Плавающие крепости. История третья - гражданские проекты

Jan 06, 2014 13:34




Первым идею гражданских “плавучих аэродромов” выдвинул британский ученый Генри Эдвард Армстронг в 1920 г. Его “моредромы” (seadrome) призваны были решить весьма актуальную в то время проблему грузопассажирских трансатлантических перелетов. Цепь “моредромов подскока” обеспечивала заправку самолетов, которым не хватала запаса хода для перелета из Европы в Америку. Но уже в 1927 году, после того, как Чарльз Линдберг совершил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж, подобные идеи потеряли актуальность.

Японские грезы


В наше время  к идеям плавучих аэродромов вернулась Япония. Высокая стоимость земли, малая территория и высочайшая плотность населения совокупно с очень большим воздушным траффиком привели к тому, что для этой страны  вынос взлетно-посадочных полос в море оказался экономически оправдан.
Международный аэропорт в Осаке построен на насыпных островах. Однако следующий проект , который запланировали японские инженеры стал мобильным.



В 1995 году была создана Ассоциация исследований гигантских плавучих сооружений (Technological Research Association of Megafloat (TRAM). Основываясь на идеях и опыте создания искусственной платформы, построенной в 1975 голу для международной выставки в Окинаве к 1998 г. в Токийском заливе была построена километровая тестовая платформа. Платформа попала в книгу рекордов Гинесса  как самый большой в мире плавучий остров, но на этом дело и завершилось.

От морского старта к воздушной посадке


Наиболее интересным реализованным гражданским проектом безусловно является платформа “Одиссей”, входящая в консорциум “Морской старт”. Была построена как самоходная нефтедобывающая платформа в Японии. Спущена на воду в 1984 г. В сентябре 1988 г в Северном море платформа пережила  один из самых крупных в морской истории пожаров, после которого больше для добычи нефти не использовалась. Решение использовать “Одиссей” для “Морского старта” было принято в 1992 году. В 1997 г. было завершено переоборудование в Норвегии и на Выборгском судоремонтном заводе.
Международный консорциум Sea Launch Company (SLC) создан в 1995 году. В него вошли американская фирма Boeing Commercial Space Company (40 % ), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %).
Интересно отметить, что после множества удачных  стартов и многолетней эксплуатации в 2009 г концерн  объявил о своём банкротстве. В результате реорганизации на сегодняшний день контроль над проектом полностью перешел к российской “Энергии”(95% акций).
Длина “Одиссея”  “всего” 133 м, ширина 67 м, высота 60 м. Платформа никогда не предназначалась для взлета и посадки самолетов, однако наработанный опыт эксплуатации столь мощного плавучего сооружения дает все основания считать, что подобные платформы с минимальной модернизацией могут стать модулями для будущих плавучих аэродромов.

Фантастика, реальность или же лохотрон?



Еще одним заслуживающим упоминания  проектом станет, похоже, реализация идей Жюля Верна из романа “Плавучий остров”. Американская компания  Freedom Ship International уже начала сбор средств на постройку “Корабля свободы”(Freedom ship) будущего плавучего города миллиардеров. Расчитанная на комфортабельное размещение 50 000 пассажиров "дура” размерами в четыре раза больше чем нынешний рекордсмен “Куин Мери” имеет все признаки мобильной платформы - она будет находиться в море постоянно, и имеет собственный аэродром.
Пока еще трудно сказать, что это, особо нахальный лохотрон или же серьезный просчитанный план. В любом случае рекламный ролик, который распространяет компания посредством "научного" телеканала Дискавери, интересен ...

image Click to view

военная техника

Previous post Next post
Up