Вот в такой погожий день как вчера совсем другое дело... Солнышко светит и зовет куда-нибудь пойти. Поэтому мой путь лежит на Винзавод. Давно я там не был. Просто так, что называется, прошвырнуться бесцельно.
В галерее Гельмана выставка Алексея Каллимы с, прямо скажем, ставящей в тупик темой и названием "Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом". Девушки в шлемах, небо оранжевое, купола парашютов. Причем здесь Чечня?! Нет, я бы понял бы "Мужскую сборную Дагестана по вольной борьбе", - для Дагестана это очень значимый спорт. Но Чечня и парашютный спорт да еще и женский. По-моему, даже, что называется, на контрасте не работает. А просто и прямо ставит в тупик: что это, зачем это и почему это?! Тем не менее, порадовал эффект, когда подходишь к картине или идешь мимо большого во всю стену пано, создается эффект, что ты стоишь на месте, а парашюты летят вниз на тебя.
Далее я зашел в галерею Ирины Меглинской (бывшую "Победу") и там завис капитально и надолго. Табличка у входа гласила: детям и особо впечатлительным идти лесом смотреть не рекомендуется, ибо в экспозиции присутствуют сцены жестокости и насилия. После такого предупреждения я ожидал в зале увидеть толпы подростков, сбежавших с уроков, однако в зале (рабочий день) не было ни-ко-го. Я довольно неплохо знаю фотографа Стенли Грина и даже немного лично. Это очень странная личность, в его манерах всегда присутствовало что-то отталкивающее. Его ленивая манера говорить отдавала какой-то чванливостью. Стенли один из тех иностранных журналистов, который вечно лезет под пули в самые горячие точки. Зачем? Я много раз задавал себе этот вопрос. "Я хотел разобраться, что такое ислам и шариат, поэтому я надеялся встретиться с Басаевым", - говорит он. Вас не ставит в тупик такое несоответствие целей и средств?! Его и чеченские боевики захватывали (правда, из его рассказа, что-то уж больно либерально они к нему относились: в зиндан не сажали и даже фотографировать иногда разрешали), и под страшнейшие бомбежки федеральной авиации он попадал, - все не в прок. Он снова и снова лез в самое пекло.
Небольшое нелирическое отступление.
У меня где-то есть фотоальбом, сделанный им на пару с Энтони Сво. Они снимали события октября 1993 года с разных сторон: Энтони - со стороны Ельцынских танков, ну, а Стенли, разумеется, находился в Белом доме с мятежниками. Казалось бы, все идеально, событие показано с обеих сторон, и ты можешь сам решить, что тогда происходило в России и кто был прав, кто виноват. Фотографии страшные, все честно: без цензуры и купюр. Больше всего поражает, что ни хрена непонятно, что тогда происходило. Оно вообще непонятно, но тут ты видишь, люди в центре Москвы палят друг по другу на поражение, это уже не шутки и не воинственный треп политиков, и напрочь не понимаешь, зачем. Чего им всем надо?! Я просто не представляю, как эти события будут когда-нибудь преподаваться на уроках истории, например... А еще... Еще сейчас все зачем-то изо всех сил пытаются найти (или даже выдумать) "национальную идею"... События 1993 года очень четко показывают, к чему приводят такие национальные идеи. К войнам и кровопролитиям. Может, как-нибудь уже без них обойдемся?!
Вообще-то, выставка Стенли Грина "Черный паспорт" это не совсем выставка в традиционном понимании, это, скорее, слайд-шоу, - проекция несколько циклов работ Стенли на экран с его пояснениями. Один небольшой цикл посвящен Гренландии (да-да, я сам был удивлен: без трупов, крови и взрывов), и там он в конце цитирует замечательную фразу местного инуитского (экскимосского, по-нашему) охотника: "Жизнь в цивилизованном мире показывает, чего человек может добиться, а в нецивилизованном - чем человек является на самом деле". О, да, это правда, I've been there.
И еще совершенно сумасшедшая история, которую Стенли рассказал... Конечно, все в галерее устроено по-русски "через жопу": так, чтобы более-менее нормально слышать голос Стенли надо быть у колонки в самом дальнем от экрана углу зала, а чтобы видеть перевод (как я уже замечал, манера говорить у Стенли такая, как будто он презирает собеседника и не особо заботится о том, чтобы ясно выговаривать слова: мол, кому надо, тот услышит) и изображение на экране - надо быть в совершенно другой точке зала. При этом изображение не настолько четкое, чтобы буковки перевода легко читались... Такое впечатление, что организаторы выставки глубоко прониклись мизантропическими настроениями, характерными для самого Стенли.
Так вот история.
Чечня. Середина 90-х. Война в самом разгаре. Стенли с переводчиком попадают в каком-то селе под очень мощную бомбежку русской авиации: кругом все взрывается, свистят осколки, стекла вылетают... Когда все закончилось, они только смогли что поблагодарить Бога за то, что остались живы. Выбрались из какого-то там своего жалкого укрытия, отряхнулись и увидели какого-то местного человека, стоящего посреди улицы и держащего над головой стул. Они спросили его, зачем он держит стул над головой, и тот ответил, что стул это все, что осталось от его дома в результате бомбежки, и поскольку только стул не пострадал, он и решил укрыться под ним от бомб. Стенли с переводчиком стали объяснять ему, что под стулом нельзя укрыться от бомб, и, как только человек опустил стул на землю, в ту же самую секунду пуля снайпера сразила его насмерть.
Короче, вы понимаете, что после такого смотреть другие выставки непросто. Трудновато сконцентрировать внимание, мысли, хочешь - не хочешь, возвращаются к работам Стенли. Тем не менее, я медленно обошел другие галереи на Винзаводе: Art + Art, Art-Берлогу (работы модного Пепперштейна как-то ни разу не нашли во мне никакого отклика), а Риджина, Айдан и Photograher.ru были закрыты - может, и к лучшему. И к тому времени, когда я подошел к XL галерее я уже более менее пришел в себя. Поэтому выставка "MILF" Михаила Косолапова с торчащими из белой стены руками, ногами, фрагментами туловищ меня откровенно повеселила. Особенно, конечно, порадовала торчащая из стены жопа (удивительно, что никто еще ее не удостоил пенделем, - ну, так она напрашивается) и две "жопа-жопы" (нижняя часть тела переходящая в другую тоже нижнюю часть тела).
Когда я приехал на Савеловскую погода сильно испортилась, пошел мокрый снег, и я порадовался, что успел погулять под весенним солнышком. Пришел домой, разделся, включил компьютер и тут неожиданно выясняется, что на 6 вечера в книжном магазине "Москва" намечена встреча с писателем Алексеем Ивановым, представлявшим фотоальбом "Хребет России", выпущенный одновременно с одноименным документальным сериалом на ТВ. Я посмотрел на часы - 18.03, в окно - бэээ... Но, может, из-за этой мерзкой погоды и встреча задержится, - подумал я... До "Москвы" бегом мне около получаса. Я помаялся пару минут в нерешительности, оделся и побежал обратно к метро... Ну, о встрече с Алексеем Ивановым я расскажу уже, видимо, отдельно и в другой раз...
А после встречи мне снова пришлось бежать. Теперь домой. В 19.30 первая игра плей-офф хоккейного дерби "Динамо" (Москва) - "Спартак". Опоздал совсем чуть-чуть. Включаю телевизор. Обозленные за три поражения в сезоне динамовцы давят бедный спартачок по всем фронтам. Тяжело ребятам, но они держатся. Во втором тайме - твою мать - 3 минуты и 3:0 в пользу динамовцев, но наши бьются, видно, что стыдно нам сегодня за них не будет. Хоть и Ржига мрачнее тучи, и комментаторы уже советуют ему сменить вратаря Кочнева. Дудки! Дима сегодня больше не пропустит, а ребята в третьем периоде отыграются 3:3, показав нашей сборной, как надо играть против сверхмотивированного, превосходящего физически соперника.
Сборная России в третьем периоде против канадцев в Ванкувере просто сложила лапки и не даже пыталась сопротивляться, и это особенно болезненно било по самолюбию наших болельщиков, да 7:3, все понятно, но умрите достойно, все равно ж уже нечего терять! Спартаковцы не только выбрались из под бело-голубого 0:3, но еще и утерли им очередной раз нос в овертайме, победив 4:3. Браво! Отдельное спасибо Саше Бутурлину (№15), забившему первый ответный гол и отдавшему блестящую передачу Кириллу Князеву (№ 83), забившему победную шайбу. Да и всем спартаковцам, конечно! Вы молодцы! Настоящие мужики! Сегодня вторая игра. Держитесь, парни, мы с вами!
P.S. И еще порадовала Рига, отгрузившая две безответные пробоины
зажравшимся Газососам с Невы. Это очень важно не только для хоккея, но и для всей страны, показать, что даже в России госмонополизм - это неэффективная система.