Реклама превратилась в монстра, который держит общество в заложниках

Apr 09, 2013 12:39


Чем дальше мы удаляемся от советского, почти безрекламного времени, тем больше проявляется, удивительная, казалось бы, вещь! Яснее ясного становится, что скрытая коммерческая реклама - это один из видов мошенничества, причём социально опасного, и усугубляется проблема тем, что нынче процесс «развития» рекламных возможностей всё более приобретает злокачественный характер.
Один из классиков американского рекламного бизнеса утверждал, что любого может заставить покупать то, чего человеку совершенно не нужно, но просмотрев ролик кажется, что ему это необходимо.
Но это зло ещё не так большой руки, как говорил другой классик, ведь и помимо использования скрытых технологий манипуляции сознанием, нынешняя реклама дошла до удивительных степеней цинизма, усугубленного возможностями нынешних информационных технологий.

Одной из важных тем является то, что сейчас ради рекламных кампаний того, или того «продукта», как теперь принято называть всё подряд (даже книгу, к примеру), модно устраивать шумиху, которая подчас является банальной подлостью по отношению к обществу. Человек устроил провокацию, плюнул в лицо обществу, но имя-то плюнувшего заверещало, зазвенело, и, по законам нынешнего рынка, это приносит коммерческую выгоду. И то мерзко, то ужасно, что такие вот «законы рынка» поощряют откровенно деструктивное поведение, поощряют всякие гнусности. Человек сделал подлость, быть может задел и обидел многих, поигрался на чужих чувствах, поглумился над чем-то, но выиграл в коммерческом плане, поднял тиражи своих книг, дисков, своей продукции, или чёрт его знает чего ещё (смотря чего он рекламирует).
Уточню, что сейчас я говорю именно о скрытой коммерческой рекламе и её подвидах, а не о провокациях вообще, ведь сейчас эпоха провокаций, порой их устраивают в самых разных целях.
Но получается, что вся система целиком, и мелкие её частности, устроены так, что быть порядочным и хорошим человеком крайне невыгодно, неудобно, категорически убыточно.
Не могу сказать, что в другие исторические эпохи человеческая сущность состояла из иного теста, нет конечно, но нынче, как видно, человеческое общество, и вправду, чем-то серьёзно хворает, и потому некоторые пороки проявляются особенно мерзко. Были же времена, когда ценилась репутация, когда честное слово дорогого стоило, когда было важно сохранение морального облика… эх, жаль что эти времена ушли, жаль что «облико морале» оказалось высмеяно, выброшено на помойку, будто что-то ненужное, вместе со скромностью, непоказной порядочностью! А ведь мы сами в этом виноваты, мы сами высмеивали многое из того, чего, как теперь оказалось, ценится-то дороже дорогого, мы заменили это «западными ценностями», где правят пресловутые «законы рынка», о которых нам говорили, что они всё отрегулируют, а они вообще ни черта не отрегулировали, а лишь привели всю систему в болезненное, уродливое состояние, при котором раздуваются «пузыри» (это и пресловутые пузыри на фондовом рынке, и пузыри социального неравенства, когда у одного во владении - яхты и коттеджи, а другого мизерная зарплата, причём второй - кристально честен, а на первом пробу шлёпнуть негде).
Невыгодно, критически невыгодно в нынешние времена быть порядочным, и чего хотите со мной делайте, но я готов утверждать, что в советский период всё было несколько иначе, и пускай нахал и тогда мог оказаться ловчей и ухватистей, но всё же, безупречная репутация имела значение и о ней хотя бы разговор был, он хотя бы присутствовал на повестке дня.
Сейчас, на книжных полках, лежат, пестря обложками, издания типа: «Сто правил успешной стервы», и прочие пособия «учебного содержания», которые лишь провоцируют скатывание ситуации в ещё более злокачественное состояние, причём и авторы этих книжонок, и, порой, авторы художественных произведений, вынуждены, между строк, вставлять всё ту же рекламу, то есть пиарить всякие «бренды», названия ресторанов, марки алкоголя и прочего, тоже самое перекинулось на кино, на сериалы, которые порой, чуть не наполовину состоят из «рекламных вкраплений». И так всё это гадко, так печально, ведь это убивает искусство, ставит его в неестественные рамки, а художников, не желающих подстраиваться под эти условия, просто отпихивает от зрителя, от читателя. Принципиальным людям не дают издаваться, не дают пробиться. И вопрос-то ещё более серьёзен, чем в былые времена, когда, якобы, бушевала цензура, ведь та лишь требовала не трогать некие чувствительные болевые точки государства, власти и общества, цензура вымарывала некоторые строчки из произведений, а сейчас-то автора, «не вписывающегося в рынок» не печатают вообще, то есть осуществляют запрет на профессию, не собираясь обсуждать совершенства, или несовершенства текстов, или чего иного, что он предлагает.
Наблюдается нечто вроде денатурации искусства, переход его в иное качество, где деньги значат всё, таланты - ничего.
Однако тот самый вопрос провокаций, о котором я уже упоминал, является, пожалуй, ещё более злокачественной проблемой, ведь люди, устраивающие провокации ради рекламы, идут как правило, на заведомое нарушение моральных норм, а то и законов, популяризуя, тем самым, асоциальное поведение, калеча информационную среду нашего общества, навязывая ей уродливые стереотипы.
Вот, буквально на днях, произошёл очередной скандал, который был направлен на «раскрутку» очередной писательницы, которая под видом участия во «всероссийской акции грамотности», выдала заведомо провокационный текст, всеми силами стараясь устроить скандальчик. Она, походя, между делом, написала, через запятую «коммунизм, нацизм», и теперь, радуясь образовавшейся шумихе и суматохе, ходит по радиостанциям, стараясь побольше нагнетать страстей, клеймит всех, кто сделал ей замечание, но ждёт одного - повышения тиражей, то есть денежной выгоды от скандала, совершенно не тревожась о том, что поступила гадко и задела многих людей.
Каким-то подобным образом недавно раскручивали некую выставку, не менее провокационного и банального содержания, и скандал-то соорудили и вовсе тупой и бессмысленный, выпотрошив труп лисы и сотрясая им, тявкали какие-то гадости в адрес всё тех же «проклятых коммунистов».
Более всего раздражает, когда кто-то из пошлых и бездарных скандалистов, «продвигающих» свой «продукт» (на который никто бы не обратил внимание, коль не было бы скандала), орёт о том, что его кто-то якобы пытается запретить (чаще всего кивая на «кровавый репрессивный режим»)!
Ах, меня хотят запретить, вот-вот запретят, - орёт он (хотя, на поверку это оказывается пошленькой рекламной уловкой), и дело в том, что путём скандала вокруг возможных запретов, пиарят, чаще всего, всякую непотребную и мерзкую дрянь, которую, и вправду, неплохо было бы слить в унитаз и не вспоминать о ней вовсе.
Тут уж хочется чтоб ввели норму, согласно которой, коль человек истошно орёт о том, что его «продукт» достоин запрета, то должен приостановить свою деятельность и приостановить доступ к тому, о чём он само орёт как о достойном запрета, до тех пор, пока какая-нибудь комиссия не разберется в том, действительно ли «запрещенный» прав в том, о чём орёт.
А то присутствует какая-то дополнительная подлость в раскрутке подобного свойства, какая-то дополнительная мерзость и грязная манипуляция сознанием людей. Считаешь, что достоин запрета? Ну так и отлично, время рассудит, многое из действительно запрещенного потом лишь набирало прелести (однако большинство явлений, запрещенных советской властью, но выплеснутых сейчас на нас, оказались и вправду дрянью, и вопле заслуживали того, чтоб их держали в рамках).
Но и тема «запрещенности» не последняя беда, много всяких уловок используют те, кто норовит прибегнуть к нечестным методам скрытой рекламы.
В общем-то, воображения-то у таких «скандалистов», как правило, нет вовсе, и придумать какой-то тонкий и остроумный скандал они не могут, способны лишь тупо залезть на чужую территорию, и как всё те же церковные плясуньи, немножко там нагадить. Но если церковные плясуньи были вписаны в некие политические, или околополитические игры (вернее плясуний использовали ради них), то нередко, почти такие же «акции» устраивают ради бабла, ради денег, чтоб просто разбудить в обществе дух суматохи, шумихи, пустых сплетен и разговоров, и на этой волне впарить, навязать оглушенному потребителю свой «продукт» (который людям, на самом-то деле, совсем и не нужен).
Я написал «такие же акции», имея в виду не внешнюю схожесть, а похожесть смысловую и содержательную, ведь возвращаясь к вышеприведенному примеру, вполне можно сравнить написанные «раскрученной писательницей» через запятую, (коммунизм и нацизм), с таким же точно плевком в лицо, который хотели сделать пуси, разве что они метили в клерикалов и политиков, а тут плевок предназначался русским патриотам-левакам. Но суть-то та же самая - тупо соорудить скандал на пустом месте, используя технологии манипуляции сознанием. В данном случае, потребителю просто хотят впарить книги, которые иначе удалось бы продать гораздо меньшим тиражом, то есть налицо тот случай, когда хотят навязать то, чего людям не нужно.
По сути дела, такие рекламные акции, использующие «удары ниже пояса», являются чем-то вроде психологического лохотрона, мошеннической спекуляции на эмоциях людей, на человеческих порывах, и беда состоит в том, что такое мошенничество калечит, денатурирует сознание общества, накачивает его чем-то вроде стероидов, или наркоты, загрязняет естественную среду его существа, (тем более в нынешний век всеохватных средств массовой информации, которые могут достать любого, и пробрать, до самых печёнок, воздействие становится особенно опасным, и, порой злокачественным), вот и получается, что во имя коммерческих интересов той, или иной скаредной и беспринципной личности, калечат всё общество, навязывают ему жупелы (порой весьма чудовищные), приучают, скажем, к пивной зависимости, к определенной манере асоциального поведения, или чёрт его знает к чему ещё.
И это именно лохотрон, злонамеренный, типичный лохотрон! Реклама превратилась в монстра, который держит наше общество в заложниках, и чем дальше, тем монстр делается всё более прожорливым, беспринципным, способным на всё.
Сначала-то, в девяностых годах (я имею в виду, нашу страну, в данном случае), рекламная индустрия развивалась чуть иначе, попадались даже талантливые ролики, имеющие свою драматургию и художественную ценность, но к нынешнему моменту реклама мутировала, насквозь проросла злокачественной тканью, а поскольку момент нынч особенный, небывалый, дающий невиданные прежде возможности, то рекламный монстр норовит распространять эти злокачественные метастазы на всё общество, окутывая его и удушая в своих «объятьях».
Рекламный монстр проник повсюду, он залез в вопросы медицины и цинично навязывает людям лекарства, которые порой вредят и здоровью и психике людей (чудовищно, но теперь немалая часть рядовых врачей участвуют в скрытых рекламных кампаниях и стараются впарить, навязать людям то некий препарат, то курс некой терапии, то ещё чего-то), рекламный монстр залез в детскую коляску, он забрался к нам в постель, он давно уже обосновался на кухне, старясь тащить туда всякую дрянь (которая нам совсем не нужна), он всюду, буквально всюду распространяет свои щупальца-метастазы!
Глядишь на рекламного монстра, и омерзение берёт. Я уже телевизор не могу включать, и кажется, будто телевизор уже сказал всё что мог, а теперь устал, покорился рекламному монстру, и впаривает, навязывает нам с вами лишь некий «продукт», очередной, дрянной и гадкий (который нам совершенно не нужен).

На мой взгляд это есть серьёзная проблема. Я обозначил её.
Но чего же я могу предложить?
Долго думая над этим, дискутируя с разными людьми, я нашёл-таки кое-какие зацепки, которые, возможно, помогут отыскать подходы к исправлению ситуации, помогут вернуться в человеческое состояние из фазы моструозной злокачественности.
Предложение-то моё звучит просто: необходимо объявить любую рекламную деятельность отдельным видом занятий, то есть профессией, подлежащей лицензированию и уплате налога, причём, чем выше доход от рекламной деятельности, тем выше налог, а в тех случаях, когда реклама представляет собой психологический лохотрон, давление на сознание людей, путём провоцирования скандала в ситуациях, где, казалось бы, коммерция должна отсутствовать, брать ещё и штраф, причём немалый (сообразный с доходами от скандала, в каждом конкретном случае).
Я отлично отдаю себе отчёт, что вопрос это очень тонкий, сложный, я отлично понимаю, что нельзя создать такое законодательство, которое уследит за всем и сумеет предусмотреть всё, однако даже само движение по пути борьбы с «психологическим лохотроном» уже будет иметь оздоравливающее действие.
Оговорюсь что, разумеется, на данном этапе, начать это делать вряд ли получится, и пока господствует нынешняя американоцентричная система, меры по очеловечиванию среды вряд ли удастся продвинуть, но нынешняя ситуация не вечна, и думать надо уже о том, что будет после её распада, который закономерен, как смена времён года.
Итак, полностью запретить скрытую рекламу и нечистоплотные скандалы невозможно, тут и спорить не о чем, но прийти к какому-то согласию в обществе, устранить хотя бы самые агрессивные формы, самые уродливые проявления болезни, надо попытаться, да и необходимо вернуть на место (условную) «кафедру», с которой говорилось о порядочности, о единстве целей и задач общества, о вредности «достигаторства любой ценой», о нечистоплотности психологических манипуляций! Надо, надо, надо вновь начать говорить, о ненормальности «достигаторства за счёт других», нужно! Сейчас-то сама «кафедра» валяется на помойке, её снесли туда, за ненужностью, вот ведь в чём беда!

Если говорить чуть более детально, то приведу неожиданный, казалось бы, пример! Всё в той же Америке (вернее в некоторых её штатах), ввели сейчас довольно странный закон, который запрещает, владельцам домов с участком, выращивать у себя чего-то, кроме газонной травы, вернее будто бы не запрещает, а обязывает брать лицензию на выращивание овощей и фруктов, платить налоги, взносы и прочее (это сделано ради интересов торговых сетей, которые хотят отжать из потребителя побольше денег).
Закон довольно подленек и почти абсурден, (быть может скажете вы, и будете правы), но дело в том, что нам с вами, чтоб начать отбиваться от того, чего над нами производят сейчас, нужно, как говорится, делать добро из зла, поскольку его не из чего больше делать, и нам нужно тщательно присматриваться к технологиям, которые использует враг, стоящий по ту сторону имущественного рубежа, молящийся на деньги и готовый творить что угодно, во имя денег. Нужно брать его оружие и сражаться с ним этим оружием, памятуя о законах диалектики (не зря же Гегель старался, открывал их).
Итак, на новом этапе развития общества, который обязан начаться после краха системы нынешнего миропорядка (но сам по себе новый этап не начнётся, ради него нужно вкалывать), нам необходимо будет использовать некие наработки, с помощью которых мы демонатируем монструозную систему,что, до сих пор, подавляла нас, мы должны её хотя бы угомонить, а по возможности отбросить.

Итак, лицензирование и налогооблажение рекламной деятельности (в том числе скрытой рекламы, для выявления которой необходима специальная структура, состоящая из независимых экспертов). Думаю, именно тут нужно копать, тут нужно работать, и, знаете, так тонко, ювелирно и тонко, и усадить за разработку подобных норм, не таких людей как наши нынешние депутаты, а какого-нибудь умного человека. И так надо всё это продумать, чтоб невыгодно было наглеть и устраивать провокации за счёт общества, тираня общество, задевая многих людей, хамя им, (но получая лишь выгоду и хабар за счёт скандалов), а выгодно было иметь доброе имя.

Ах, да! Я же не оговорился о важном моменте! В принципе-то я не против рекламы как таковой, я не призываю к тому, чтоб её запретили вовсе, нет конечно! В том числе и на телевиденьи, в том числе и в интернете. Пускай и блоки, рекламные, будут (но конечно не в таком виде, как нынче, то есть не прерывая программы, или подсовывая рекламные баннеры людям под нос). Может быть, какие-то специальные временные промежутки эфира стоит выделять для рекламщиков, где они бы «продвигали» тот, ил иной «продукт», но так, чтоб было понятно - это именно реклама, люди рекламируют то-то и то-то. А восстаю-то я сейчас, возмущаюсь я именно против скрытой, нечистоплотной, провокационной рекламы, которую впихивают в неподобающие сферы. Я возмущаюсь не всей рекламой вообще, а такими её проявлениями, когда умельцы-манипуляторы берутся играть нашими чувствами, и устраивают «рекламную кампанию» там, где это совсем не годится. Вот опять вернусь к прошедшему «празднику русского языка», который заявляли как гуманитраную акцию, на самом же деле осуществив грязную политиканскую провокацию, (прицепив туда пассаж о нацизме и коммунизме), и, самое поганое состоит в том, что сия, по существу мошенническая акция, сей психологический лохотрон принесёт организаторам желаемый хабар, позволит заработать денежек, которые не достались бы им в таком количестве, коль нечистоплотный скандал, использующий технологии манипуляции сознанием, не был бы осуществлён и широко «раскручен».

Трудная это материя, трудная, непростая, много будет на её пути подводных камней, но что-то же делать придётся хоть зло старается пуще добра, конечно же нужно делать так, чтоб всё это лишь в незначительной степени касалось людей, не имеющих богатств и больших возможностей, и если вводить штрафы, лицензирование и прочее, то подходить-то надо не с того конца, с которого подходят американцы (запрещающие малообеспеченным слоям населения растить укроп и редиску), то есть идти не путём введения очередного «налога на бедных», а совсем с другого направления, бороться надо не с мелкими проявлениями, а искать корень зла, и уж коль вводить высокий налог и прочие запретительные меры, то сообразно хабарам и барышам, на которые рассчитывает ловкач, желавший прибегнуть к скрытой рекламе, скандального свойства (повторюсь ещё раз, я говорю именно о скрытой, нечистоплотной рекламе, а не обычной рекламе вообще).

Хотя, и этот сложный вопрос и многие другие, на самом-то деле тесно связаны, а вернее вытекают из главного - из вопроса социальной деградации общества, начавшейся (в нашем случае) в конце восьмидесятых годов, усугубившегося в девяностые. И если говорить о том, что нам пропихивают нечистоплотные виды рекламы, то нужно смотреть, кто стоит за всей этой системой, кому выгодно существование её в таком виде? А выгодно это тому «владетельному классу», который нахапал в девяностых, обворовал наше общество, но считает теперь себя гегемоном и подумывает даже о социальном дарвинизме, то есть не прочь был бы, официально и жестко, закрепить неравенство, создать «стеклянный потолок» (который был во времена рабства в США), присвоить себе «законное» право манипулировать разными слоями населения, помыкать ими на «законных основаниях»!
Разумеется, без разбора завалов на главной арене истории, на месте главного фронта, то есть в области социального неравенства и неоднородности прав, невозможно осуществить ничего из того, что я называю новым очеловечиванием общества, и потому-то я говорю, что всерьёз браться за разбор завалов мы сможем лишь после краха нынешней уродливой системы миропорядка, после её банкротства… хотя и мешкать будет нельзя, короче, всему всё время, не раньше и не позже.
Но разговор-то, то есть саму дискуссию, полезно вести уже сейчас, и как можно более осмысленную, острую, деловую, чтоб мы не оказались, опять будто слепые котята, какими были в 1990 году, в момент той катастрофы, которую подстроили нам тогда наши противники (да и собственная наша вина тоже была, увы и ах). Нужно учиться на своих ошибках, но ещё более важно понимать, что вызовы всегда бывают неожиданными, и готовиться надо к динамичным явлениям, а не застывшим, воспитывать в себе гибкость ума, гибкость реагирования на эти вызовы.
Однако лечить болезни нынешнего общества необходимо, нужно удалять опухоли, делать что-то с пузырями, очищать кровь, переходить на здоровое питание, отказываться от денатуратов и фальсификатов всех мастей, которыми нас закармливала эпоха, в течение которой происходило немало чудовищного и глумливого, такого как действия рекламного монстра, что держал, и всё ещё продолжает держать общество в заложниках, издеваясь над ним.
Previous post Next post
Up