В ту необычайную эпоху, когда люди ещё не догадывались о том, насколько они наивны, в северо-восточных, или в юго-западных провинциях одной из стран, о которой нам сейчас известно крайне немного, бытовал себе один небольшой городок, рядом с которым находились другие такие же селенья, где-то поодаль шумело море, под горой текла река, и все птицы,
(
Read more... )
На самом-то деле я совершенно не согласен с нею, вернее с тем мнением, которое она высказывает, и хотел подчеркнуть, что нынешняя православная церковь, отчего-то, весьма солидарна с преобладающей идеологической установкой на индивидуализацию, которая сложилась ещё в горбачевские-ельцинские времена. Нынешние православные ортодоксы берут одну сторону учения (тезис о личном спасении), но не воспринимают другую (принадлежность человека к общине, необходимость нести вовне нечто важное, страдать за свой народ). На личном спасении сделан слишком большой акцент, и это разобщает людей.
К сожалению, церковь сейчас «болеет» почти теми же «болезнями», что и общество, и в этом её беда, представители церкви, и рядовые православные очень хотели бы чтоб церковь (и христианство), опять стали тем институтом, которым являлись прежде и влияли на формирование норм, понятий, социальных регуляторов, но сама церковь (вернее люди, принадлежащие к ней нынче), слишком значительно подверглись «форматированию», которое затронуло всё наше общество, в горбачевские времена. И мало того, церковь, как организм тонкий и нежный, оказалась заражена, всем этим, едва ли не в большей степени. Иногда мне кажется, что церковь уже слишком много сделала для России в прошлые эпохи, и сейчас, закономерным образом, состарилась, потому не может больше быть по-настоящему действующим субъектом, влияющим на то, на что хотела бы влиять.
Разумеется, Александра, и люди близкие ей по духу, со мной категорически не согласятся, потому я стараюсь с ними не спорить (да и зачем? бороться-то с претензией церкви на авторитетность я не собираюсь, я бы наоборот стал бы помогать в этом, коль были бы какие-то реальные предпосылки, вернее предложения обществу от церкви).
Я, в разное время, был знаком и близко общался, в неформальной обстановке, с двумя священниками, тогда они были моими ровесниками, то есть молодыми парнями. Один из них ходил по Москве и подрабатывал тем, что освящал, для желающих, автомобили, читая молитву и окропляя водой (и неплохо зарабатывал). Я не хочу сказать, что это показатель, или это каким-то образом характеризует церковь в целом, просто когда я смотрю на нынешнюю систему церкви, она кажется мне похожей на среднего немецкого старика, вернее семейную пару, которая настолько осовременилась, что порой придерживается более «передовых взглядов», чем молодежь, (загорает на пляже без одежды, «либерально» относится к основным проблемам современности), и никак уже не может быть ни носителем традиций, ни охранителем норм и табу.
Но вся эта моя тирада касается одного лишь тезиса: к сожалению, церковь (на мой взгляд) сейчас почти не может пособить в возвращении на место норм и строгих правил. Я вынужден приходить к такому мнению, хотя трудно найти человека, который не принадлежа к церкви, относится к и истории русского православия и к русскому православию вообще, с большей симпатией, чем я.
Reply
Казалось бы, другое дело религия. Ведь церковь, как общественный институт веры, может критиковаться и даже реформироваться, что в истории бывало неоднократно, да и нынче существуют различные секты и религиозные течения, которые основаны именно на реформе постулатов, но не веры, а религии. Но у религиозных людей эти постулаты столь тесно переплетены с верой, что также приобретают в их сознании свойства аксиом. Поэтому дискуссии возможны только о месте религии в общественной жизни и о нише, занимаемой церковью в этой жизни. И ещё одно предварительное соображение: поскольку церковь институт общества, то было бы странно требовать от церкви существенных отличий в общественном сознании от остальных членов общества. Короче, каковы мы, таковы и наши институты, и такова церковь. И ожидать, что все служители церкви, будут образцом служения, порядочности, человечности и чести, столь же наивно, как требовать, этого от всех сотрудников правоохранительных органов, а ожидать, чтобы все, кто ходит в церковь и крестится на образа, блюли все десять заповедей, да хотя бы три из них, тоже наивно
Мне кажется, что Вы зря сетуете на православную церковь, что она не участвует в формировании норм и понятий. Просто за годы советской власти, когда церковь была отгорожена от государства и общества, она ушла в другую нишу - нишу внутренней жизни человека, причём строго среди людей воцерковлённых, и в другие области её и не пускали и продолжают не пускать, да и она не очень умеет сегодня работать с неверующими. Именно здесь, на мой взгляд, лежат корни явления, которое Вы назвали установкой на индивидуализацию. Нет, церковь не забыла про общину и общинность, просто она воспринимает общину только как общину церковную, рассматривая всех остальных, как пока не принадлежащих к ней, но подлежащих церковному охвату и вовлечению. Хотя пропаганду тех консервативных норм общественной жизни, на которых зиждется ортодоксальное православие, церковь в последнее время серьёзно развивает, но, то ли в силу отсутствия опыта, то ли от непонимания, почему-то, апологеты и пропагандисты православия выступают здесь не как хранители традиций и моральные авторитеты в области установления норм и понятий, а пытаются агрессивно навязывать своё мировоззрение, не признавая никаких компромиссов. Т.е., как всегда: «Тот, кто не с нами - враг!» А именно это многими не принимается. И именно в этом смысле очень характерным является Ваша и моя позиция в отношении высказываний Александры, как неприемлемых. Поэтому тот посыл, который церковь делает во вне, не воспринимается большинством, ибо даже те, кто готов его воспринять, сделать это не могут из-за той идеологически-мировоззренческой подкладки, которая присутствует в этом посыле и обосновывает его. Как пример можно рассмотреть высказывания лидеров коммунистов о православии и высказывания православных деятелей о коммунизме: первые произносят множество хороших и добрых слов, а вторые никак не могут простить атеизм коммунистической пропаганды в советское время. Думаю, церковь, как и наше общество, тоже находится на перепутье и только нащупывает своё место в этой жизни. И хотя многим её иерархам и хочется вернуть непререкаемое положение в государстве не только по вопросам морали и культуры, но и по вопросам идеологическим, по вопросам внешней и внутренней ориентации государства, я очень надеюсь, что этого не произойдёт.
Reply
Leave a comment