Сразу после разговора с Шушкевичем он позвонил маршалу Шапошникову, министру обороны СССР. Хотел поднять армию, чтобы отменить соглашения. Но Шапошников , получивший в войсках кличку "Чеширский кот" за не сходящую с лица улыбку, включил дурака, хотя Горбачев еще формально был главнокомандующим. Тогда Горбачев стал обзванивать командующих округами, просил поддержки. Но сторонников серди военных после слива ГКЧП у него уже не было ...
Но даже "доложив" Бушу о содеянном, президены не чувствовали себя в безопасности. Ведь достаточно было в тот момент бросить на "Вискули" взвод какой-нибудь "альфы" и все могло решиться совсем иначе... Но такой приказ отдать было некому и после подписания соглашений делегации быстренько разъехались. Поужинали и - по домам…

И только потом, убедившись, что Горьачев не предпринимает никаких действий, а в стране нет ни одного генерала, достаточно решительного, чтобы повернуть ситуацию, заговорщики начали действовать решительно и открыто.

Описанный сценарий исключает какую бы то ни было возможность спонтанности развития событий. Так что если бы не срок давности в 15 лет, то светила бы нашим уважаемым госодам первая статья Закона с отягчающими в виде предварительного сговора. То есть чистой воды вышка ...
Как считает Лукашенко, если бы из Москвы был «хотя бы звонок в Беларусь, даже не Горбачева, если бы он отдал команду КГБ, и по их линии прошел сигнал всех арестовать, это могло решиться «в течение нескольких минут. В Беларуси органы власти были дисциплинированными и четко выполняли команды из центра… Беларусь была настроена жить в едином Советском Союзе». Где ты был тогда, Батька ...

разное

Previous post Next post
Up