Нужен ли героизм и пафос в рассказах о Войне?

May 08, 2011 09:25


Завтра Девятое Мая, и я хочу затронуть довольно-таки сложный казус, который касается не их - победивших, а нас - принявших наследство. Казус, этот, заключен в проблеме - как именно относиться к памяти, и как говорить о ветеранах - пафосно, или простецки ( Read more... )

Leave a comment

Comments 41

cska_kazak May 8 2011, 06:02:43 UTC
Нужно понять для кого ты пишешь, что ты пишешь, и тогда будет понятно как писать.

Reply

maxim_akimov May 8 2011, 06:28:15 UTC
Я имел в виду широкий разговор о Войне, не камерные беседы, не разговор в какой-то определенной компании, а к примеру, статью в газете, или сценарий для фильма, который увидят многие люди, самые разные.
Разумеется, если говорить о рассказах для детей, скажем, то в этом случае возможна своя специфика, но всё же, преобладающий тон, преобладающий настрой что ли, который присуствует в обществе, влияет на все рассказы и на рассуждения о Войне вообще.
И если до начала девяностых годов, в нашем обществе было уважительное, почтительное и порой восторженное (до пафосности) отношение к Войне, то в девяностых, да и сейчас, слишком уж заметно движение к "простецкости", порой до пошлости, к излишнему разглядыванию тех частностей, что затушевывают героизм (который был-таки в реальности), слишком уж нередко заметно движение к "опрощению" того, что не должно становиться простеньким и банальным, что должно-таки оставаться святыней.

Reply

cska_kazak May 8 2011, 08:06:09 UTC
Еще раз, Максим...не важно где, в газете ли, в книге , или на заборе - пойми для какой категории людей ты пишешь и выбери стиль. А широкий это разговор, или узкий- значения не имеет.

Reply

cska_kazak May 8 2011, 08:10:04 UTC
Вот, кстати мой страый текстик где все упрощено и принижено ( ... )

Reply


tanyamarch May 8 2011, 06:25:52 UTC
Согласна с Вами абсолютно. Я тоже заметила всеобщее увлечение этой крайностью - всё упростить, принизить, опошлить. Отрицание существования героизма в реальной жизни как такового, отрицание высоких побудительных мотивов поступков человека на войне (Великой Отечественной!) вышло за рамки приличия.

Reply

maxim_akimov May 8 2011, 06:38:22 UTC
Да, и знаете, что порой неприятно задевает: сами люди, то есть многие из нас, слишком уж охотно переходят к новому стереотипу отношения к прошлому, к "новым суждениям" о памяти своих же (даже и кровных предков), которое формируется под воздействием телевизора, газет и прочего. Будто людям дали команду: "Теперь надо рассуждать так и так", и они, словно не считая нужным задействтвать свою собственную логику, а главное свои чувства, свою интуицию, резко начинают рассуждать иначе, и даже чувствовать иначе, по-иному относиться.

Это меня беспокоит более всего. Манипуляция сознанием, в последние двадцать лет, стала притчей во языцех, но и простые люди, то есть мы сами, порой, слишком уж поддаемся на недобросовестные призывы, на провокационные, порой почти хулигаские фильмы, книги, прочие "инлеллектуальные продукты".

Reply

tanyamarch May 8 2011, 06:49:50 UTC
Может, это нормальная реакция на излишний пафос предыдущего периода общественной жизни? И со временем люди обретут "золотую середину"?

Reply

maxim_akimov May 8 2011, 06:58:51 UTC
Ну, возможно. В общем-то, излишняя пафосность была-таки заметна в советское время, и особенно плохо, когда она была бездарной, то есть когда бездарные люди занимались пропагандой, были режиссерами, писателями, касавшимися темы Войны.
Хотя было немало и талантливых произведений о Войне, где пафос и простота были сбалансированы.

Может быть мы и подойдём, со временем, к "золотой середине", тем более, что в немалой степени, веяния девяностых годов имели неестественную природу, были привнесены извне, нарочно вброшены к нам, то есть их можно рассматривать и как некую болезнь, инфекцию, которой наше общество способно будет переболеть, а значит есть вероятность приобретения нами "иимунитета", который и позволит удерживать "золотую середину".

Reply


docc34 May 8 2011, 07:15:48 UTC
На этот вопрос давно ответили Симонов и Некрасов, а так же очень многие авторы, написавшие по одному - два произведения, ставшие классикой.

Reply


nellyt May 8 2011, 10:35:58 UTC
Меня поражает стремление нашего телеведения все принизить, опошлить, фальсифицировать факты. Мы снимали фильм о ветеранах,многие из них принимали участие в переломных сражениях, один командовал штрафбатом, так вот фильм "Штрафбат" - это сплошная ложь, а ведь мы это смотрим, считаем что так оно и было. Хорошо хоть, еще ветераны живы, которые могут рассказать правду о войне.

Reply

maxim_akimov May 8 2011, 10:53:09 UTC
К сожалению, на нашем телевидении, да и в "элите", всё ещё немало людей, которые отрабатывают западные "гранты" и подачки. Порой получение денег бывает обставлено замысловатым образом, да и не всегда это деньги, порой - выгоды, или что-то ещё, но та грязь, которую выливают на наши головы, мерзости, которые нам выдают в виде "новой правды" о Войне, довольно нередко бывают заказной диверсией, продолжением идеологической войны, имевшей место во время "холодной войны", только теперь провокации стали ещё более наглыми и неприкрытыми.

Reply


memento_mary May 8 2011, 10:47:52 UTC
Вы совершенно правы, Максим ( ... )

Reply

maxim_akimov May 8 2011, 11:07:29 UTC
Да. Думаю, что здесь будет уместно вспомнить о той памяти, которую несут французы о Жанне д`Арк. Казалось бы, французы - одна из самых легкомысленных наций, но ведь их отношение к Жанне, как к ключевой фигуре французского национального сопротивления, очень даже пафосное, по-настоящему героическое. Они настолько трепетно относятся к ней, что это вдохновляет и другие нации (и даже нас, русских) на отношение к Орлеанской героине, как к чему-то великому, огромному.
Да и к Наполеону-то их отношение вполне пафосное, он является-таки героем в их глазах, но уж Жанна (и многие другие фигуры и личности истории, которые воспринимаются французским сознанием, как однозначно положительные, в отличие от Наполеона) получают всю полноту восхищения, вполне искреннее уважение, порой доходящее до восторгов.
Так что, даже легкомысленность быта, национального характера не мешает им быть высокопарными и восторженными, пафосными, в тех случаях, когда речь идёт о героях, о явлениях национальной значимости и о предках вообще.

Reply

memento_mary May 8 2011, 13:06:31 UTC
То же самое можно сказать об отношении англичан к Черчиллю, к Нельсону и другим значимым историческим фигурам. Это не значит, что в отношении них недопустима критика или юмор, или что намеренно игнорируются все "недостаточно возвышенные" бытовые подробности, связанные с этими людьми. Никто из них бронзовых истуканов не делает. Но когда речь идет об их роли в защите собственной страны от врагов, принято все-таки говорить серьезно.

То же самое можно сказать об американцах и их отношении к своим героям, да вообще о любой нации, которая придает подобающее значение военному героизму, а не только рассуждает обывательскими мерками.

Reply


Leave a comment

Up